Чем больше появляется факторов, которые влияют на поступление, тем тяжелее становится абитуриенту прояснить их важность для поступления и объективность, или понять почему он не смог успешно преодолеть вступительный барьер, отметили в своем комментарии для "Зеркала недели" консультанты Программы содействия внешнему тестированию в Украине (USETI) Маркус Броер и Марк Зельман.
Маркус Броер прежде всего отметил, что система приема в университеты, сложившаяся в настоящее время в Украине, заслуживает одобрения. "Огромную работу сделали за короткий период. Обычно требуется много лет, чтобы такая система оценивания начала эффективно функционировать. А у нас уже есть данные, свидетельствующие о том, что результаты внешнего оценивания в вашей стране соотносятся с показателями академической успешности первокурсников", - сказал эксперт.
Однако, по его мнению, последние инициативы Минобразования - учет среднего балла аттестата или возможность ввода вступительного эссе как еще одного фактора оценивания, могут существенно усложнить вступительную кампанию для абитуриентов.
"Очень важный момент: чем больше добавляется факторов, влияющих на поступление, тем тяжелее становится абитуриенту. Также сложно объяснить общественности роль и относительный вес этих факторов, - отмечает Броер. - И еще один очень важный момент - валидность с точки зрения участника экзамена и его родителей. Мне кажется, в настоящее время в глазах и выпускников, и их родителей прохождение стандартизированного теста является достаточно объективным способом показать, чему ученик научился в школе".
Эксперт отметил, что средний балл аттестата действительно учитывается во многих системах приема в вузы. "Однако важно понимать, как эти системы развивались и почему этот фактор приобрел значение. Я не против того, чтобы изучалась возможность использования среднего балла аттестата во время принятия решения относительно зачисления в университет, но теперь не вижу в этом безотложной надобности. Стоило бы сначала просчитать возможные последствия"- отметил Броер.
Кроме того, эссе, которое пишут абитуриенты в США, не служит для оценивания их способностей, а лишь дает возможность составить впечатление о них как о личностях, добавил эксперт. "Обычно в университетах большое значение имеет то, чем юноша или девушка занимается во внеурочное время, в каких общественных проектах участвует, приобрел ли опыт волонтерской работы за рубежом или в родной стране. Это действительно валидный фактор, который может повлиять на решение относительно зачисления, но только тогда, когда претендент недобрал несколько баллов или набрал одинаковое с кем-то количество. Конечно, этот фактор не сработает, если уровень знаний низкий, - отметил эксперт.
Если мотивационное эссе будет играть большую роль в процессе зачисления в ВУЗ, появятся основания для обеспокоенности. "Когда, кроме основного тестирования, внедряются другие факторы, имеющие большую роль и вес, и создается комбинированный балл, абитуриент не будет знать, что именно помешало ему поступить в университет. С технической точки зрения, мотивационное эссе стандартизировать невозможно, суждение о нем - субъективное. Нормально лишь, если решение балансирует на грани нескольких баллов", - добавил Броер.
Его коллега Марк Зельман отметил, что в США от мотивационного эссе уже отказываются. "Причина простая: абитуриент пишет его дома и отсылает в университет. Никто не может проконтролировать, сам ли он это делает. Все чаще эссе берется из Интернета или других источников. Именно по этой причине университеты настояли, чтобы эссе было прикреплено к тесту SAT. Таким образом, абитуриент выполняет это задание на виду у проверяющих", - подчеркнул эксперт.
"Эссе проверяется сначала с помощью специальной компьютерной программы (она проверяет то, что можно измерить, - грамотность, структуру, словарный запас и тому подобное), а потом - специально натренированным человеком (у него - собственные категории проверки). Если баллы человека и машины отличаются более чем на единицу, подключается главный проверяющий, очень опытный, и принимает окончательное решение", - прибавил Зельман.
Подробнее об этом читайте в статье Алины Бажал "Между абитуриентом и вузом - новые мосты или новые препятствия"? в свежем номере "ЗН".