Знаете ли вы, почему нельзя заниматься переговорами на площади? Правильно, потому что все окружающие обязательно захотят принять в этом посильное участие — если не делом, то хотя бы советом…
Противостояние Президента и оппозиции давно уже приняло характер затяжной войны. Воюющие стороны увязли в позиционных боях местного значения. И каждая новая неоправданная потеря подталкивала участников боевых действий к необходимости переговоров. Временное прекращение огня, создание «буферной зоны», равно как и участие в разрешении конфликта некоего ограниченного миротворческого контингента, не исключалось ни теми, ни другими. Но, кажется, никто не ожидал, что число желающих примерить «голубую каску» будет стремиться к бесконечности.
Потенциальные резоны потенциальных посредников более или менее ясны. Гипотетических парламентеров можно разделить на четыре условные группы. К первому сообществу мы отнесем тех, кто искренно желает, чтобы страна вышла из кризиса быстро, цивилизованно и с наименьшими потерями. Вынуждены констатировать: таковых меньшинство. И до неприличия мало тех, кто с полным основанием может претендовать на нелегкую роль действительно прозрачного буфера между режимом и его непримиримыми противниками.
Во второй «миротворческий батальон» спешат записаться те, кто в первую очередь обеспокоен собственным политическим (и не только политическим) будущим. Этим лицам, физическим и юридическим, принципиально важно добиться не только индульгенций за прошлое, но и дивидендов в будущем. А это может обеспечить только сегодняшнее участие в переговорах. Укрепится ли Кучма, пересилит ли его оппозиция — для данной категории граждан не суть важно. А будущее политическое устройство — и вовсе вторичный (по крайней мере, пока) вопрос. Разумное заигрывание со всеми способно гарантировать «приспособленцам» как минимум мирное сосуществование с любым режимом. Кое-кто, впрочем, надеется и на то, что статус миротворца позволит принять участие в переделе власти. Но эти политики не спешат предлагать свои услуги публично (дабы не нести ответственности за вполне вероятный провал переговоров), они предпочитают действовать крайне осторожно и абсолютно сепаратно.
Третье подразделение потенциальных миротворцев — те, для кого сегодняшняя драма является отличным поводом вернуть себе статус политических солистов. А роль «суфлеров» для Леонида Кучмы и ФНС — единственный способ избавиться от амплуа политических актеров второго плана.
И наконец, группировка номер четыре — люди, главной целью которых является срыв переговоров.
Мы намеренно избегаем упоминания конкретных имен. И потому, что некоторые политики (судя по всему) входят сразу в несколько условных «миротворческих» групп. И потому, что интересы некоторых лиц не ясны до конца. И потому, что нам хотелось бы избежать любого повода сорвать переговоры, вероятность начала которых все еще велика.
Хотя события последних дней доказывают, насколько сложно будет Президенту и оппозиции утрясти хотя бы общие правила — сроки, место, формат и предмет переговоров. Обилие гипотетических «посредников» — на наш взгляд, одна из причин, по которым переговоры так и не начались.
И Президент, и оппозиция пока что пришли только к пониманию того, что переговоры необходимы. Но реальная цель процесса пока что им до конца не ясна. А вот «посредники» в массе своей четко знают, чего они хотят. Более того, интересы одних «миротворцев» вступают в резкое противоречие с интересами других. А тот факт, что ни один из третейских судей не мог похвастаться официальным «мандатом», полученным либо от Кучмы, либо от ФНС, только запутывал и без того непростую процедуру консультаций.
В конце недели стороны наконец-то обозначили свои позиции. Первым это сделал Президент. Хотя его заявления вызвали больше вопросов, чем ответов. Леонид Данилович в очередной раз объявил о том, что «открыт для диалога», но не пойдет на переговоры с теми представителями оппозиции, «чья программа сводится к лозунгам «Геть!» и «Ганьба!», а система аргументации — к камням и металлическим прутьям». Посему для диалога с кем именно глава государства «открыт» — так и осталось загадкой. Чуть дальше продвинулся гарант в вопросе о предмете переговоров. По крайней мере стало ясно, в каких именно вопросах он не намерен идти на компромиссы. Леонид Кучма в очередной раз повторил, что не может быть и речи о его отставке, и, кроме того, категорически отказался обсуждать вопрос о корректировке модели государственного устройства. И, наконец, официальный лидер страны озвучил полный список лиц, которые (если верить сообщению агентства «Интерфакс-Украина») «занимаются проведением переговоров с оппозицией». К ним причислены Анатолий Кинах, Валерий Пустовойтенко, Виктор Мусияка и Евгений Марчук.
С точкой зрения главы УСПП и руководителя политсовета политических партий при Президенте «ЗН» ознакомило всех желающих в прошлом номере. Каждый из читателей вправе сделать собственный вывод, насколько Анатолий Кириллович и Валерий Павлович состоятельны как организаторы переговоров. Но из разговоров с наиболее влиятельными представителями оппозиции стало ясно, что оппозицию аргументация Пустовойтенко и Кинаха не убедила, кроме того авторитетность и незаангажированность этих политиков (у лидеров ФНС и УБК) вызывают серьезные сомнения.
Секретарь СНБОУ (очевидно по причине крайней загруженности) на вопросы нашего еженедельника ответить не смог. Размышления Евгения Кирилловича стали достоянием гласности благодаря агентству «Интерфакс-Украина», в интервью которому экс-премьер и экс-оппозиционер, в частности, сообщил, что переговоры «могут не состояться по вине ФНС-оппозиции». Что консультации осложняются «предварительными условиями в виде ультиматумов, которые выдвигает ФНС, попытками шантажировать власть новыми публичными акциями, оскорбительными выпадами в адрес оппонентов». Что Форум «засветился» достаточно открытой его поддержкой из-за границы, которая не совсем вписывается в украинское законодательство».
Из этого можно сделать как минимум один вывод. Если переговорам и суждено стать реальностью, то Евгений Марчук не годится ни на роль посредника в ходе консультаций, ни на роль полномочного представителя власти в ходе диалога. Посредник должен как минимум декларировать свою незаангажированность. Не говоря уже о том, что абсолютно нейтральным по отношению к главе Совета нацбезопасности секретарь того же совета не в состоянии быть хотя бы в силу служебной субординации. Делегатом от власти (если власть, действительно, хочет диалога) на будущих переговорах Евгению Марчуку тоже будет стать непросто. После его заявлений в адрес ФНС, представителям этой структуры сложно будет воспринимать бывшего кандидата в президенты в качестве партнера по переговорному процессу. Не говоря уже о том, что в рядах оппозиции находится все больше сторонников версии (весьма распространенной, но пока не получившей должного подтверждения), что Евгений Кириллович может иметь непосредственное отношение к «делу Гонгадзе» и «кассетному скандалу».
Любопытно будет узнать, станет ли Евгений Кириллович развивать тему незаконной западной помощи в ходе своего визита в Соединенные Штаты? И что он ответит, если ему зададут вопрос: «Было ли главе СБУ генералу Марчуку известно о том, что один из кандидатов в президенты в 1994 году пользовался «достаточно открытой поддержкой из-за рубежа, которая не совсем вписывалась в украинское законодательство»?
Четвертый, упомянутый Леонидом Кучмой потенциальный «посредник» между Президентом и оппозицией Виктор Мусияка был крайне удивлен тем, что он, оказывается «занимается проведением переговоров с оппозицией». По словам Виктора Лаврентьевича, к нему обратился ряд политиков, представляющих как окружение Президента, так и ФНС, с просьбой оказать посильную помощь в организации переговоров. Проводить переговоры от чьего-либо лица его никто не уполномочивал, более того, Мусияка заранее оговорился, что готов выступать только в роли посредника, но никак не участника переговоров. Репутация бывшего вице-спикера, а также тот факт, что Мусияка был объектом, а не субъектом инициативы, делал его практически идеальным кандидатом на роль миротворца. Однако заявление Президента (из которого кое-кто сделал вывод, что экс-представитель Президента в парламенте «играет» за команду Кучмы) способно сильно осложнить его миссию.
Вчера обнародовала свою позицию и оппозиция. Члены ФНС подтвердили слова Марчука о том, что пока идут не переговоры, а лишь консультации об их начале. И отметили, что все потенциальные посредники заявляли, что выступают от собственного лица, что отнюдь не способствовало их эффективности. Форум ознакомил общественность с перечнем требований, удовлетворение которых является обязательным условием для начала переговоров. Оппозиция считает необходимостью признание ФНС субъектом переговорного процесса, предоставления ей радио- и телевизионного эфира (не менее часа в неделю на УТ-1 и УР-1), возобновление трансляции сессий ВР, снятие со своих постов Михаила Потебенько, Николая Азарова, Евгения Марчука, Владимира Литвина, Вадима Долганова. Кроме того, Форум объявил, что не намерен отказываться от проведения массовых выступлений даже во время переговоров, оговорившись, что ФНС гарантирует мирный характер акций. Кроме того, оппозиционеры заявили, что посредники на переговорах им не нужны, «миротворцы» необходимы лишь для того, чтобы поспособствовать организации диалога. На самих переговорах нужны не посланцы от власти, а лица, власть олицетворяющие. Крайне желательно, чтобы этим лицом был сам Президент.
Реакцию Президента на эти условия спрогнозировать несложно. Большинство наблюдателей склонно считать, что «переговоры» загнутся, не родившись. Тем не менее в рядах оппозиции находятся оптимисты, полагающие, что власть способна пойти на уступки в обмен на встречные компромиссы. Как стало известно, в закрытом режиме сторонами оговаривается своеобразная возможность «бартера» — власть признает ФНС, предоставляет оппозиции эфир, снимает Потебенько и отказывается от намерения сделать Марчука официальным представителем власти на переговорах. Взамен Форум готов приостановить массовые акции, не вводить в число участников переговоров Мороза, а также рассмотреть возможность снятия требования о немедленной отставке Президента и об обязательном участии Кучмы в переговорах. Впрочем, далеко не все в Форуме с этим согласны. Учитывая тот факт, что и Президент ни в какую не хочет признавать Форум в качестве репрезентанта оппозиции, у переговоров не слишком радужное будущее.
Что может заставить стороны пересмотреть свои позиции? Реальность. Согласно недавним опросам, около 40% выступают за переговоры между властью и оппозицией. Около 30% ратуют за отставку Президента.
Оппозиция понимает, что затягивание переговорного процесса на руку власти, и намерена окончательно сформулировать свою позицию 7 апреля. Власть понимает: надежды на то, что конфликт рассосется сам собой, давно умерли. Выбор невелик: «круглый стол» или площадь. А площадь, как известно, не лучшее место для переговоров.
P.S. Когда верстался номер, стало известно о том, что по инициативе Леонида Кучмы состоялась его встреча с Виктором Мусиякой. По словам Виктора Лаврентьевича, глава государства попросил его выступить в роли организатора переговоров между властью и оппозицией. Леонид Кучма выразил готовность сесть за «круглый стол», но лишь тогда, когда будут достоверно известны предмет переговоров и точный состав участников. Как стало известно «ЗН», Кучма не исключает своего личного участия в переговорах и готов рассмотреть возможность диалога с представителями ФНС. Но лишь в том случае, если оппозиция будет представлена не только членами Форума.