Китай и США: ПРИРУЧЕНИЕ ДРАКОНА

Поделиться
Кажется, совсем недавно китайские ракеты падали у берегов Тайваня, а американская эскадра маневри...

Кажется, совсем недавно китайские ракеты падали у берегов Тайваня, а американская эскадра маневрировала на расстоянии пушечного выстрела от берегов Китая, казалось, что еще немного, и начнется вооруженное противостояние между двумя мощнейшими государствами мира. Как быстро все изменилось. Сегодня развитие отношений между США и КНР происходит семимильными шагами, и постепенно это направление внешней политики становится приоритетным для американской стороны, значительно опережая и российское, и европейское, с натовским включительно.

Дракон встает

Это неудивительно. В Вашингтоне с удивлением наблюдают, как на фоне падения в пучину экономического кризиса Японии и Южной Кореи, которые на протяжении всей послевоенной истории были для американцев опорой в Юго-Восточной Азии, словно гигантская Годзилла из моря, поднимается китайский колосс, уже сегодня затмевая своих конкурентов в регионе и явно намереваясь посостязаться в будущем за мировое лидерство. По данным американских экспертов, при сохранении нынешних темпов роста Китай уже в двадцатых годах следующего столетия сможет стать единственной страной мира, которой по силам будет бросить вызов Соединенным Штатам в экономической области. Недавнее избрание на пост премьера Государственного совета КНР прагматика и реформатора Чжу Жунцзи, которому непосредственно предстоит ввести экономику страны в новое столетие, подтверждает решимость китайского руководства сделать все возможное для того, чтобы воплотить эти прогнозы в жизнь.

Но вряд ли Пекин захочет довольствоваться только экономическим паритетом с Вашингтоном. Сейчас в стране происходит серьезная военная реформа, вооруженные силы сокращаются и вместе с тем структура их становится более гибкой, а система управления более совершенной. Закупаются, главным образом в России, новейшие образцы вооружений, а вместе с тем ведутся работы над созданием собственных новых видов оружия. Являясь убежденным приверженцем теории многополюсного мира, Китай, разумеется, будет стремиться, в первую очередь, стать лидером в своем регионе. Но справившись с этой задачей, китайское руководство наверняка заявит, что у его страны есть интересы и в других уголках земного шара, и КНР запросто может попробовать потеснить США в решении вопросов поистине мирового масштаба. Сегодня трудно представить, например, посредническую роль Пекина в мирном процессе на Ближнем Востоке или в решении косовской проблемы. А завтра?

Во время предвыборной кампании 1992 года Билл Клинтон безжалостно критиковал администрацию президента Буша за то, что та стремилась налаживать деловые отношения с теми, «кто убил свободу на площади Тяняньминь». Сегодня же он является главным сторонником активного развития американо-китайских отношений.

Последняя инициатива сближения Вашингтона и Пекина несомненно принадлежала администрации Билла Клинтона. Именно американцы первыми решительно протянули руку китайскому руководству. Ответное рукопожатие не заставило себя долго ждать. И вот результат - две встречи на высшем уровне с участием глав обоих государств за последние 8 месяцев; отказ Соединенных Штатов от требования принятия резолюции с осуждением КНР на заседании Комиссии ООН по правам человека; решение о продлении Китаю еще на год статуса режима наибольшего благоприятствования в области торговли. Наконец, девятидневный (!) визит Билла Клинтона в КНР, начало которого запланировано на 25 июня.

Никогда раньше страны не добивались такого широкого диалога между правительствами, который наблюдается сейчас. Много шума наделал первый за последние двадцать лет визит председателя КНР Цзян Цзэмина в США, состоявшийся прошлой осенью. Уже тогда сторонам удалось добиться значительного прогресса по множеству вопросов, включая согласования законодательств, развитие энергетики и охрану окружающей среды. Однако ответный визит американского президента наверняка затмит турне его китайского коллеги.

Исторический визит

В сухом сообщении Белого дома для прессы сказано, что президент США во время своего визита в КНР посетит города Сиян, Пекин, Шанхай, Гуйлин и Гонконг. Он собирается обсудить с председателем КНР Цзянь Цземинем и другими китайскими руководителями вопросы международной безопасности, политики и экономики двух стран, а также проблемы стабильности в Азии, нераспространения оружия массового уничтожения, прав человека, борьбы с преступностью и торговли наркотиками, охраны окружающей среды и торгово-экономических реформ. Переговоры будут проходить в рамках развития диалога и инициатив, начатых во время визита в США председателя КНР в октябре 1997 года. Кроме того, Билл Клинтон намеревается встретиться с представителями различных слоев китайского общества, побеседовать с ними и услышать мнение этих людей по различным вопросам.

Пресс-служба президента США не сообщила, что американские высшие должностные лица не бывали в Китае вот уже десять лет, и что Билл Клинтон посещает КНР впервые после окончания «холодной войны». Не сообщила она и о том, что в связи с запланированным визитом главе администрации приходится очень несладко у себя дома, он вынужден выдерживать лавину критики, в основном со стороны правого большинства в Конгрессе. Под сомнение ставится все, от самого факта визита и церемонии встречи президента на все той же площади Тяняньминь в Пекине, до вопросов, вынесенных сторонами для обсуждения. Аргументы у оппонентов все те же - в Китае продолжается нарушение прав человека, он способствует распространению ядерных и ракетных технологий и ущемляет интересы американских инвесторов.

Находясь под таким жестким давлением, Билл Клинтон вынужден был даже посвятить своему предстоящему визиту специальное выступление, состоявшееся в штаб-квартире Национального географического общества. Президент США заявил, что его политика сотрудничества с КНР является «целесообразной и правильной» как для Соединенных Штатов, так и для всего мира. Клинтон убежден, что такие контакты - это самый лучший способ оказать поддержку Китаю на пути к открытости, свободной рыночной экономике, политическому плюрализму и законности. «В наших интересах иметь именно такой Китай, а не страну, сориентированную исключительно на внутренние проблемы и склонную к конфронтации», - заявил он.

Глава государства охарактеризовал избранный его администрацией курс как принципиальный и прагматический: расширение сфер сотрудничества с Китаем наряду с решительной борьбой, направленной на искоренение имеющихся разногласий. Такой же подход разделяют главные союзники США в этом регионе, включая Японию, Южную Корею, Австралию, Таиланд и Филиппины.

Отвечая на критику своих оппонентов, Клинтон указал, что благодаря такой политике Америке удалось убедить Китай освободить недавно из заключения двух известных диссидентов Вей Цзиншэна и Ван Даня, а в прошлом году - католического священника Цзена. Кроме того, Китай заявил о своем намерении подписать международную Конвенцию о гражданских и политических правах. Для укрепления этих тенденций Клинтон намерен уделять проблемам соблюдения прав человека и обеспечения религиозной свободы основное внимание и во время переговоров с Цзян Цзэминем и другими китайскими руководителями. Более того, руководству Китая будет заявлено, что сотрудничество между двумя странами не сможет достичь своего полного расцвета до тех пор, пока китайский народ лишен основополагающих прав человека.

С другой стороны, президент США осознает, какую важную роль Китай уже сегодня может сыграть в решении многих крупных проблем, стоящих перед миром. Ведь то, какие решения Китай примет по таким вопросам, как оружие массового уничтожения, международная преступность и торговля наркотиками, экология, права человека и региональные проблемы, сильно повлияет на формирование политики XXI века.

Клинтон собирается продолжать оказывать давление на КНР с тем, чтобы она ввела более строгий контроль за продажей ракет, ракетных технологий, товаров двойного назначения, химического и биологического оружия. Все это, по его мнению, в интересах самого Китая, поскольку распространение оружия и технологий резко дестабилизирует ситуацию в регионах, расположенных вблизи китайских границ. В этой связи Пекин может сыграть важную роль, убеждая Индию и Пакистан воздержаться от проведения ядерных испытаний. Опыт в таком посредничестве уже имеется - совсем недавно Китай уже оказал помощь Соединенным Штатам в убеждении Северной Кореи заморозить свою ядерную программу, сыграв конструктивную роль в четырехсторонних мирных переговорах.

Наконец, для скептиков приготовлен настоящий сюрприз. Не исключено, что во время визита главами США и КНР будет подписано соглашение об отказе от нацеливания баллистических ракет обоих государств друг на друга. Разумеется, это чисто политический ход, отнюдь не исключающий возможность перепрограммирования координат целей в бортовых компьютерах в течение каких-то минут. Однако, как и в случае с Россией, такое решение могло бы служить своего рода символом атмосферы доверия, установившегося между странами, и полного отказа их лидеров от политики конфронтации. По последним данным, окончательного согласования по этому вопросу пока нет - Китай настаивает на отказе США от политики нанесения первого ядерного удара, закрепленной в национальной стратегии страны, а американцев смущает их ответственность перед своими союзниками в регионе - Японией и Кореей, которые также находятся под защитой ядерного зонтика США.

Однако все это только видимая верхушка проблем, которые Билл Клинтон будет решать в Китае. Намного сложнее дело обстоит с экономическим фактором взаимоотношений США и КНР.

Бытие определяет сознание

Экономическое сотрудничество между США и Китаем просто обречено на успех. Налицо взаимный интерес. Китайская Народная Республика рассчитывает на американскую помощь при вступлении в ВТО, без чего ей не стоит ожидать дальнейшего продвижения собственных товаров на мировом рынке. Ну а американцы надеются существенно сократить торговый дисбаланс с Китаем и завоевать для своих компаний необъятный китайский рынок.

США открыли Китаю свои рынки и охотно принимали на них его товары. По сути дела, американские рынки поглощают 30 процентов общего объема китайского экспорта. И если еще недавно из китайских товаров в любом американском супермаркете можно было обнаружить лишь всякую хозяйственную мелочевку, предметы галантереи и простейшую электронную технику, то сегодня, покупая любую дорогую вещь с престижной этикеткой, вы рискуете обнаружить на ней приписку мелким шрифтом: «Made in China». С 1985 года китайский экспорт в США увеличивался в среднем на 25 процентов в год. За этот период объем американского экспорта в Китай возрос лишь на 10 процентов. В результате в прошлом году дефицит торгового баланса увеличился почти на 50 миллиардов долларов, и сегодня нет никаких признаков того, что он будет сокращаться.

Вопрос присоединения Китая к ВТО напрямую связан с проблемой уменьшения торгового дисбаланса между странами. Сегодня американские представители на переговорах продолжают работать в тесном контакте со своими китайскими коллегами над решением вопроса о присоединении КНР к этой организации. Однако, по словам министра торговли США Уильяма Дейли, реальность такова, что Китай должен сделать еще несколько шагов вперед и выдвинуть пакет предложений, «наполненных богатым коммерческим содержанием».

Дейли указал, что членство в ВТО надо заработать. Американцы готовы проявлять гибкость и прагматизм, но они ожидают от Китая соблюдения многосторонних норм и обязательств. Позиция США в этом вопросе однозначная - если Китай хочет пожинать плоды глобальной торговли, он должен принять на себя определенную ответственность.

Имеется в виду, прежде всего, открытость китайских рынков для США. Последние вправе рассчитывать на благосклонный прием американских товаров в Китае. Однако дело в том, что сегодня китайские барьеры на пути торговли и инвестиций являются одними из самых высоких в мире, и преодолеть их чрезвычайно трудно. Рост импорта в Китае просто не поспевает за быстрым ростом экономики.

Но игра все же стоит свеч. Принимая во внимание тот факт, что в ближайшие 10 лет Китай готов потратить несколько сот миллиардов долларов на проекты по созданию инфраструктуры, американцы просто не могут позволить себе оставаться в стороне от этих процессов и довольствоваться ролью сторонних наблюдателей.

Администрация Билла Клинтона ожидает, что в случае заключения новых экономических договоров с Китаем, уже в нынешнем году импорт из Китая возрастет всего на 10 процентов, что составит менее половины самых высоких темпов роста этого показателя за всю историю американо-китайских отношений. С другой стороны, экспорт США возрастет на 42 процента - совершенно небывалая цифра - однако она всего лишь сведет торговый дефицит между странами к уровню 1997 года.

Контроль за экспортом

Самым слабым местом в политике администрации Билла Клинтона по активному развитию отношений с Китаем является контроль за экспортом в эту страну американских чувствительных технологий. Не успели еще улечься страсти вокруг вступления в силу договора о возможности поставок в Китай американских ядерных реакторов, как встал вопрос сотрудничества между США и КНР в космической сфере. Оппоненты американского президента серьезно опасаются использования американских космических технологий для укрепления наступательного ракетного и разведывательного потенциала Китая. В отличие от несколько абстрактных проблем соблюдения прав человека, этот вопрос напрямую связан с национальной безопасностью страны, а дело это уже нешуточное.

На этой неделе пищу для размышления Биллу Клинтону предоставила все та же «Вашингтон таймс», сообщив о недавнем докладе ЦРУ, в деталях анализирующем помощь, оказанную Китаем Ирану и Ливии в развитии их ракетных программ. Если это действительно так, то налицо явное нарушение Пекином режима контроля за ракетными технологиями, ставящее под сомнение возможность сотрудничества между США и КНР в космической сфере, что является главным пунктом экономической части переговоров между двумя сторонами во время будущего визита.

Однако у президентской команды на все претензии со стороны республиканцев ответ готов. Клинтон заявляет, что его администрация применила жесткий, но реалистичный подход к контролю над экспортом высоких технологий. И несмотря на то, что в отдельных случаях соответствующие структуры слишком узко подходили к контролю над экспортом и необоснованно упрощали процесс выдачи лицензий, они по-прежнему продолжают строго придерживаться закона и добиваться его обязательного соблюдения.

Кроме того, США больше не являются монополистами в области новейших технологий. Сегодня им уже приходится сталкиваться с жестокой конкуренцией со стороны производителей ряда других стран во время продажи подобных технологий в Китае. Так что Пекин все равно получит необходимую ему продукцию, только деньги уйдут в карман других продавцов.

Наконец в Белом доме убеждены, что жесткий контроль над экспортом чувствительных технологий сегодня уже не является оптимальной политикой с точки зрения национальной безопасности. Наоборот, введение жестких ограничений на вывоз подобных технологий на самом деле может нанести вред национальной безопасности США. Все очень просто. Для сохранения своей конкурентоспособности американские компании, производящие высокие технологии, нуждаются в доступе на мировые рынки. Не получая такого доступа, они лишаются возможности заниматься своим основным бизнесом. Без прибыли от экспортных продаж у них не будет средств для инвестирования в НИОКР технологий следующего поколения. Это приведет к тому, что сузятся их возможности производить те же спутники, высокопроизводительные компьютеры и другую технику, в которых так нуждаются американские вооруженные силы. Налицо прямая зависимость национальной безопасности страны от ее экономической безопасности.

* * *

Биллу Клинтону сегодня не позавидуешь. Установление тесных взаимоотношений с Китаем он вынужден проводить под шквалом критики внутренней оппозиции, не имея достаточной поддержки в законодательном органе страны. Однако выбора у него нет, впрочем, как нет его у и руководства КНР. Эти две страны просто обречены на взаимное сотрудничество. Однако при этом рядом с ними незримо находится третий потенциальный партнер - Россия, в любой момент готовая перехватить инициативу у США в сотрудничестве с Пекином. Именно поэтому так спешит Билл Клинтон, именно поэтому он перенес на более ранний срок свой визит в Китай. И именно поэтому он с таким упорством отстаивает перед республиканцами необходимость закрывать глаза на неудобные позиции КНР по некоторым вопросам ради главной цели - приручения китайского дракона.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме