Тема возможной фальсификации результатов президентских выборов получила на этой неделе довольно любопытное развитие. Уже на второй день работы парламента депутаты внесли изменения в закон о выборах президента. По утверждению автора этого нормативного акта, народного депутата Александра Ельяшкевича, изменения должны существенно снизить вероятность подтасовки итогов голосования. Предполагается, что все члены участковых и избирательных комиссий должны получить на руки оригиналы протоколов о результатах волеизъявления масс. Как известно, в состав комиссий входят представители всех кандидатов в президенты и наличие достаточно большого количества итоговых документов станет эффективной технологией защиты от фальсификации.
Например, во время парламентских выборов 1998 года избирательные протоколы существовали всего лишь в двух экземплярах - один отправлялся в Центризбирком, а второй должен был вывешиваться по месту голосования для всеобщего обозрения. Правда, довольно часто этого вообще не делалось. В результате доверенные лица кандидатов спорили до хрипоты с официальными «счетчиками голосов». Они им совали некие бумажки с подсчетами, где выходило, что куда-то делись несколько тысяч голосов. Члены комиссий в ответ предъявляли официальную бумагу и посылали подальше. В суд, например.
Другими словами, массовое распространение оригиналов протоколов среди представителей конкурирующих политических группировок должно стать своего рода защитой от подделки. По словам одного из отцов национального избирательного законодательства, народного депутата Александра Лавриновича эти бумаги могут служить в качестве юридического аргумента при судебном разбирательстве.
А если собрать все протоколы в одном месте, то ЦИК фактически утратит монопольное право на объявление официальных результатов президентских выборов. Уже нельзя будет на протяжении недели что-то там химичить с избирательными документами, играть в исчезновение голосов и т.д. и т.п. Создаются предпосылки для формирования альтернативной системы контроля за подсчетом результатов избирательной президентской кампании. Причем спикер Александр Ткаченко со свойственной ему прямотой объявил о намерении сформировать некий контрольный центр, куда будет поступать информация о ходе голосования.
Центр имени Ткаченко-Ельяшкевича
Глава временной парламентской комиссии по вопросам соблюдения должностными лицами избирательного законодательства... Короче, полное название этой структуры может выговорить только депутат. Для удобства назовем ее контрольной комиссией Ельяшкевича. Так вот, Ельяшкевич не исключает возможности того, что такой центр будет создан на базе парламента. Причем Александр Сергеевич недвусмысленно дал понять, что автором этой идеи является он, а не Ткаченко. Мы не будем вникать в тонкости отношений между спикером и главой комиссии. Просто представим себе следующую картину. Ночь с 31 октября на 1 ноября. Губернаторы где-то неустанно соблюдают действующее законодательство, а в сессионном зале Верховной Рады собрались журналисты, представители кандидатов в президенты, международные обозреватели, просто люди в штатском. В оперативном режиме поступает информация о ходе голосования. На табло системы «Рада» что-то высвечивается, факсы плюют оригиналы протоколов, которые сразу же относятся в ящик с надписью «Не влезай, убьет». В самый ответственный момент в буфете заканчивается пиво, тихая паника, крики «Страна в опасности». Но вот возвращается гонец, посланный умелой рукой в ночной ларек, ситуация нормализуется. Усталый голос ведущего - в Донецкой области лидирует...(зачеркнуто цензурой). Раздается отчаянный вопль «шакала пера», проигравшего 10 грн. В общем, в нормальной рабочей обстановке идет подсчет голосов, чтобы не допустить излишней «шалости» ЦИК. Правда...
Пессимистический аспект
...сегодня не все испытывают безотчетный восторг по поводу создания новой контрольной технологии. Во-первых, закон о внесении изменений в закон о выборах президента еще должен подписать глава государства. Можно уверенно утверждать, что у Леонида Даниловича рука не дрогнет наложить на него вето. Официальный повод - нечего менее чем за два месяца менять правила игры. А собрать для преодоления вето 300 голосов будет очень и очень не просто.
Во-вторых, не все кандидаты в президенты поддерживают идею создания некой единой контрольной базы. Например, Наталия Витренко объявила о намерении сформировать собственный центр, куда будет поступать информация о ходе голосования. По ее словам он (в смысле центр) буде расположен «где-то в Евраазии», то есть в Украине. Да, велика Евраазия, а отступать некуда. Представитель президента в парламенте Роман Бессмертный считает указанную идею излишней и не сомневается в том, что официальные результаты выборов и информация, полученная параллельной контрольной структурой полностью совпадут.
А один парламентарий, прошедший, по его словам, через 8 избирательных кампаний, мягко так намекнул, что все будет сделано уже на уровне протоколов. По его словам, можно «нарисовать» от силы 5% голосов одному из кандидатов в президенты. Правда существует еще более пессимистичный прогноз, основанный на том, что Киев и регионы - это «две большие разницы». Даже несмотря на наличие в составе комиссий представителей всех кандидатов в президенты, всегда существует возможность провернуть вариант с отсутствием по «уважительной» причине части состава избирательной комиссии.
Сегодня бесспорным является лишь тот факт, что организация оперативного освещения хода голосования в режиме он-лайн окажет непосредственное влияние на деятельность ЦВК. Это будет своего рода прессинг. Глава Центризбиркома будет вынужден реагировать на информацию, полученную из альтернативного центра. Таким образом, исчезает его монополия на информацию. Помните, как во время парламентских выборов 1998 года в студии «1+1» была организована передача, посвященная избирательной кампании? Так вот тогда всю ночь эксперты лишь строили догадки о ходе выборов, так как практически не было информации с мест... Возможно, что президентские выборы 1999 года пройдут в более открытом режиме.