В секретариате президента кипит работа: подписываются ключевые кадровые указы; слабые со страхом ждут увольнения; немногие сильные возлагают надежду на здравый смысл и свежий воздух; Васюнык сильно грустит; Яценюк пытается въехать в кабинет Третьякова; а Бондарь — в кабинет Веры Ивановны. Совещание сменяется совещанием до одиннадцати ночи. Двери в кабинет Балоги в перерыве между ними не закрываются, чем пользуется нескончаемый поток сотрудников и не сотрудников, несущих свои предложения и опасения.
Ющенко выстраивает для боя свою флотилию, наконец-то состоящую не из казацких чаек, а из флагманского ледокола и следующих в его кильватере (пока что двух с половиной) «Академиков Вернадских». Кадровый подбор нового секретариата говорит о стремлении выковать инструмент, призванный стать очередной модификацией кризисного менеджмента Банковой.
Честно говоря, первая оценка, вызванная достаточно позитивными изменениями в СП, была — «Поздно». Поздно, потому что упущено время и потеряна значительная доля доверия народа. Поздно, потому что полномочия, дававшие президенту возможность реализовывать наработки призванных на службу яйцеголовых, теперь практически отсутствуют. Поздно, потому что мало кто в политикуме верит в способность Ющенко пользоваться результатами хоть кризисного, хоть не кризисного менеджмента.
И тем не менее, формирование президентом верхушки секретариата при определенных обстоятельствах и методах работы может со временем создать достаточно весомый фактор влияния на процессы, происходящие в стране. Случится это или нет, мы сказать не можем. Слишком мало информации и слишком много переменных в украинском политическом уравнении. Остановимся лишь на некоторых моментах, просматривающихся сегодня.
Виктор Балога |
Объективные трудности
Один из новоназначенных чиновников, пришедших на Банковую, в первую очередь запросил «карту» полномочий президента — свод прав главы государства, пользуясь которыми он может влиять на ситуацию в стране. Подобной «карты» в секретариате не оказалось. Детальная инвентаризация рычагов влияния стала одной из первых задач, поставленных перед сотрудниками. Но по большому счету, и так ясно, что после конституционного секвестра, президентские возможности дали серьезный крен в сторону контрольной функции и утратили баланс функции созидательной.
Среди основных рычагов у Виктора Ющенко осталось право вето на парламентские законы и право приостанавливать любые решения Кабмина, направляя их для оценки в Конституционный суд. Это не слабые рычаги и некоторыми из них уже на будущей неделе президент воспользуется (чего не делал полтора месяца, несмотря на имеющиеся на то основания).
Арсений Яценюк |
Загвоздка, правда, в том, что не формальное, а моральное право ветировать законы Виктор Ющенко сохранит только в том случае, если «Наша Украина» — его политическая сила — будет в оппозиции. Если же она войдет в коалицию, то Ющенко нужно будет либо отречься от партии, являющейся пусть малым, но его плацдармом в Верховной Раде, либо в ручном режиме вынуждать эту партию поддерживать законопроекты коалиции. Страна и так имеет шарж на парламентско-президентскую республику классического образца. Если же «Наша Украина», войдя в коалицию, по-прежнему не будет поддерживать законопроекты коммунистов, социалистов и регионалов, а президент вдобавок их будет ветировать, то мы получим просто карикатуру.
Что касается Конституционного суда, в котором, по некоторым данным, после избрания председателя президентская сторона имеет некий перевес, то это преимущество может оказаться временным. Ибо ресурсы, затрачиваемые Партией регионов и президентской стороной для удержания преимуществ в разных сферах, несопоставимы…
Виктор Бондарь |
Таким образом, мы видим, что на сегодня президент все еще имеет достаточно полномочий для того, чтобы заблокировать негативные, на его взгляд, решения парламента и правительства. Однако для подобных шагов нужно больше воли и последовательности, нежели интеллекта, который сейчас пытаются сконцентрировать на Банковой. И Яценюк, и Чалый, и Бондарь в несколько разных степенях и в различных сферах, могут генерировать интересные предложения по изменению сложившейся ситуации. Подтянув под себя людей, близких по духу, они теоретически способны сгенерировать программы реформ в различных направлениях — от судов до ТЭКа. Но где механизм реализации этих наработок?
У Ющенко есть право законодательной инициативы, но у него нет парламента. И даже если «Наша Украина» присоединится к коалиции — совсем не факт, что «большинство четырех» будет поддерживать законодательные инициативы президента.
У президента нет правительства, потому что нет пропрезидентского большинства в его составе; потому что Азаров бюджетной рукой держит за горло любого министра, независимо от его цвета; потому что Янукович стремится к личной власти, пытаясь вытеснить президента даже из тех правовых пустот, которые оставлены в «недоделанной» Конституции.
У президента остаются указы и СНБО, решения которого оформляются теми же указами. И тут с одной стороны нависает гильотина контрассигнации, а с другой — кабминовская бюджетная волокита, при помощи которой практически любой указ может быть похоронен либо снивелирован.
Вот и получается с интеллектуальным потенциалом нового секретариата, как в том анекдоте: «Ну, сбрею я марксовскую бороду, а умище мне куда деть?». Умище, на первый взгляд, практически девать некуда. Однако не стоит забывать, что ситуация может меняться.
Мы помним, как регионалы обещали, что вне зависимости от того, присоединится к ним «Наша Украина» или нет, к сентябрю антикризисная коалиция будет иметь конституционное большинство в 300 голосов. Сентябрь на исходе, а конституционным большинством и не пахнет. Более того, если регионалы не изменят линию поведения и не слезут с асфальтоукатчика, то этого большинства никогда и не будет. Обделенные социалисты и не менее обделенные группы влияния внутри фракции Януковича со временем не будут способствовать усилению позиций премьера в парламенте. Ошибки Павла Ивановича Лазаренко руководство «Регионов» не просто копирует, оно, выражаясь языком чертежников, их просто козлит. Помните: «Я не политик, я хозяин», «Для того, чтобы начать делиться, все сначала должно стать моим»… Ну-ну.
Кроме того, не стоит забывать, что предложенный бюджет, без существенных изменений, вряд ли обрадует целые слои украинских граждан. А уж счета, полученные после начала отопительного сезона, да и цены на вещи первой необходимости — и вовсе огорчат. Причем огорчение это скажется на рейтинге правящей партии в первую очередь.
Опытные новобранцы секретариата президента, к тому же обладающие неплохими ораторскими способностями, получат шанс предложить разумные решения существующих проблем. Они получат возможность подвергать критике правительство и на дискуссионных площадках, и в законопроектах, и в инициативах президента и отчасти в его указах демонстрировать возможность другого подхода. Назначение Яценюка представителем президента в Кабинете министров — сильный ход. Это не значит, что Арсений Петрович будет со всей пролетарской ненавистью вгрызаться в любую бумажку, рождаемую Кабмином. Но его опыт в экономике и юриспруденции (как-никак — красный диплом), а также в отстаивании собственной позиции в том же правительстве Еханурова, поможет президентской стороне адекватно реагировать на многие промахи или злоупотребления кабминовского, а возможно и парламентского большинства.
На фоне возникающих сложностей команде премьера, имеющей по сути трех разговаривающих представителей — складно читающую с нот Богатыреву, блестяще импровизирующего Кушнарева, гипнотизирующего Табачника — будут противопоставлены опытные и пользующиеся доверием во многих средах дебатер Яценюк, энергичный и неисчерпаемый в аргументах Чалый, логичный и уравновешенный Бондарь. (О пламенной Тимошенко я тут не говорю.) Команда, не имеющая широких возможностей для влияния, но компетентно и аргументировано ведущая дискуссию, при определенных обстоятельствах может психологически переломить общественное мнение в иную сторону.
Не стоит забывать еще об одном моменте. Несмотря на готовность лидера оппозиции Юлии Тимошенко стать мамой всем обиженным и ущемленным новой властью, не все попавшие под каток готовы за этой помощью обращаться к оппозиции. Часть бизнесменов, политиков и чиновников будет стремиться искать защиты и на Банковой. Если почувствует, что сможет ее там получить. Например, ИСД уже получил возможность рассчитывать на такую защиту — двое из новоназначенных замов в разной степени, но близки этой компании, имеющей историю достаточно противоречивых отношений с Ринатом Ахметовым…
Таким образом, перекраиваемый секретариат, в идеале, может наладить максимально четкую работу главы государства; привести в порядок и запустить механизм президентского контроля за решениями исполнительной и законодательной ветвей власти; вернуть президенту уверенность в себе и продемонстрировать обществу разумную альтернативу принимаемым или обсуждаемым в ВР и КМ решениям.
Слово о кадрах
Теперь пару слов о тех, кто взвалил на себя эти задачи.
Виктор Балога — человек, имеющий давнюю историю близких взаимоотношений как с Виктором Ющенко, так и, что немаловажно, с Михаилом Дорошенко. Бизнес-жилка нового главы секретариата сильна настолько, насколько и его организаторские качества. По большому счету, Виктор Иванович был выбран из ряда, включающего кандидатов на этот пост — Игоря Тарасюка, Арсения Яценюка, Романа Безсмертного, — потому, что он является усиленной копией… Веры Ивановны: житейская мудрость, доминирующая над багажом академических знаний, политическая коммуникабельность, заменяющая идеологический догматизм, тонкое понимание психологии президента и значимости чувства комфорта для главы государства. Балога способен как наносить удары, так и держать их. Его задача: навести порядок, разрулить призванных на службу звезд и взять на себя президента.
Арсений Яценюк — любимец либеральной публики, экс-министр угробленного ныне (с точки зрения масштаба полномочий) министерства, юрист, экономист и банкир в одном лице. На большие проекты Арсений Яценюк так и не успел (либо не смог) замахнуться во время своей работы в правительстве Еханурова. Но как тактик показал свои самые сильные стороны.
Виктор Бондарь — экс-министр транспорта. Блестящие характеристики выдать сложно, но и недооценивать молодого чиновника тоже не стоит: ответственный, там, где может — последовательный, неплохой менеджер, и уж совсем не такой, как Гладких, бизнесмен… Другой вопрос, что участок работы, который ему расписан, вряд ли может быть эффективно им вспахан. За Бондарем закреплены кадры (что непросто), а главное — региональная политика. Человек, который никогда не работал мэром, руководителем райадминистрации или губернатором; человек, не готовый пожертвовать своей печенью ради общего дела, вряд ли найдет общий язык с этой кастой. Изначально на этом направлении должен был трудиться экс-губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий. Но он отказался, предоставив Виктору Бондарю в президентском секретариате наполнять информацией пустые файлы не существующей пока программы отслеживания ситуации в регионах.
Александр Чалый. В определенном смысле смешное назначение. Пронатовский и проеэсовский президент будет на международном направлении пользоваться услугами человека, заявляющего о том, что настал звездный час для Украины, когда она должна отказаться от вступления в обе структуры и объявить активный нейтралитет. Отстаивает эту позицию Александр Александрович с горячностью человека, присутствующего при извержении Везувия. Что впрочем, не мешает всем журналистам, помнить о том, что с такой же эмоциональностью несколько лет назад он говорил, что НАТО и ЕС — единственная возможность для Украины не быть поглощенной Москвой… Будучи не карьерным дипломатом, Александр Чалый имеет опыт юридический и коммерческий. И если не акцентировать внимание на его манере вести себя в «посудной лавке», нужно признать, что он обладает редким для украинских политиков качеством: Чалый способен делать синтетические, а не узкопрофильные выводы. Во многих вопросах, скрещивая знания о происходящем на рынках, в межгосударственных отношениях и в юридической сфере, он способен рождать интересные предложения и отстаивать их.
Почти все из вышеназванных — это люди, которые а) не хотят быть выброшенными на обочину политико-экономического процесса и поэтому нуждающиеся в публичной площадке; б) способные генерировать идеи, замешанные на опыте и знании реалий; в) оказавшиеся не готовыми примкнуть ни к лагерю Януковича, ни к лагерю Тимошенко; г) воспринимающие свое нынешнее положение не как вершину карьеры, а как вынужденную меру, очередную стартовую площадку к ее перспективному развитию.
Не исключено, что к этой команде прибавится несколько иных интересных имен. Секретариат интригует, но фамилий не называет.
Потенциальные угрозы
А теперь давайте попробуем проанализировать субъективные опасности, которые подстерегают звездный состав нового секретариата.
Во-первых, команда звезд совсем не означает, что звездной станет команда. Площадка президентских полномочий конституционной реформой урезана весьма сильно, а масштаб личностей, заселивших секретариат, весьма велик. Битва амбиций на ограниченном пятачке и столкновение друг с другом в бутылочном горлышке возможностей влияния на ситуацию вполне может вызвать очередную нездоровую атмосферу в многострадальной структуре и стать причиной неэффективности ее работы. Масштаб Яценюка, Чалого (да и Бондаря окажись он на более близком ему направлении) либо существенно, либо значительно шире, нежели их полномочия, предоставляемые таким институтом, как секретариат президента. Только при умелом менеджменте, дающем возможность каждому из них в коллективных целях сыграть лучшими своими гранями, можно получить достаточно действенный механизм. При этом обязательным условием является использование каждого по назначению. Весьма поучительным примером в этом плане может послужить история первого года работы «5 канала», на котором была собрана команда звезд. Вересень, Шевченко, Скрипин, Яневский… Каждый из этих журналистов в момент прихода на канал имел свою звездную историю. Но менеджмент канала, вместо того чтобы использовать сильные стороны каждого, втиснул авторских журналистов в тесную клетку дикторства. Что из этого получилось — мы все помним.
Возможно, именно потому Виктор Балога не попытался накрыть своим главенствующим телом максимальное количество департаментов, служб и направлений, а наоборот, разбросал их между своими замами, сконцентрировав основную часть в руках Арсения Яценюка. За собой Виктор Иванович оставил, по крайней мере пока, пресс-службу, контрольное управление, юридическую службу (которая также подчиняется Яценюку) и, разумеется, президента вместе с его офисом.
Во-вторых. Просматривая сводки назначений на Банковой, мы пока не увидели главного кадрового изменения. Нам не была названа фамилия юриста, который сможет профессионально защитить от юридической безграмотности все документы, подписываемые президентом. Юриста, который не допустит подписания безграмотных указов об увольнении губернатора или руководителя военной разведки, дающих возможность уволенным выигрывать у президента суды всех инстанций. Мы пока не увидели юриста, который сможет внутри секретариата объяснить и доказать, что тот или иной указ выходит за пределы полномочий, нарезанных Конституцией президенту, что в свою очередь позволит уберечь главу государства от очередного унизительного поучения со стороны Кабмина или парламента. Впрочем, новое руководство секретариата обещает, что к концу следующей недели «интеллигенция получит устраивающий ее ответ на этот и другие вопросы». Пока же этого не произошло, мы можем заметить, что на Банковой происходит весьма сомнительный, с законной точки зрения, процесс назначений. Согласно закону, президент должен сначала утвердить своим указом новую структуру секретариата, в которой будут введены клетки новых замов, новых руководителей создаваемых служб и т.д. Потом эти клетки должны быть тарифицированы, а значит, Кабмин совместно с Госслужбой должны назначить оклады тем, кто будет эти клетки занимать, чтобы не получилось, как с первым помощником президента, которому лишь на пятый месяц его работы стали начислять зарплату… Напомним, что в неотмененной структуре секретариата был лишь один первый зам, а всего замов было два. На сегодняшний день замов четыре, из них два — первых. Кроме того, должность «первого зама — представителя президента в Кабмине» — вообще не предусмотрена. Это, конечно, мелочи, но как говорила одна узкоизвестная рок-звезда: «Не надо мусорить».
В-третьих, эффективной работе секретариата президента самой основной помехой может стать сам президент. Если глава государства не проявит волю к политической жизни — ничего не будет. Коллективное сознательное не может заменить личное бессознательное.
Все, кто попал в новый призыв Банковой, не испытывают иллюзий по поводу особенностей личности главы государства. Все понимают, с кем придется иметь дело. Ставка, судя по всему, делается вот на какой механизм: ответственные за направления глубоко прорабатывают и выверяют тот или иной документ, не нагружая президента изнурительным участием переговорах, в совещаниях, летучках, круглых столах. От президента будет требоваться только одно: определиться — он дает добро или нет.
Но даже в том случае, если эта машина заработает, царственной подписи для достижения цели может быть явно недостаточно, поскольку граждане должны лично из уст президента (а не представителей его секретариата) слышать аргументы в пользу того или иного решения, той или иной ситуации, сложившейся в стране. Насколько Виктор Ющенко может быть активен, сказать по-прежнему сложно. С одной стороны, звездным призывом в секретариат он демонстрирует намерение оставаться в игре. С другой — в вопросе отстаивания собственных прав на доминирующую роль в осуществлении той же внешней политики он ограничивается совершенно неэффективными полумерами. Кроме того, не будем забывать о том, что даже во времена монарших полномочий украинских президентов и депутаты, и члены правительства, представляющие конституционные органы власти, за плотно закрытой дверью через губу отзывались о полномочиях сотрудников президентских администраций и секретариатов. Сейчас уже, обсуждая этот вопрос, двери никто не закрывает.
В свою защиту руководство секретариата может резонно заметить, что все министерства в Украине, равно как и секретариат, учреждены указами президента, и это их объединяет в равенстве по рождению. И все же в разной форме, а вопрос «ты кто такой?» и руководителю секретариата, и его замам слышать придется. Особенно в тех ситуациях, когда они будут озвучивать реакцию президента по темам, требующим конкретно гарантового мнения. Более того, мы четко видим, что люди, выполняющие аналогичную роль в окружении Януковича, пока не позволяли себе выступать с политическими заявлениями: этого не делал ни Анатолий Толстоухов, ни Сергей Левочкин, что, кстати, не означает, что к их мнению (особенно второго) премьер не прислушивается.
Иными словами, есть вещи, которые команда сможет сделать за президента, но есть вещи, которые за главу государства не сделает никто. И если президент страны не станет активным игроком и реализатором нарабатываемых рекомендаций, то со временем люди, набранные для конкретной работы, полностью уйдут либо в отвязный самопиар, либо в предпринимательство, либо в отставку.