Кажется, ни с одним из соседних государств Украина не имеет таких сложных и противоречивых отношений, как с Румынией. Причины известны не от сегодня: груз исторического прошлого, а попросту - территориальные проблемы. Но в последнее время - время действия базового договора о добрососедстве и сотрудничестве двух государств - все чаще камнем преткновения двусторонних отношений становится вопрос статуса и обеспечения прав и свобод национальных меньшинств, особенно румынского в Украине. Именно об этом - о проблемах, надеждах, разочарованиях румынов Украины в контексте украинско-румынских отношений - размышляет сегодня в «Зеркале недели» один из лидеров румынского возрождения на Буковине, народный депутат Украины, член Совета Европы от фракции СДПУ(о), доктор философии и магистр права Ион Василе ПОПЕСКУ.
- Г-н Попеску, рамки официального сотрудничества двух государств определяются базовым двусторонним договором между ними. Но не только. Степень доверия и взаимопонимания создается и на низших этажах этих отношений. Официальный и неофициальный уровни взаимоотношений не обязательно всегда совпадают. Но почему такой большой разрыв между ними в отношениях между Украиной и Румынией?
- С самого начала хотел бы подчеркнуть, что на официальном уровне отношения между двумя государствами в последнее время намного улучшились. И в этом немалая заслуга бывших послов Украины в Румынии - А.Чалого и Румынии в Украине - И.Быстряну, а также доброй воли обоих президентов - Л.Кучмы и Э.Константинеску. Немаловажную роль сыграло в этом вступление Румынии, а затем и Украины в Совет Европы. Новые послы И.Харченко и М.Динику, надеюсь, также будут способствовать укреплению добрососедства и сотрудничества двух стран.
Что же касается народной дипломатии, то здесь ситуация немного отстает от официальной. И объяснение тому - несколько факторов: историческая память, разные тенденции в экономике двух стран, негативное отношение румынского населения к термину «нацменьшина», просчеты в области этнополитики некоторых государственных чиновников и некоторые другие моменты.
- Вспоминаю выступление в газете «Конкордия» поэта Василе Тэрицану сразу же после подписания базового договора между Украиной и Румынией. Оно было исполнено горечи сожаления, разочарования и упрека. Так восприняли этот договор некоторые представители румынской элиты в Черновцах, а как восприняли его простые румыны - у вас были десятки встреч в Герце, Глубокой, Сторожинце, Новоселице?
- Честно сказать, по-разному. С надеждой и разочарованием. Многие румыны области, а я могу говорить в этом случае лишь о румынах Буковины, ожидали осуждения пакта Молотова-Риббентропа и его последствий: расстрела мирного населения возле сел Лунка и Белая Криница, исчезновения целых селений, массовых депортаций до и после войны, национализации земли, волевых переименований населенных пунктов (кстати, так и не возвращенных в Герцаевском районе), национализации и невозвращения Национального дома, Национального дворца и другого имущества национально-культурных обществ.
А главная причина прохладного отношения румынов Украины к этому договору состоит в том, что, несмотря на возможности, предоставленные статьей 11 Конституции Украины, в которой признается, что в Украине проживают, кроме украинцев, и другие коренные народы и национальные меньшинства, в нем нет указаний, что румыны Марамуреша, Буковины, Герцаевского края и Бессарабии в местах своего традиционного проживания признаются коренным населением. И это при том, что никто из серьезных ученых и политиков не ставит под сомнение автохтонность румынов на территориях своего этнокультурного ареала, своих этноойкумен и этноплацент. Повторюсь: на этой, не чужой для нас земле, мы корни, а не только крона.
Встречаясь с избирателями, я всегда подчеркиваю, что мы, румыны, волею исторической судьбы призваны жить и придерживаться двух принципов: быть лояльными по отношению к законодательству Украины и вместе с тем добиваться неукоснительного выполнения наших прав и свобод. Лишь в таком случае есть надежда на этнокультурное будущее.
- В украинском парламенте вы представляете интересы румынского этнического меньшинства Буковины. Уже упоминаемая здесь газета «Конкордия» поместила много публикаций, относящихся к сфере прав этнических меньшинств. Были в ней и публикации, связанные с вопросом достижения культурно-национальной автономии. Румыны Буковины будут стремиться к ней?
- Во-первых, на территории моего округа румыны - большинство. Во-вторых, мы не воспринимаем по отношению к себе термин «национальное меньшинство» и предпочитаем настаивать на том, чтобы нас считали автохтонным населением, коренным этносом Буковины, Марамуреша, Герц и Бессарабии. Что же касается прав этнических групп, то здесь я полностью поддерживаю как Василе Тэрицану, так и Христианско-демократический альянс румынов Украины: мы должны добиться всех существующих прав. Другое дело - как и на каком этапе.
Мировая, и в частности европейская, практика доказывает, что для обеспечения сохранения самобытности, национального наследия и достоинства предоставляются такие основные права и свободы национальным группам.
Право на существование. То есть признание существования данной группы на официальном уровне. Этого мы уже добились, особенно после 1994 года, когда впервые выиграли место в парламенте.
Право на пользование достижениями собственной культуры, использование своего языка и их развития. После возвращения нашему языку научного наименования и латинской графики начался этап активного приобщения молодежи к достижениям румынской культуры.
Право на обеспечение функционирования национальных школ и других учебных заведений (в том числе и высшего образования) с преподаванием на родном языке и контролем за учебными программами. Хотя только в Черновицкой области у нас 86 школ с преподаванием на родном языке, мы далеки от цифры 114 - столько школ у нас было в начале советской власти.
Еще одно измерение прав этнических групп - это гарантии политического представительства в органах, которые определяют политику страны как на исполнительном, так и на законодательном уровне. Здесь мы не имеем еще того, что уже гарантируется, например, в Румынии или Польше. Христианско-демократический альянс румынов Украины выиграл в прошлом году выборы в румыноязычной части Черновицкой области, но ни одна из его кандидатур, к сожалению, при реформировании местных органов исполнительной власти не была учтена.
Наконец, предоставление автономии с передачей меньшинствам права управлять своими внутренними делами, хотя бы в сфере культуры, воспитания, образования, религии, информации, социальных вопросов, с обеспечением с помощью субвенций (на уровне культурной автономии, возможной как при дисперсном, так и при компактном проживании меньшинств), а также рычагов налогообложения (на уровне территориальной автономии, возможной только при компактном проживании меньшинства), средств для выполнения этих функций.
Мы прекрасно понимаем, что обеспечение вышеперечисленных прав может быть гарантировано лишь при эффективном взаимодействии международного и внутреннего права. Поэтому надеемся на ратификацию Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств. А через Федералистский союз национальных меньшинств Европы (FUEV), членом которого является упоминаемый здесь Христианско-демократический альянс румынов Украины, популяризируем свои ценности, говорим о проблемах.
Мы осознаем, что «невостребованное право» нельзя считать «нарушенным правом», потому избрали правовой, парламентский, путь достижения своих прав. Однако всему свое время. Все зависит от этноэнергии самой этнической группы, а также от уровня ее готовности не только требовать права, но и самой осуществлять их. Мы, румыны Украины, на сегодняшний день находимся где-то между третьим и четвертым уровнем требования прав, необходимых для этнического самосохранения. При закреплении на законодательном уровне культурной автономии мы, естественно, будем добиваться и этого.
- Во время встречи с румынскими парламентариями в Бухаресте среди приоритетов румынов Украины вы называли открытие румынского консульства в Черновцах, учреждение здесь же мультикультурального университета, Информационного центра и Института румынской культуры и цивилизации. С консульством нет вопросов. А на какие средства должны быть учреждены университет, Информационный центр, Институт культуры и цивилизации?
- Небольшое уточнение: не Институт румынской культуры и цивилизации, а Румынологический культурный центр. Что касается средств, то мы, румыны, являемся налогоплательщиками, а значит, имеем право на часть бюджетных средств. Надеемся также на спонсоров. Ждем помощи из Румынии. Конечно, все это только в рамках закона, с четким учетом и контролем за использованием упомянутых средств.
- Многоязычный или мультикультуральный университет в Черновцах. Л.Кучма использовал термин «многоязычный», Э.Константинеску все время говорит «мультикультуральный». Многоязычность и мультикультурализм совпадают по содержанию или это различные вещи? Если да, то где в Европе существуют подобные университеты?
- Культурное наследство вбирает в себя и языковое наследие. Поэтому это близкие категории. Культурный обмен осуществляется посредством языковых средств. Поэтому я бы предпочел термин «поликультурный университет», как институт, финансированный несколькими государствами, обеспечивающий изучение разных культур, языков, традиций и способствующий сближению наций по пути к единой Европе. Это путь устранения разрыва между разными подходами в разрешении одной и той же проблемы. Что касается примеров, то их множество: Брюссельский, Страсбургский и другие университеты. Почему бы в их ряд не стал и Черновицкий? Разве мы не стремимся в Европу, в цивилизованный мир?
- В начале второй декады ноября проведена первая сессия смешанной межправительственной украинско-румынской комиссии по контролю за выполнением статьи 13 базового договора о добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Румынией. В этой статье, как известно, закреплены обязанности сторон в области защиты этнической, культурной, лингвистической и религиозной идентичности румынского меньшинства в Украине и украинского - в Румынии. Румынская пресса написала об итогах работы комиссии резко негативно, украинская - ничего. Как оценивает эти итоги член комиссии Ион Попеску и что будет в том случае, если по какому-либо вопросу даже в комиссии не смогут найти консенсус?
- Подписан Регламент, идет доработка Протокола комиссии. Работы в ней, я уверен, будет предостаточно. Мы тоже передадим в нее свои соображения, обозначим проблемы и претензии. Мы уверены в их разрешении. Если же не будет найден по какому-либо вопросу консенсус, я, как член комиссии, правда, «по согласию», буду предлагать компромиссы.
- Г-н Попеску, некоторые государства, строящие сегодня единую Европу, переступили через тяжелые конфликты и потери из их более или менее отдаленного прошлого, придя к историческому примирению. Возможно ли такое между Украиной и Румынией?
- Да, я уверен в этом. Но только при одном условии: если мы не будем показывать на кого-то пальцем и говорить, что кто-то хуже нас. Напоминаю правило указательного пальца: когда показываешь на кого-то, помни - в это время другие три пальца показывают на тебя, значит, ты в три раза хуже, а большой палец показывает на небо - там Всевышний. Он все видит и рано или поздно поставит все на свои места. И да поможет нам в этом Бог!