КАСПИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ АМЕРИКАНЦЕВ

06 марта, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 10, 6 марта-13 марта 1998г.
Отправить
Отправить

Сегодня регион Каспийского моря благодаря своим энергоресурсам похож на пробуждающегося от сна гиганта...

Сегодня регион Каспийского моря благодаря своим энергоресурсам похож на пробуждающегося от сна гиганта. Общие запасы нефти здесь, по оценкам экспертов, составляют не менее чем 60 млрд. баррелей. Ресурсная база Каспия по своим масштабам аналогична запасам нефти в Северном море, а сам по себе он может стать в предстоящем десятилетии самым крупным регионом на мировых нефтяных рынках. Разведанные здесь нефтяные запасы составляют 15-20 млрд. баррелей, что равняется нефтяным ресурсам США, Мексики или Китая. А в конечном счете они могут насчитывать от 100 до 200 млрд. баррелей. В зависимости от демаркации Каспийского моря, на Казахстан и Азербайджан могло бы прийтись три пятых этих ресурсов.

Не менее внушительны в Каспийском регионе и запасы газа. Разведанные его запасы составляют от 5 до 8 трлн. кубических метров, что сравнимо с запасами США или Южной и Центральной Америк вместе взятых. По предварительным оценкам, общие газовые ресурсы могут быть в три раза больше, а около двух третей их сосредоточено в Туркменистане.

Развитие нефтегазовых ресурсов Каспийского моря в основном будет зависеть от западных инвестиций. Суммарные финансовые вливания в одни только нефтяные месторождения, исключая трубопроводы, газовые месторождения и новую вспомогательную инфраструктуру, при максимальных темпах развития этого региона могут в 2010 г. приблизиться к 50 млрд. долларов.

В следующем десятилетии мировое потребление нефти должно возрасти более чем на 15 млн. баррелей в день, и Каспийский регион наряду с Россией мог бы играть чрезвычайно важную роль в удовлетворении растущего спроса. Ключом к развитию энергоресурсов этого региона является строительство крупных трубопроводов для транспортировки нефти и газа на мировые рынки.

Совершенно ясно, что освоение месторождений Каспия находится в зоне особого внимания Соединенных Штатов, которые ревниво следят за тем, чтобы инициатива в этих вопросах не была перехвачена Россией. Политике экономической активности в регионе Каспийского моря было посвящено состоявшееся в середине февраля выступление представителя Совета национальной безопасности США Уильяма Куртни в Институте Центральной Азии школы передовых международных исследований при университете Джонса Хопкинса. Лейтмотивом его стало заявление о том, что США решительно поддерживают частные инвестиции своих компаний в энергоресурсы Каспия, а главная роль руководства страны в этом вопросе состоит в том, чтобы создать для них условия работы в этом регионе и обеспечить более широкий выбор вариантов капиталовложений.

Для проведения такой политики Советом национальной безопасности США была разработана специальная стратегия, основными направлениями которой У.Куртни поделился во время своего выступления.

Во-первых, американцы рассчитывают развивать несколько альтернативных путей транспортировки каспийских энергоресурсов на мировые рынки. Основные из них: на запад через Кавказ, Черноморское побережье Грузии, а затем через Черное море - Турцию и Средиземное море; на северо-запад по территории России, Черноморскому побережью и, возможно, дальше по болгарско-греческому трубопроводу в Средиземное море; на восток по территории Китая и при некоторых условиях, на юг по территории Афганистана.

Во-вторых, США рассчитывают на быстрое развитие транспортного коридора «Восток-Запад» через Кавказ. Исходя из коммерческой жизнеспособности, Вашингтон рассматривает три следующие маршрута: нефтяной трубопровод из Баку через Грузию в Черное море и через Кавказ в турецкий порт Шейхан; транскаспийский нефтепровод из Казахстана до соединения с нефтепроводом Баку - Шейхан и транскаспийский газопровод для транспортировки газа Туркмении и других стран региона в Азербайджан. Этот газ может быть затем направлен в трубопроводы, идущие в западном направлении вдоль трубопровода Баку-Шейхан.

Трубопровод Баку-Шейхан призван обеспечить основную альтернативу перевозок через Босфор. Одновременное сочетание нефте- и газопроводов может дать экономию за счет количества перекачиваемых энергоносителей, делающего его строительство наиболее экономически выгодным. Кроме того, по мнению американцев, соединение транскаспийских трубопроводов с трубопроводом Баку-Шейхан будет способствовать развитию более тесных связей стран, на территории которых добываются энергоресурсы, и транзитных государств региона, что немаловажно для создания политических условий реализации проектов.

Уильям Куртни уверен, что при принятии решений по вопросам транспортировки энергоресурсов, основной движущей силой должны стать в первую очередь экономические факторы. По его словам, компании США уже разработали свой план строительства трубопроводных систем на Каспии. Однако американцы отдают себе отчет, что и другие страны имеют свои интересы в этом регионе, поэтому США не отказываются и от совместной работы с ними по созданию условий, которые придадут коридору «Восток-Запад» большую экономическую и политическую жизнеспособность.

Не обошел Куртни в своем выступлении и правовые вопросы Каспийского моря. Он подчеркнул, что они должны решаться таким образом, чтобы стимулировать быструю эксплуатацию нефтегазовых ресурсов и экспорт нефти и газа. Поэтому США поддерживают разработку энергоресурсов Каспия на основе разделения морского дна на секторы. Механизм такого разделения должны разработать государства, имеющие к этому прямое отношение. И несмотря на то, что США не предлагают взять на себя роль посредника, они готовы оказывать в этом посильную помощь, если стороны того пожелают.

В-третьих, США считают, что создание путей транспортировки энергоресурсов Каспия через территорию России является жизненно необходимым и отвечающим российским интересам. Вашингтон поддерживает проект создания Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) от Казахстана до Новороссийска на коммерчески здоровой основе. Этот проект был отложен на несколько лет в связи с его неудовлетворительным финансовым обеспечением, а затем задержан еще на два года по другим причинам. Поэтому США с удовлетворением восприняли совместное заявление президентов Ельцина и Назарбаева от 24 января этого года, в котором они подтвердили свою заинтересованность в создании КТК и заявили о намерении как можно скорее приступить к строительству и вводу в действие соответствующих нефтяных трубопроводов. Сегодня западные участники КТК объявили о возобновлении работы над этим проектом. Наибольшая польза от него, по мнению США, заключается в создании возможности для Туркменистана, Казахстана и Узбекистана экспортировать свой газ через территорию России по справедливой цене.

Несмотря на то, что грандиозные проекты строительства новых мощных трубопроводов только начинают воплощаться в жизнь, западные компании уже стали осваивать новый для них регион. Так, сырая нефть совместного предприятия «Тенгизшевройл», в экспорте которой принимают участие компании «Шеврон» и «Мобил», на баржах экспортируется через Каспийское море, а затем сухопутным путем по территории Азербайджана и Грузии к Черному морю. «Шеврон» только что закончила перевозку по железной дороге своей первой партии сырой нефти в Китай. Азербайджанский международный нефтяной консорциум, включающий в себя компанию «Амоко», в скором времени планирует экспорт своей ранней нефти по трубопроводу на Северном Кавказе. Консорциум «Казкасишелф», членом которого является «Мобил», осуществляет самый крупный в мире проект сейсмических исследований, результаты которого уже сейчас выглядят многообещающе. Компания «Тексако» принимает участие в осуществлении крупного проекта по добыче газа в Карачаганаке, недалеко от границы Казахстана с Россией.

В-четвертых, США возражают против транзитных перевозок энергоресурсов Каспия по территории Ирана. Причины этого все те же - Вашингтон рассматривает Иран как страну, являющуюся спонсором международного терроризма, стремящуюся к приобретению оружия массового уничтожения, а также проводящую активную работу по подрыву мирного процесса на Ближнем Востоке. Куртни подчеркнул, что его страна будет тщательно анализировать любые предложения о проведении трубопроводов по территории этой страны в свете положений своего закона о введении санкций против Ирана и Ливии. Если окажется, что тот или иной проект включает в себя виды деятельности, подпадающие под введенные санкции, Вашингтон примет в отношении участников таких проектов необходимые меры в соответствии с положениями этого закона. США не считают, что транспортировка каспийской нефти через Ормузский пролив отвечает интересам энергетической безопасности США, России или других новых независимых государств. Наоборот, проведение трубопроводов через Иран даст этой стране опасные рычаги воздействия на экономику стран Кавказа и Центральной Азии. Поэтому до тех пор, пока не появятся реальные свидетельства изменения иранской политики в отношении терроризма и распространения ОМУ, американцы будут делать все от них зависящее, чтобы не дать Ирану возможности осуществлять контроль над каспийской нефтью.

(по материалам зарубежной печати)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК