Страстей, истерик и децибел стало поменьше. На зданиях пропрезидентских и антикучмовских «райкомов» вывесили фанерные щиты с красноречивой надписью «Все ушли на переговоры». Все переговоры ушли «под ковер». Все переговариваются со всеми. Все хотят быть посредниками. Но никто пока толком не знает, кто, когда, где, с кем и о чем должен разговаривать.
Неистовое желание победить на время уступило место взвешенному нежеланию проиграть. После событий 9 марта и власть, и оппозиция согласились на «договорную ничью». Украинские политики плавно перешли от «открытого футбола» к «футболу закрытому». Подобная игра, как правило, не по душе болельщику. Она лишена зрелищности, и, на первый взгляд, лишена всякого смысла. По полю парами лениво передвигаются мальчики в разноцветных футболках. Каждый держит «своего». Пасовать некому. Вратари скучают. Об ударах по воротам никто не помышляет. Главная задача матча — не пропустить. Сверхзадача — избежать травм и не нахватать желтых карточек. Все берегут силы на потом. И уже потом будет видно, для кого эта ничья обернется проигрышем, для кого — победой.
Классическим примером «закрытого футбола» стала «игра» вокруг избирательного закона о пропорциональной системе. Вкратце напомним результаты предшествующих матчей. 18 января парламент достаточно дружно проголосовал за изменение правил выборов в высший законодательный орган, из которых безжалостно вымарали понятие «мажоритарка». Президент практически сразу дал понять, что новому нормативному акту не избежать вето. 20 февраля претензии главы государства были сформулированы. Леонид Данилович высказал сразу 38 замечаний к различным статьям и одно-единственное предложение — отменить закон как неконституционный.
Насколько прогнозируемым выглядело президентское вето, настолько же очевидно просматривалось нежелание значительной части депутатского корпуса вот так вот, за здорово живешь, отдавать на поругание выстраданный закон. Маленькая деталь — соответствующий законопроект был подан почти два года назад, в мае 99-го, но принятие его стало реальностью лишь после известных событий в украинской политической жизни. Преодоление вето выглядело лженаучной фантастикой. По поводу отношения Леонида Кучмы к «пропорционалке» никто не питал иллюзий и до знаменитой фразы Президента о «диванных партиях».
Подытожим. Лидер страны не хочет подписывать закон о пропорциональных парламентских выборах. Верховная Рада в массе своей не хочет отказываться от предложенной избирательной схемы. Пропрезидентские фракции не хотят без особой надобности сердить своего патрона. Заставить Президента отказаться от своих претензий нельзя, преодолеть вето тоже нельзя. Что делать? Играть на ничью.
Давно кулуарные собеседования не проходили так безболезненно. Скажите на милость, по какому еще поводу так легко смогли бы найти общий язык объединенные социал-демократы, социалисты, коммунисты и руховцы с «реформистами»? Давно переговоры не были такими закрытыми. Когда еще случалось такое, чтобы не удалось выведать ни одной существенной подробности о ходе бесед? Ничего не попишешь — у «закрытого футбола» свои правила…
Итоги голосования по преодолению президентского вето на закон о выборах народных депутатов трудно назвать сенсацией. В то же время количество депутатов, рискнувших выступить против президентской точки зрения, удивило. 262 голоса — это примерно на полсотни больше того, что прогнозировали в беседах с корреспондентом «ЗН» парламентские реалисты. А далее произошли и вовсе забавные вещи.
Проблему решили до гениальности просто. Депутатский корпус сразу же проголосовал за новый, заранее подготовленный закон, по сути, являющийся подкорректированной версией старого. Да, в нем была учтена значительная часть президентских замечаний (23 из 38), но остался нетронутым фундамент — пропорциональная схема. То есть собственно то, ради чего и затевались и сам закон, и вето на него.
О чем писал Президент депутатам? «Партии должны способствовать формированию и выражению политической воли граждан, а не монополизировать проведение выборов… Принятый закон внедряет такую систему выборов, которая существенно ограничивает права граждан, не являющихся членами партий…» Данное положение фундаментально. По сути, на нем президентские юристы строили свои обвинения в адрес закона, который, с их точки зрения, противоречил Основному Закону.
И что же ответили своим коллегам парламентские лойеры? В заключении, подготовленном главным научно-экспертным управлением ВР, обвинения в нарушении Конституции отметались начисто. «Внедрение пропорциональной системы в действительности не лишает народ Украины права осуществлять свою власть непосредственно, поскольку избирателям обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и свободного проявления ее при голосовании, а также право не только избирать кандидатов, включенных в партийные списки, но и не поддерживать кандидатов в народные депутаты от любой партии (блока)».
Отрицание «мажоритарки» в «старом-новом» законе о выборах означало, что данный документ практически неизбежно постигнет судьба предшественника. С другой стороны, упорное сохранение «пропорционалки» означало, что несогласие Президента парламент не пугает. Будет новое вето — подправим еще что-нибудь. Главное — выиграть время и сберечь силы.
Судя по всему, затяжка на руку всем. Часть депутатов надеется, что со временем Президент вынужденно станет более сговорчивым. Часть верит в то, что новый закон о выборах подпишет новый Президент. Ну, а Леонид Данилович вправе опасаться того, что как только он завизирует «пропорционалку», большая часть его парламентских союзников большую часть времени будут заниматься подготовкой к новым выборам. Кроме того, когда новые правила игры станут законом, возможны самые невероятные альянсы и самые неимоверные договоренности. А отследить и проконтролировать ситуацию Президенту в его нынешнем положении будет достаточно непросто. Словом, глава государства «подвесил» парламент, Верховная Рада «подвесила» Леонида Даниловича. А сообща они благополучно «подвесили» закон.
Руководитель комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления (то есть той самой структуры, которая отвечала за прохождение закона) Юлий Иоффе предпочел назвать вещи своими именами: «По моему мнению, принятие решений о внесении изменений в отдельные статьи закона вызовет дополнительную потерю времени и сил для доработки его в новой редакции, что затормозит процесс подготовки к проведению новых выборов… Поскольку главной причиной вето Президента Украины на закон является несогласие с пропорциональной системой выборов, то его преодоление будет достаточно проблематичным…»
Иоффе очистил свою совесть. Пропрезидентские фракции — свою. В ходе голосования по преодолению вето они «слили» ровно столько голосов, сколько требовалось, чтобы напугать Президента и при этом не вызвать его гнева. Зато, голосуя за новую редакцию закона, кое-кто позволил себе отвести душу. В числе тех, кто голосовал за столь нелюбимую гарантом «пропорционалку», были 23 объединенных социал-демократа, 11 «зеленых», шесть народных демократов. Проанализировав итоги поименного волеизъявления нардепов, можно без особого труда сыскать 16 человек, чьи голоса могут превратить ситуативное большинство сторонников партийных выборов в конституционное.
Среди тех, кто по тем или иным причинам не смог (или не захотел) поддержать пропорциональный закон, — Александр Ельяшкевич, Григорий Омельченко, Анатолий Ермак, Тарас Чорновил, Иван Салий, Сергей Курыкин и многие другие, способные в силу тех или иных обстоятельств проголосовать «за». Противники «пропорционалки» нашлись и в стане «Реформ», и в рядах «Батьківщини», и в лагере НРУ. Легко предположить, что если вопрос встанет ребром, данные фракции смогут выдать стопроцентный результат. Есть скрытые резервы и среди независимых. И еще одна немаловажная деталь — против данного законопроекта высказалось только девять народных избранников.
Но сугубо арифметический подход бессмысленен. Если вопрос поставит ребром Президент, то и СДПУ(о), и НДП, и даже ПЗУ (хотя для них вопрос модели выборов — вопрос жизни и смерти) поддержат почин «Трудовой Украины» и «Регионов» и в сумме выдадут «на-гора» 0 голосов. Но (как пошутил один известный законотворец) «ребро, которым Президент ставит вопрос, завтра вполне может превратиться в ребрышко».
Есть еще одна версия. Кое-кто склонен считать, что Виктору Медведчуку удалось переубедить Президента, что историю с новой редакцией старого закона затеяли, дабы предоставить Л.Кучме возможность с честью выйти из сложной ситуации — вето ведь назад не отзовешь. Данное предположение отчасти объясняет столь откровенное «вольнодумство» социал-демократической фракции. Подтвердить данную гипотезу нельзя, но поверить в нее можно. Так же, как можно поверить и в то, что Медведчук пытается перехитрить Президента, а тот пытается перехитрить всех. Закрытый футбол — за каждым закреплен персональный «опекун», никто не атакует, всем на руку ничья.
И все же можно предположить, что Виктор Владимирович, выражаясь футбольным языком, получил некоторое игровое преимущество. Его участие в последних парламентских событиях прослеживается достаточно четко. Трудно поверить, что упомянутое выше решение главного научно-экспертного управления (авторы которого позволяют себе достаточно смело полемизировать с Президентом) могло появиться без его ведома, а, скорее всего, и участия. Кроме того, именно Медведчук на прошлой неделе (во время демарша коммунистов) не дал погибнуть законопроекту о внесении изменений и дополнений в Конституцию, сняв его с голосования. Есть основания считать, что именно благодаря Медведчуку этот самый законопроект, предусматривающий переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской модели, в минувший четверг благополучно миновал парламентское «чистилище». Как утверждают некоторые источники, негласное вмешательство председательствующего на сессии первого вице-спикера облегчило законопроекту путь в Конституционный суд…
Итак: пока — ничья. На следующей неделе состязания возобновятся. Верховная Рада — круглая, стол переговоров — ровный. И пусть проигравший не плачет…