Из жизни дипломатов

Поделиться
Совещание послов для дипломатического люда всегда было событием значительным. В эти дни огромное ...

Совещание послов для дипломатического люда всегда было событием значительным. В эти дни огромное здание на Михайловской превращается в гудящий улей, где в промежутках между многочисленными заседаниями и совещаниями народ в курилках живо обсуждает, кто куда поедет, кто откуда приедет, кого снимут, кого назначат. Волнение и ожидание охватывает всех. И все стараются держать нос по ветру, особенно, когда это ветер перемен.

Весь конец весны и начало лета МИД лихорадило: одновременно начались реструктуризация министерства и давно ожидаемая ротация. Предполагалось, что апогеем этих процессов станет седьмое совещание руководителей дипломатических представительств Украины, как обычно (правда, после четырехлетнего промежутка), запланированное на конец августа. Но когда событие было не за горами, стало понятно, что апогея не получится. Руководство министерства даже подумывало, не перенести ли мероприятие на конец года, приурочив его, например, к Дню дипломата, но в конце концов таки оставило в силе прежние сроки. По многим причинам, среди которых особо выделим остро назревшую необходимость серьезного разговора на самом высоком уровне об усилении координирующей роли МИД в осуществлении внешней политики, а также сугубо экономические соображения: дело в том, что как раз в августе многие послы находятся в отпуске на родине, и, следовательно, государство изрядно экономит на перелетах. Правда, в этом году, сэкономив на авиабилетах, МИД разошелся не на шутку и вместо обычных пары дней растянул совещание на целую рабочую неделю, включив в программу, помимо традиционных заседаний, и совместное совещание с НАК «Нафтогаз України», и поездку на Чернобыльскую АЭС, и посещение «Южмаша». А пленарное заседание в первый день совещания прошло не на шестом этаже здания на Михайловской, а в Доме учителя. Правда, как заверил журналистов глава ведомства Борис Тарасюк, затраты на все эти мероприятия достаточно скромны и вполне МИДу по карману. Но точных цифр при этом министр не назвал, пояснив, что окончательных калькуляций у него на руках нет, поскольку мероприятия еще не завершились. Мы же будем надеяться, что все потраченные на дипломатический слет средства вскоре с лихвой окупятся благодаря самоотверженной работе дипломатов, вдохновленных высшим руководством страны.

Кстати, первые дивиденды от совещания они уже получили. Каждый из специально приглашенных гостей приготовил дипломатам свой подарок. Самым большим, как и положено, оказался президентский: прямо на пленарном заседании Виктор Ющенко подписал указ об усилении координирующей роли МИД в сфере внешней политики Украины (о необходимости данного акта мы подробно писали в прошлом номере «ЗН»). «Министерство иностранных дел в новой власти будет выступать центром реализации новой внешней политики Украины. И это единственный полномочный институт для проведения такой политики», — заявил президент. А Б.Тарасюк в своем докладе еще раз напомнил о тех нарушениях и пережитках прошлого, от которых до сих пор не удается избавиться. В частности, речь шла о заключении соглашений о сотрудничестве с иностранными партнерами без согласования с МИД, открытии непредусмотренных законодательством представительств регионов за границей, несвоевременном согласовании или вообще отсутствии согласования технических заданий на заграничные командировки, отсутствии своевременной отчетности о загранкомандировках и заключении с иностранными партнерами соглашений о сотрудничестве. Также, поведал министр, имеют место случаи, когда руководители отдельных украинских министерств и ведомств делают внешнеполитические заявления, которые негативно отражаются на диалоге Украины с другими государствами.

Как затем сообщила пресс-служба МИД, президентским указом предписано, что с официальными заявлениями, комментариями по вопросам внешней политики Украины и с инициативами международного характера могут выступать лишь президент, премьер и министр иностранных дел Украины. Другие же официальные должностные лица органов исполнительной власти выступают с такими заявлениями, комментариями и инициативами исключительно согласно соответствующим поручениям президента, премьера и главы МИД и в соответствии с полномочиями, предоставленными им в установленном законом порядке. Кроме того, положениями указа за Министерством иностранных дел закрепляется право давать официальные разъяснения относительно внешнеполитического курса Украины.

Любопытно, что о содержании этого указа журналисты и широкая общественность имели возможность узнать лишь из краткого мидовского пресс-релиза и пояснений во время пресс-конференции министра иностранных дел. На сайте же президента по каким-то неведомым нам причинам на момент верстки этого номера (спустя четыре дня после издания указа) не было не только текста многострадального документа, но даже упоминания о том, что глава государства его подписал. Не удалось нам обнаружить его и на сайте Верховной Рады… Впрочем, не будем омрачать дипломатам праздник подобными мелочами, ведь все участники совещания своими глазами видели, что президент указ подписал.

Лучше продолжим список подарков. Таковым для украинских штатных евроинтеграторов стало сообщение о том, что сопредседателем с украинской стороны Совета по сотрудничеству Украина — ЕС отныне является премьер Ю.Тимошенко. Об этом на встрече с послами, отвечая на вопрос представителя нашей страны при Европейском Союзе Романа Шпека, сообщила сама Юлия Владимировна, до сих пор перепоручавшая эти функции вице-премьеру Олегу Рыбачуку. «Теперь все стало на свои места, — прокомментировал журналистам это событие Р.Шпек, — ведь евроинтеграцией в стране должны заниматься все ведомства, а не одно». Несмотря на позднее время (днем, согласно программе, Ю.Тимошенко выступить перед послами не удалось, поскольку президент, чье выступление было запланировано первым, сначала опоздал, а затем увлекся общением с украинским дипкорпусом), премьер произвела неизгладимое впечатление на многих руководителей диппредставительств своей энергией, напором и своеобразным видением некоторых внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов.

А председатель Верховной Рады Владимир Литвин заверил дипломатов в том, что отныне рекомендации парламентского комитета по вопросам евроинтеграции будут иметь императивный характер, а ВР в целом станет активнее участвовать в евроинтеграции — адаптировать украинское законодательство к нормам ЕС, укреплять связи с Европарламентом, создавать двусторонние и многосторонние межпарламентские ассамблеи с парламентами стран ЕС.

Но одного, очень важного и желанного подарка дипломаты так и не дождались. Хотя многие надеялись, что к совещанию послов станут известны фамилии глав диппредставительств хотя бы в некоторых ключевых для Украины государствах. Ну, хотя бы в США, России, Германии, Великобритании, Испании. Увы, среди тех, кто слушал тезисы президента о новой внешней политике в «новых уникальных условиях», новых послов, практически, не было. По признанию Б.Тарасюка, примерно треть украинских диппредставительств сегодня работает без руководителя. Нужно ли объяснять, как это сказывается на работе посольств, когда их сотрудники пребывают в длительном неведении и нервном ожидании назначения нового начальства? Или на развитии двусторонних отношений с конкретной страной, когда у временного поверенного совсем иные возможности для контактов, чем у посла, вхожего в самые высокие кабинеты в стране пребывания? Много интересного на эту тему может рассказать нынешний глава диппредставительства Украины во Франции Юрий Сергеев, которому до сих пор аукается отсутствие посла в этой стране в течение двух с половиной лет (!) до его назначения. Но, похоже, тезис о том, что история учит тому, что ничему не учит, в очередной раз находит свое подтверждение. На сегодняшний день вот уже полгода нет посла Украины в Италии. И это при том, что, как утверждают наши дипломаты, отношение итальянской стороны к украинской евроинтеграции, включая самого Сильвио Берлускони, уже не такое благосклонное, как прежде. Но как раз с посольством в Италии (увы, одним из немногих) вопрос, практически, решен. Как утверждают наши источники, уже получен агреман на его будущего нового руководителя — Георгия Чернявского, бессменного главу президентского протокола. Теперь дело за малым — указом главы государства.

Давно забыли, когда у них был посол Украины в Испании. Пустует кресло руководителя посольства нашей страны в Германии. Посла же Украины в Великобритании Игоря Митюкова уже чаще можно увидеть в Киеве, чем в Лондоне. А ведь это, повторимся, ключевые для нашей страны государства, от чьей позиции во многом зависит отношение Европейского Союза к перспективам членства в ЕС Украины.

Более двух месяцев нет нашего посла в Соединенных Штатах. Какая еще страна может себе позволить подобное в отношениях с супердержавой? При том, что на носу серия визитов высших руководителей Украины в США.

На прошлой неделе министр Тарасюк сообщил, что они с Виктором Ющенко согласовали кандидатуры около двадцати послов. Это, конечно, вселяет некоторый оптимизм. Но проблема в том, что многие из кандидатов на посольские должности об этом либо еще не подозревают, либо их собственные планы относительно их дальнейшей трудовой деятельности не совпадают с видением президента и министра иностранных дел. Так, по нашей информации, один из двух кандидатов на пост посла в Соединенных Штатах уже отказался от предложенной должности, предпочтя свой нынешний высокий кабинет и реальную близость к Печерским холмам, чем территориальную к Капитолийскому. И совсем нельзя исключать, что второй кандидат, занимающий еще более высокий кабинет, также решит остаться в Киеве, где в последнее время появилась некоторая возможность побороться за то, чтобы этот кабинет еще и расширить. Отказался начать дипломатическую карьеру и политик, которого президент хотел бы видеть полномочным представителем Украины в Российской Федерации. Жаль. Хотя бы потому, что по афористичности и цитируемости этот человек заткнул бы за пояс даже посла РФ в Украине Виктора Черномырдина. Теперь в мидовских кулуарах пошли упорные слухи, что следующими кандидатами на отправку в Москву рассматриваются руководитель секретариата президента Александр Зинченко и его первый заместитель Александр Моцик (экс-замминистра иностранных дел).

В подвешенном состоянии находится и посольство Украины в Брюсселе, чей глава и представитель Украины при Североатлантическом альянсе Владимир Хандогий вскоре покинет Бельгию, чтобы занять пост главы департамента НАТО в центральном аппарате МИД. Сотрудники посольства и миссии опасаются, что могут надолго остаться без руководителя в очень ответственный для европейской и евроатлантической интеграции Украины период. Кроме того, в напряжении держит дипломатов и информация о том, что посольство и миссия могут быть разделены на два отдельных диппредставительства, потенциальными руководителями которых мидовские слухи называют нынешнего замминистра иностранных дел Олега Шамшура и экс-министра обороны Константина Морозова.

И до совещания послов, и во время него настолько часто звучали слова о том, будто «идет плановая ротация», будто «нет никакого сведения счетов или политических чисток», что невольно возникали сомнения по этому поводу. Но президент дал такое пояснение смены глав некоторых диппредставительств: «Поскольку речь идет о новом курсе Украины во многих регионах мира, этот курс смогут обеспечить новые послы». В принципе такая практика существует и в других странах: часто с приходом новой властной команды меняются и ее представители за рубежом. Поэтому было бы довольно странно, если бы, скажем, в Беларуси сохранил свой пост Петр Шаповал, не так давно заявивший, что отношения между Украиной и РБ будут развиваться, «несмотря на оранжевую революцию». Наблюдателей и экспертов удивляет, скорее, другое. Например, неоднократно заявлялось, что именно посольство Украины в РФ инициировало во время президентской кампании открытие в России четырех сотен дополнительных участков и фальсифицировало документы, обосновывающие эту инициативу. МИД, насколько известно, провел внутреннее расследование, результаты которого передал в Генпрокуратуру. Тем не менее посол Билоблоцкий успешно продолжает трудиться в Москве с тех самых времен, как Леонид Кучма назначил его туда в самом начале своего второго президентского срока. Насколько нам известно, достаточно высокие должности в центральном аппарате МИДа займут и некоторые послы, проводившие перед выборами «душеспасительные» разговоры со своими подчиненными, отговаривая их голосовать за оппозиционного кандидата. Несмотря на это, их опыт и высокий профессионализм востребован и новой властью.

Ситуация неопределенности сохраняется не только в представительствах Украины за рубежом, но и в центральном аппарате, поскольку ротация продолжается полным ходом. По словам Б.Тарасюка, в этом году она коснулась примерно 360 человек. И эта цифра, убеждает министр, не должна никого пугать, поскольку по нормативам ежегодно должно ротироваться 500 человек. Но ропот в стенах МИДа вызывает не столько количество перемещаемых с должности на должность сотрудников, сколько затянувшаяся ситуация неопределенности у некоторых из них. Бывает, человек уже несколько месяцев сидит на чемоданах, но и по сей день не знает, когда же он отправится за границу. Бывает и наоборот, дипломат давно как прибыл на родину, вовсю трудится в центральном аппарате, но его документы все еще не оформлены со всеми вытекающими последствиями. Рядовые сотрудники и среднее звено жалуются, что очень часто их документы подолгу лежат на столах у руководства. Руководство, в свою очередь, жалуется, что завалено бумагами, на вдумчивое ознакомление с которыми просто физически не хватает времени. К тому же, как попытался объяснить ситуацию один из замминистра, то или иное назначение должно быть обговорено на коллегии, а руководство министерства часто элементарно не может собраться из-за напряженного графика командировок. Еще одну из причин бумажных завалов министр Тарасюк видит в устаревших инструкциях, согласно которым общение между различными украинскими ведомствами может проистекать на уровне не ниже замминистра. То есть, если, например, сотруднику МИД из департамента НАТО необходимо направить какой-то документ в аналогичное подразделение, скажем, Минобороны, то эта бумага не отправляется сразу к адресату, а сначала ждет подписи у замминистра иностранных дел, потом уходит в МО и там ждет, пока с ней ознакомится и наложит свою резолюцию замминистра обороны, и только после этого, спустя зачастую значительное время, документ попадает к тому, кому непосредственно адресован. Подобную практику, считает Б.Тарасюк, нужно менять, предоставив подразделениям министерств и ведомств возможность общаться напрямую, что сэкономит время, повысит эффективность работы и уменьшит бумажные завалы на столах у руководства. На совещании послов министр призвал дипломатов как можно активнее использовать электронный документооборот. «Нам еще далеко до «офиса без бумаг», который сейчас создают в МИД Германии, — посетовал Борис Иванович, — но мы, безусловно, должны сократить бумаготворчество». Большинство информации, по мнению министра, может передаваться электронными сообщениями непосредственно между исполнителями. Все дипломаты должны быть подключенными в закрытую внутреннюю сеть электронного оборота документов и информации. Внешнеполитическое ведомство сейчас работает в этом направлении и надеется на поддержку со стороны Министерства финансов, поскольку уверено, что в результате перехода от бумажного к электронному документообороту польза будет всем — и государству, и бюджету, и гражданам, и окружающей среде.

Увеличению эффективности работы МИД, по мнению его руководства, должна послужить и реструктуризация министерства, в результате которой, как предполагается, должна возрасти роль департаментов, директора которых, по словам Б.Тарасюка, отныне становятся едва ли не главным звеном в структуре ведомства. На эти должности, считает министр, должны быть назначены опытные дипломаты, имеющие ранг посла. Вот только где взять столько опытных послов, учитывая, что их остро не хватает и для зарубежных диппредставительств? Тем не менее часть руководителей департаментов уже назначены (правда, не все они являются чрезвычайными и полномочными). Бывшие же начальники управлений (кто не ушел из МИДа) стали заместителями глав департаментов, что вызвало у некоторых из них значительное недовольство, несмотря на сохранение прежней зарплаты.

Что же касается финансового вопроса в целом, то материальное и финансовое обеспечение сотрудников министерства и дипломатических представительств Украины за границей глава внешнеполитического ведомства признал неудовлетворительным. По его словам, предложения относительно улучшения финансового положения украинских дипломатов внесены на рассмотрение Кабинета министров и Министерства финансов. По свидетельству участников совещания, на встречах с руководством страны они уже получили обещание, что в бюджете на 2006 год будут выделены дополнительные средства на обеспечение работы центрального аппарата МИД и загранучреждений.

Сегодня, как поделился информацией с журналистами один из послов, руководитель диппредставительства Украины в стране без сложных климатических условий получает (если сложить командировочные и надбавку за ненормированный рабочий день) примерно четыре тысячи долларов в месяц. Возможно, многим читателям, живущим в Украине, эта сумма покажется огромной. Но по меркам жизни за границей это мизер. Хуже, говорят, живут только кубинские дипломаты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме