...Жаркое июньское солнце в последний раз коснулось верхушек деревьев - и вдруг в кустах забренчал рояль. За ним второй (в соседней области), третий, четвертый... Тема народного одобрения в регионах только изредка давала петуха, а вообще-то росла и крепла, сливаясь с льющимся из столицы президентским речитативом «Идя навстречу пожеланиям трудящихся», прерываемым лишь шорохом пера в кульминационные моменты подписания - в прямом эфире! - указов по экономическим вопросам, не урегулированным законодательством...
Нет, тот, кто после 21.00 в понедельник выгуливал собачку, возвращался после трудовых подвигов с дачи или пошло варил малиновое варенье, тот, безусловно, много потерял. Прозевал телемост с участием Президента Л.Кучмы, коим Первый национальный канал телевидения ознаменовал третью годовщину Конституции и день окончания президентских полномочий по изданию экономических указов в соответствии с ее «Переходными положениями». И пусть иные клевещут, будто в момент, когда в Киеве вечерело, в прямом эфире в областных центрах почему-то ярко сияло солнце и люди явно изнывали от полуденного зноя. Может, это у нас связь такая быстродействующая (впрочем, о ней будет повод сказать позже), может, регионы находятся в других, отличных от столичного, временных поясах...
Что бы кто ни говорил, а испытание свежей для Украины предвыборной технологии прошло успешно, и это главное. В этом плане все всё поняли… Мы же попытаемся поговорить о том, что в нашей стране привычно является второстепенным, - об экономической сути экономических же указов.
Классификация
Первыми к толкованию указов на этой неделе приступили заместитель главы администрации Президента Павел Гайдуцкий, министры экономики и финансов Василий Роговой и Игорь Митюков, а также председатель Пенсионного фонда Борис Зайчук. Г-н Гайдуцкий сообщил, что за последние три дня полномочий по изданию указов в соответствии с «Переходными положениями» Президент подписал 39 документов по «самым неотложным, самым необходимым для экономики проблемам». Все документы, подчеркнул Павел Иванович, подготовлены на основе законопроектов, разработанных в Кабмине и направленных на рассмотрение Верховной Рады, «частично еще в прошлом году», и их можно условно разделить на несколько групп: поддержка экономики в регионах и отдельных отраслях, поддержка предпринимательства, вопросы социальные, земельные и т.д.
Особое мнение.
Депутат Сергей Терехин:
«Указы можно условно поделить на три части. Первая - проекты, которые Верховная Рада уже раз отклонила, а их опять написали. Таких около десятка, прежде всего по налоговым вопросам. Этот блок указов мы подготовим к отклонению немедленно, гамузом. Второй блок - 20-22 указа, которые с юридической точки зрения противоречат Конституции (новеллы налоговые, кое-что из управления собственностью и пр.) Те из них, которые имеют рациональное зерно, мы будем отклонять по юридическим причинам, принимая в первом чтении альтернативный законопроект. И наконец, есть указы структурные, совершенно новые - например, об ипотеке, кредитных обществах, некоторых вопросах аренды земли. Постараемся их, по крайней мере, не «давить». Они заставят парламент двигаться в направлении реформ».
Очень краткое содержание
Поскольку указотворчество проходило, по-видимому, под бессмертным чиновничьим девизом «Вали кулем, потом разберем», документы крайне неравноценны как по объему, так и по своим экономическим последствиям. Можно читать даже исключительно одностраничные и найти там немало интересного. Конечно, это не дополнения к одной из статей Государственной программы приватизации на 1999 год, которые новым словом в экономической политике и назвать-то трудно и с помпой включать в список 39-ти, мягко говоря, некорректно. А вот, скажем, в указе «О мерах по дальнейшему развитию личных подсобных хозяйств граждан» новшество есть: устанавливается предельный размер земельного надела для подсобного хозяйства - два гектара, который, в случае выхода крестьянина из КСП, «может быть увеличен» на площадь его земельного пая. Но с таким же, вероятно, успехом, может быть и не увеличен, вот в чем беда. Уж составители «подуказных» актов постараются!
Из двустраничных указов мне весьма приглянулся № 719 от 26 июня с.г. - «О мерах по стабилизации социально-экономического положения в Днепропетровской области». И знаете, чем? Прагматизмом. Если прочие города и регионы (их, кстати говоря, подозрительно много: Одесса, Харьков, Крым, Черниговская и Житомирская области, Шостка Сумской области и пр.) усиленно пробивали и в результате таки пробили создание новых СЭЗ, территорий приоритетного развития или внедрение с 1 января 2000 года специального режима инвестиционной деятельности сроком на 30 лет, то днепропетровцы пошли другим путем. И действительно - когда еще те инвестиции (а следовательно, и возможность беспошлинного ввоза импорта) будут, и будут ли вообще? Поэтому Л.Кучма поддержал предложение облгосадминистрации и Кабинета министров «по проведению на территории Днепропетровской области эксперимента в сфере управления хозяйственным комплексом с передачей размещенных на территории области государственных предприятий и корпоративных прав, принадлежащих государству в имуществе хозяйственных обществ, в сферу управления Днепропетровской областной государственной администрации».
Я долго вчитывалась в строки указа - как, всего госимущества на территории области? Всех без исключения государственных корпоративных прав на три года? А как же обещанная конкурсная передача акций в управление? Из документа вроде бы следует, что всех. Не исключено, конечно, что Николай Швец, получивший в управление днепропетровские предприятия законно, сможет распорядиться ими с большей выгодой для государства, чем Павел Лазаренко, де-факто управлявший ими долгое время.
Однако, кроме всего прочего, Кабмину предписывается «проработать» вместе с Днепропетровской обладминистрацией «региональные особенности формирования и функционирования рынка энергоносителей, системы управления топливно-энергетическим комплексом в Днепропетровской области» и «во время подготовки проекта Государственного бюджета Украины на 2000 год и последующие годы предусматривать необходимые финансовые ресурсы для реализации... мероприятий по проведению эксперимента».
Особое мнение.
Депутат Евгений Жовтяк:
«Вместо того, чтобы снижать налоговое давление для всей экономики, в указах речь идет в основном о предоставлении отдельных льгот тем или другим отраслям, которые контролируются теми или иными людьми в окружении Президента. Это создание очередных «дыр» для бюджета, ухудшение ситуации - только и всего».
Из многостраничных документов остановимся сперва на самом, на наш взгляд, неожиданном - «Об урегулировании некоторых вопросов обеспечения деятельности Антимонопольного комитета Украины». То ли в администрации Президента вспомнили, что в начале октября истекает положенный законом семилетний срок полномочий нынешнего председателя АК Александра Завады и кто-то уже примеряет на себя эту должность, то ли причина в чем-то другом, однако факт остается фактом: Антимонопольному комитету, пребывающему в экономической жизни страны на вторых ролях, нашлось местечко среди неотложных указов. Неотложность, надо понимать, не в положении, гласящем, что «председатель Антимонопольного комитета Украины имеет четырех заместителей, в том числе одного первого». И даже не в вводимом указом обязательном страховании жизни работников комитета и его территориальных отделений. Самая смакота - в финансовых тонкостях: «Кабинету министров рассмотреть вопрос о финансировании Антимонопольного комитета Украины за счет части средств, которые поступают в связи с деятельностью Антимонопольного комитета Украины». На самопрокорм собралось, стало быть, уважаемое ведомство? Ну-ну, как говорится, в добрый час!
Увы, для другого ведомства и его подопечных подобный путь неприемлем. Поэтому указ № 750/99 «О дополнительных мерах по погашению задолженности по выплате пенсий» честнее было бы назвать указом «Об усилении налогового бремени для отдельных категорий налогоплательщиков»: Президент санкционирует дополнительный сбор на обязательное пенсионное страхование для производителей и импортеров табака (5%), покупателей недвижимости из числа как юридических, так и физических лиц (1%), а также для пользователей мобильной связью (6%). Неконституционность подобных действий, кажется, вполне очевидна (новые налоги устанавливаются исключительно законами, источниками пенсионных выплат могут быть лишь страховые взносы), да что проку об этом рассуждать, если дополнительный сбор (по прогнозу Б.Зайчука - 400 млн. грн. до конца года) призван стать частью той финансовой базы, на которой зиждется записанное в другом указе - №753/99 - увеличение минимального размера пенсии по возрасту до 24,9 гривни…
Особое мнение.
Депутат Валерий Алешин:
«Мы в любом случае должны руководствоваться анализом рентабельности тех или иных производств. К сожалению, акцизная политика в прошлом году привела к тому, что многие вроде бы достаточно прибыльные отрасли фактически стали убыточными и сократили производство. Поэтому попытка искать там, где ничего нет, или попытка искать там, где в результате «поисков» ничего уже не будет, мне кажется абсолютно ошибочной»...
Как и прогнозировало «ЗН», Л.Кучма не смог удержаться от соблазна порегулировать своими указами и приватизацию. Документов два. Первый, №755, - «Об особенностях приватизации украинского государственного предприятия электросвязи «Укртелеком», второй, № 756, - «О дополнительных мерах по погашению задолженности по выплате пенсий, заработной платы и компенсации гражданам потерь от обесценения денежных сбережений...» Уже сейчас можно утверждать, что ни один из них не имеет в сессионном зале шансов на успех.
Указ относительно «Укртелекома», по сути, повторяет декабрьский законопроект, внесенный депутатами Олегом Шевчуком и Александром Рябченко, за исключением нескольких деталей, которые делают и без того весьма проблематичный в плане принятия документ безнадежным. Если народные избранники предлагали половину суммы от продажи инвестору 25-процентного пакета акций направлять в бюджет, а другую половину - на развитие предприятия, то президентские советники посчитали, что сейчас - не лучшее время развития телекоммуникаций. 90 процентов средств, полученных от продажи пакета, пойдут в бюджет, «в первую очередь на погашение задолженности по выплатам пенсий и других социальных выплат населению».
Второй документ еще более проблематичен. В качестве дополнительного источника для погашения задолженностей и компенсации вкладов предлагаются все те же средства от приватизации объектов госсобственности, включая земельные участки несельскохозяйственного назначения, а также санатории, пансионаты, гостиницы, которые… уже подлежат приватизации согласно государственной программе на 1999 год. Не предложено ничего лучшего, как «внедрить механизм компенсации гражданам потерь от обесценения денежных сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха акциями, которые принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ, по согласию граждан». А также «разрешить осуществлять дополнительную эмиссию акций открытых акционерных обществ в счет погашения задолженности по выплате заработной платы работникам указанных обществ, по согласию работников». По данным из источников, близких к администрации Президента, еще к полудню в четверг разработчики маялись тяжкими думами относительно механизма реализации этой затеи. Указ, выходит, есть, а путей реализации нет.
Особое мнение.
Депутат Александр Рябченко:
«Думаю, что указ в данном виде реализован не будет. Попытки приватизации гостиниц и санаториев идут в нашей стране с 1997 года, и практически безуспешно. Вряд ли до конца этого года удастся выручить от их продажи больше 100 млн. гривен. А что касается идеи компенсации задолженности акциями, то она представляет несомненный интерес для бизнеса. Даже больший, чем в свое время льготная подписка. Неглупый человек придумал…»
Последствия?
Не впервой…
Все, пересказа подписанных указов на сегодня достаточно. Объем статьи стремительно растет, и даже упомянуть о каждом из 39-ти невозможно. Впрочем, спешка в данном случае абсолютно ни к чему: до сентября будет еще столько говорено-переговорено.
Почему до сентября? Так ведь это очевидно. Дата подписания указов, как неоднократно подчеркивали мои собеседники в парламентских кругах, однозначно указывает, что Президент и его окружение на скорое внедрение в жизнь всех упомянутых новаций и псевдоноваций даже не рассчитывали. Иначе документы должны были бы датироваться 15-17 июня, но никак не позже - чтоб депутаты определились с ними в 30-дневный срок еще до каникул. Вероятнее всего, расчет президентской администрации был сугубо политический - на перехват стратегической инициативы, массированную психологическую и информационную атаку, которую Верховной Раде будет трудно отбить ввиду отключенной радиотрансляции... А подписать документы в середине июня, чтоб большинство из них отклонили и забыли еще к концу июля? Увольте, кто ж так поступает в разгар предвыборной кампании?
В том, что отклонение Верховной Радой большинства президентских экономических инициатив - дело практически предрешенное, похоже, не сомневаются даже в самом доме на Банковой. Настроение парламента более чем очевидно, тем более, что Президент вторгся во многие вопросы, уже урегулированные различными законами. Даже сторонники Л.Кучмы предпочитают не очень «подставляться» и ограничиваются, как правило, обтекаемыми фразами о «полезности» или «поддержке идей».
- Значительная часть указов не вызывает восхищения, потому что они продолжают давнюю, вроде бы в какой-то момент уже закончившуюся дискуссию между Президентом и Верховной Радой по поводу права Президента издавать указы и подавать законопроекты по налоговым вопросам, - говорит председатель парламентского комитета по финансам и банковской деятельности Валерий Алешин. - У нас вызывает удивление, что на протяжении буквально нескольких дней Леонид Кучма издал пять указов по налогу на добавленную стоимость. Я думаю, что здесь работает единая методология подготовки документов: реализуются инициативы отдельных отраслевых министерств, и в каждом случае отдельный интерес приводит к необходимости той или иной поправки к закону. К сожалению, Президент не использовал свое конституционное право на законодательную инициативу, которое не следовало всегда связывать с «Переходными положениями». А сейчас уже сам факт привязки к «Переходным положениям» вызывает у депутатов очень негативное отношение. Даже рациональные предложения могут быть отвергнуты сессионным залом по чисто формальным причинам.
Есть проблема с законопроектами, подготовленными на основе указов, - их сейчас слишком много. Все реально проработать, подготовить к рассмотрению - очень проблематично. И тогда у народных депутатов возникает искушение большую часть указов отклонить. Я думаю, конфликт между Президентом и Верховной Радой только усугубится.
Заметьте: это говорит депутат, в крайней оппозиционности к исполнительной власти никогда не замеченный. Высказывания же ярых противников Президента куда круче... Так что политическая борьба будет нешуточной, что, по иронии судьбы, только на руку участникам избирательного марафона.
Остальным пока рекомендуется расслабиться и где-нибудь на бережке под пальмой (вариант - под родимой осиной) помечтать о длинноногих девушках или о душистой пенке со свежесваренного малинового варенья. Да, законодательное поле для экономики выйдет из очередной «указной» переделки в весьма непрезентабельном виде, но не надо на этом зацикливаться. Прочь грустные мысли! К будущей весне разберемся. Не впервой.