или неприкасаемых?
Депутатская неприкосновенность в нынешнем ее виде уже сама по себе - явление скандальное. Статистика в этом плане удручающа. Областной и районные советы за последние два года не лишили депутатского иммунитета ни одного депутата. И это - несмотря на то, что прокуратура в своих представлениях в большинстве случаев приводила убедительные аргументы незаконопослушности представителей законодательной власти. Впрочем, было-таки единственное исключение: областной совет прошлого созыва лишил неприкосновенности одного из депутатов. Но это исключение только подтверждает правило. Ибо причиной такой избирательности стал вовсе не правовой, а партийный подход. Дело в том, что опальный депутат пришел в облсовет от Руха, а большинство совета в то время составляли представители левых сил…
Похоже на то, что застарелая болезнь корпоративного всепрощенства настолько въелась в сплоченный организм депутатского корпуса, что некоторые представители доходят до крайностей. В области в связи с ломкой власти, вызванной реализацией Закона о местном самоуправлении, очередным разделением полномочий между госадминистрацией и местными советами, председателями райгосадминистраций и райсоветов, случился громкий скандал.
В Вознесенском районе прошла череда событий почти детективного жанра. И причиной всему этому стала вот та самая депутатская неприкосновенность, привычка жить за ней, как за каменной стеной. Вначале все шло, как и положено, согласно Закону о местном самоуправлении. Еще в конце лета нынешнего года Вознесенский районный совет избрал нового председателя. Депутаты решили, что им станет заместитель председателя райсовета депутат И.Бурдин. Глава же райгосадминистрации М.Федоров сложил свои полномочия председателя совета, как и предусмотрено действующим законодательством. До этого момента, как видим, все шло, как и должно. Но, прежде чем продолжать дальше, стоит напомнить, что при сложении полномочий председателя райсовета вот той-то самой неприкосновенности у М.Федорова не стало. А она-то как раз и понадобилась. Правоохранительные органы заподозрили бывшего председателя райсовета и нынешнего председателя райгосадминистрации в использовании государственных средств в личных целях. Ну как тут было не пожалеть об оставленном кресле председателя райсовета, которое гарантировало неприкосновенность? Одно дело - пожалеть, а другое - приступить к соответствующим действиям. М.Федоров решил сделать последнее… Он решил… вернуться в председатели райсовета.
Журналистам попала в руки копия протокола 14-й сессии
22-го созыва Вознесенского райсовета от 9 октября 1997 года, на которой было рассмотрено обращение председателя райгосадминистрации М.Федорова с просьбой восстановить его в прежней должности, не лишая, конечно, и нынешней. Причина такого желания была более чем красноречива. Живем мы, по мнению Мстислава Григорьевича, в очень сложное время, в трудной экономической ситуации и жизнь сия требует иногда «принимать важные решения». Они, эти решения, продолжает дальше председатель райгосадминистрации и будущий председатель райсовета, «в какой-то мере ставят под удар мой статус главы райгосадминистрации». А дальше, внимание, главное: «в последнее время под жесткий контроль поставлен вопрос соблюдения и выполнения законов Украины «О коррупции», «О государственной службе», и контролирующие органы иногда допускают не совсем объективный подход к рассмотрению таких вопросов, не учитывая сегодняшних реалий».
Словом, М.Федоров попросил у своих коллег вернуть пост. И сессия, если верить документам, отменяет ранее принятое решение, возвращая Федорову пост и, соответственно, важный привесок к нему - неприкосновенность. На этом борьба за непотопляемость, увы, не закончилась. Наверное, ходок в председатели и обратно вовремя сообразил, что такое восстановление в должности без мандата депутата районного совета несколько… незаконно. А посему пошел дальше. Те, кто следил за этой историей, были и вовсе ошеломлены, когда М.Федорова через десяток дней после только что описанных событий сессия вновь вознесла на трон председателя райсовета. В данном случае, по мнению организаторов этой беспрецедентной акции, нарушения закона уже быть не могло. Дело в том, что в этот более чем короткий период состоялась не только сессия, но и выборы депутата райсовета по 18-му избирательному округу вместо выбывшего. Как вы думаете, кто же стал новым депутатом? Правильно - М.Федоров.
Вот, оказывается, какие чудеса возможны.
Конечно, этот свежий случай - из ряда вон выходящий. Но хождения за неприкосновенностью стали вполне привычными. На одной из последних сессий областного совета, как и прежде, депутаты не отдали правосудию ни одного из тех, с кем хотела разобраться областная прокуратура. На представления заместителя прокурора области Евгения Гулы лишить депутатской неприкосновенности четырех депутатов районных и сельских советов сессия ответила отказом. Правда, в этом деле появились новые моменты, вызванные, наверное, тем, что перед новыми выборами избиратели довольно критически оценивают круговую поруку депутатского корпуса. Во всяком случае, впервые группа депутатов облсовета, получив поддержку от главы облгосадминистрации Николая Круглова, добилась того, что голосование по одному из депутатов, которого правоохранительные органы предлагали лишить иммунитета, проводилось в поименном режиме.
Не стала молчать и подвергаемая критике за ненастойчивость и, как выразился один из депутатов облсовета «двойную игру», областная прокуратура. Представленный ею анализ выявил злоупотребления на любой вкус. Секретарь Краснопольского сельсовета Врадиевского района М.Петровская, пользуясь правом распределения угля по льготным ценам, без всяких на то оснований внесла в списки своего зятя, который получил по льготной цене уголь, предназначенный для инвалидов и малоимущих. Председатель Кумаровского сельсовета этого же района М.Костик с одновременным исполнением властных обязанностей вовсю занимался коммерческой деятельностью. Председатели Белоусовского сельсовета Вознесенского и Водяно-Лоринского Еланецкого районов В.Батурский и М.Филимонов, вопреки закону, запрещающему такое совместительство, наделили себя и своих родственников земельными наделами и вели фермерские хозяйства. Подобных нарушений - много. Но даже административные штрафы наложить, согласно закону о борьбе с коррупцией, правоохранительные органы чаще всего не могут. Дело в том, что одна из статей Кодекса Украины об административных нарушениях предусматривает срок наказания не более двух месяцев со дня совершения проступка. Так вот, пока прокуратура даст представление, а местный совет соизволит ввести его в порядок работы сессии, два месяца, как правило, и проходят. А по их истечении наказание не может быть применено. При таких законах депутаты могут грешить безнаказанно. Что некоторые из них успешно и делают.
Атаки на депутатский иммунитет усилились после принятия Конституции Украины. Все чаще звучит мысль о том, что после принятия Основного Закона, который провозглашает равенство всех людей перед законом, положение законов, на которых базируется депутатская неприкосновенность, теряют силу и должны быть отменены. Увы, надежды на то, что сами народные депутаты, введя в закон соответствующие изменения, лишат себя депутатской неприкосновенности, наивны. Привилегированный слой общества создал для себя иммунитет и вряд ли согласится от него избавиться. Это тот случай, когда узел могут разрубить лишь усилия тех, кто заинтересован в том, чтобы депутаты беспокоились об общем благе, а не личных привилегиях. Только массовая атака на депутатские привилегии в сочетании с законом может увенчаться успехом. И предвыборный период, когда народные избранники после длительного перерыва снова готовы общаться с избирателями, пробивая себе дорогу на новый срок, - наиболее подходящ для этого.