ЧЬЕ «ДИНАМО» ЧЕМПИОН?

Поделиться
…к концу матча на поле было несколько мячей. Над ареной стоял неумолкаемый свист болельщиков. Беспредел прогрессировал...

…к концу матча на поле было несколько мячей. Над ареной стоял неумолкаемый свист болельщиков. Беспредел прогрессировал. В команде, где игроков было номинально больше, форвардам из группы со скобками в названии все чаще приходилось отходить к своим воротам, поскольку игроки без скобок то и дело норовили втихаря забить автогол. Судья явно плевал на правила, даже когда игроки другой команды, поменьше, в пылу боевого азарта забирали у него свисток. Игра затягивалась. Кто-то начал уносить мячи. Дело пахло ничьей, в которой побеждал рефери, явно претендующий на роль Верховного Арбитра…

Судейство с пристрастием

Пока народу под присмотром обладминистраторов приходилось обсуждать президентские предложения, парламент готовил свои. За основу был взят законопроект Александра Мороза, который успешно прошел горнило Конституционного суда, но хронически не воспринимался Банковой. В основном из-за авторства. Ну и, конечно, тезисов, предполагавших существенное ограничение президентских полномочий.

Не останавливаясь детально на процессе трансформации обоих законопроектов, о котором «ЗН» писало неоднократно, стоит отметить один-единственный принципиальный момент, вокруг которого завертелась вся конституционная кутерьма: после череды переговоров в президентском варианте остался механизм продления полномочий Леонида Кучмы. За проведение всех выборов в один год Банковая стояла нерушимо, жертвуя другими предложениями, которые, по всей видимости, для этого и предназначались. Так же нерушимо против этой нормы восстала оппозиция. Ее лидеры не верят Президенту. Несмотря на его неоднократные заверения, что очередные выборы главы государства состоятся осенью
2004-го и что после этой даты Украина будет иметь нового Президента. Лукавство ныне действующего видится в следующем алгоритме:

1) направление в КС только своего, президентского, законопроекта любыми способами;

2) инициатива «снизу» о назначении выборов на 200Х год, где Х = 7 или, по крайней мере, 6;

3) утверждение специальным законом даты выборов, что, собственно, предполагают президентские инициативы, для чего нужны только 226 голосов, имеющихся у большинства;

4) говоря о желании уйти, согласиться с волей депутатов — ведь Туркменбаши народ недели две упрашивал, прежде чем он снизошел и согласился остаться Президентом пожизненным;

5) до даты 200Х придумать что-нибудь еще.

Реформа начала пробуксовывать, едва попав в Верховную Раду. Антикризисный менеджер Банковой на этот раз явно перебрал с расшатыванием политической ситуации. И завяз в собственных сценариях еще при выполнении первого пункта. Это ярко продемонстрировал дошедший до драки кризис 3 июля. Оппозиция с самого начала поставила жесткое условие — или инициативы Кучмы идут на экспертизу в Конституционный суд в сопровождении инициатив парламента, или не идут оба проекта. Большинство упорно тянуло в КС только законопроект главы государства. Представители пропрезидентских фракций в режиме «off the records», смущаясь, признавались в жестком давлении администрации. А комментируя официально, не могли придумать внятной причины, почему бы не отправить в КС оба проекта. Например, Леонид Кравчук (СДПУ(о)), Степан Гавриш («Демократические инициативы») и Александр Волков (внефракционный), неуверенно говоря о компромиссе, ссылались на святое право депутата голосовать как ему вздумается — без мотивов, но по велению сердца.

Сердце волеизъявления большинства за прошедшую неделю, видимо, не раз перенесло приступ тахикардии. Видя, что дело заходит в тупик, Леонид Кучма пригрозил отозвать свои реформаторские предложения, если они являются камнем преткновения. И эта «угроза» была адресована не столько депутатам, сколько ответственному за процесс главе администрации. На следующий день у членов большинства собирали подписи под неким текстом. По неподтвержденной информации, это было клятвенное обещание пропустить в Конституционный суд только законопроект Президента. По другим источникам, документ был частью механизма продавливания первого этапа реформы в обход регламента. В любом случае это был явный перебор, обернувшийся только еще большим неприятием администратора политреформы, что отразилось и на фракции СДПУ(о) — в кулуарах ВР ее депутаты смотрелись довольно одиноко. Не зря и экс-директор ВР Александр Волков, сгоряча ограничив права женщин-парламентариев, сказал, что депутат обязан голосовать любой частью тела. А если Верховная Рада зайдет в тупик, ее следует разогнать «к чертовой матери». Возможно, случайное совпадение, но именно в этот момент по кулуарам гулял анонимный документ, приписываемый технологам из АП, где описывался механизм блокирования работы парламента следующей осенью и его последующего роспуска, если депутаты откажутся поддержать экспертизу президентских реформ.

Скорее всего, Леонид Данилович ничего из Верховной Рады отзывать не будет. А если это паче чаяния произойдет, то логичным шагом главы государства будет вынесение законопроекта на референдум. Почва уже постепенно готовится. Решение об инициировании очередного массового опроса может быть принято на Конституционном форуме, который, по предварительным данным, состоится в Харькове в августе. Хотя такое развитие событий многим может показаться смешным, если вспомнить, куда делись результаты первого референдума. Парламентарии прошлого созыва, проявив неожиданную смелость, уже раз дали понять администрации Президента, что не всегда готовы беспрекословно следовать ее воле. Теперь их наследники сделали это опять, противопоставив свою «динамо-машину» машине «Динамо» с Банковой. Тем более практика показывает, что Леонид Данилович может дать задний ход, если сопротивление выходит за рамки его плана. Примером тому — истории с попытками замены главы Киевской горадминистрации и руководителей парламентских комитетов, не входящих в большинство. Нынешние трансформации подсказывают, что чем ближе 31 октября 2004-го, тем слабее становится влияние Президента, тем ниже «болевой порог».

После провала голосования 3 июля оппозиция не изменила тактики. Большинство тоже. «Наша Украина» и БЮТ накануне обещали блокировать трибуну, как только почувствуют желание противоположного лагеря протянуть лишь президентский законопроект. Парламентские кулуары напоминали тренерские штабы перед решающим матчем, где все было максимально законспирировано, чтобы визави не разгадали намерения. Когда же свистком арбитра прозвучали слова Владимира Литвина «розглядається проект постанови…», стало видно, к чему привели тренировки.

Большинство пассивно атаковало, причем на острие была фракция СДПУ(о), чьи представители пытались подстегнуть остальных игроков. Те же упорно играли роль сов на деревьях, навязанную накануне. Некоторые «большевики», если верить представителям оппозиции, подходили к ним и незаметно для партнеров просили сделать все, чтобы заблокировать проект Банковой.

Оппозиция активно защищалась. Не так, конечно, как неделю назад, — из-за пассивности большинства не было повода пойти врукопашную. Но микрофоны у Владимира Литвина забирали, дабы тот не смог объявить голосование, ожидаемое пропрезидентскими фракциями. Другое дело, что спикер не особо и настаивал. Казалось, он желал блокирования трибуны, делая небольшую, но красноречивую паузу перед тем как запустить систему «Рада» для невыгодного оппозиции проекта постановления. Каменные лица членов фракции СДПУ(о) и трели мобильных телефонов у руководителей большинства свидетельствовали о понимании — Литвин играет не на их стороне, хотя явной поддержки оппозиционерам тоже не оказывает. Понимание спикера и «Нашей Украины» на уровне взглядов и жестов в итоге сыграло решающую роль.

В эти дни Владимир Михайлович проявил незаурядные актерские способности и умение жонглировать регламентом по своему усмотрению. Он на удивление легко отказывался от продолжения реформаторской эпопеи и моментально переключался на другие законопроекты повестки дня. Свидетели утверждают, что, собирая представителей фракций в своем кабинете, он умело оставлял все на своих местах, чтобы до последнего, решающего, часа не нарушить сложившийся дисбаланс. И делал все, чтобы горячие головы из стана «большевиков» не вынесли голосование за пределы сессионного зала. Кому как не Литвину помнить, что все волеизъявления бюллетенями при несогласии одной из частей парламента заканчивались рукоприкладством и отменой принятых решений.

До последнего момента оставался один вопрос: выдержит ли Литвин ночь перед последним днем четвертой сессии. Ведь именно это время суток традиционно используется внешними силами для нагибания парламентариев. Да и смена четверга на пятницу, согласно народным поверьям, высвобождает темные силы. Подобный экзамен на стойкость с успехом проходили не все, поскольку интенсивность увещеваний, случалось, зашкаливала. Сигналы о том, что председателя Верховной Рады начали «воспитывать», уже имели место — руководитель одной близкой к Литвину структуры жаловался на резко возникшие проблемы. Но в этот раз глава парламента выдержал.

Очевидно, Владимиру Михайловичу уже удалось создать свою собственную, маленькую, но очень весомую «фракцию» из трех человек, двое из которых в зале заседаний сидят сбоку от него. Выраженного лидера там нет, но солидарность налицо. Упорное голосование первого вице-спикера, донетчанина Геннадия Васильева за право главы парламента отныне и навеки направлять в КС оба законопроекта, частичное тому подтверждение. А об общих взглядах на жизнь Владимира Литвина и Александра Зинченко, по причине которых, в частности, последний порвал с руководством СДПУ(о), говорили еще до его выхода из политсовета объединенных социал-демократов.

Единство трех постепенно идет к попытке организации той самой «третьей силы», которую две основные успешно усадили на скамейку запасных. Но разве было секретом, что Литвин может пойти на выборы Президента? Когда такое случалось, чтобы «не первый, но и не второй» председатель ВР отказывался участвовать в гонке, чтобы стать «первым»? И зачем ему тогда «Проект-200Х», который, ко всему прочему, больше нужен Медведчуку, нежели Кучме? Хотя, с другой стороны, Владимир Михайлович способен поступить оригинально и предпочесть остаться в роли сильного и влиятельного главы парламента, нежели средней руки главы государства.

Не раскрывая до времени карты, Владимир Михайлович давно и усердно трудится над имиджем председателя Верховной Рады, а не только большинства. И не упускает шанс лишний раз напомнить об этом коллегам, особенно при рассмотрении дискуссионных вопросов. Теперь он цементирует стартовую площадку на осень, стараясь выглядеть независимым. Дыхание в спину Виктора Владимировича только подстегивает его в этом строительстве. А наличие у Медведчука критической массы заклятых друзей может только помочь ему в приобретении тайных и явных союзников.

Обещание Литвина противостоять темным силам и не дать вынести процесс реформ за рамки закона и Верховной Рады, данное на итоговой пресс-конференции после закрытия сессии, лишний раз свидетельствует о преобразовании парламентского спикера в председателя.

Дополнительное время

О том, чем в парламенте обернется не только невинная, на первый взгляд, процедура направления законопроектов в Конституционный суд, но и вся реформа, неоднократно предупреждал опытный аппаратчик и экс-председатель Верховной Рады Иван Плющ. Он знал. Но не мог предугадать, что его преемник окажется способнее и дальновиднее. То, что произошло в последний день сессии, скорее всего, войдет в историю как Компромисс компромиссов. В пятницу у депутатов было 4 часа на три варианта: дать ход обоим законопроектам — раз, пробить президентский — два и успешно «продинамить» политреформу — три. Все произошло в течение первых 15 минут. Формулировка набравшего аж 400 голосов постановления была настолько витиеватой, что даже искушенный в разоблачениях хитрых замыслов социалист Юрий Луценко в кулуарах пост-фактум выглядел озадаченным и переосмысливал содеянное. Ему казалось, что где-то оппозицию «кинули», вот только где? Смысл принятого решения таков: законопроект Президента НАПРАВИТЬ в Конституционный суд, законопроект парламента ПОРУЧИТЬ НАПРАВИТЬ председателю ВР или отослать туда же при наличии 150 подписей народных депутатов. А профильному комитету до 15 октября разработать технологию для БУДУЩИХ направлений в КС. Недвусмысленный сигнал, что двумя законопроектами политики ограничиваться не хотят. И собака, зарытая в разнице дорог каждого из документов на экспертизу. Вряд ли можно гарантировать, что парламентский вариант судьи будут рассматривать, а не вернут отправителю в случае соответствующего обращения о нарушении регламента. Но юристы считают маловероятным установление монополии КС на президентский вариант.

Само голосование было показательным — фракция СДПУ(о) делегировала лишь 6 голосов из 37. Активный защитник жесткой позиции Банковой Нестор Шуфрич сказал, что его однопартийцы просто не разобрались в хитрой формулировке Литвина, которую эсдеки считают «юридически безграмотной», что может говорить о возможных попытках отозвать из КС идеологически неправильный законопроект. Остальные фракции проявили единодушие, о котором мечтала Банковая. Но в итоге на экспертизу пойдут оба законопроекта. Стоит ли рассчитывать Президенту на дальнейший ход реформы и в каком виде — сложный вопрос для тех, кто запустил весь механизм. В случае, если оба законопроекта будут утверждены, нет гарантии, что один из них наберет необходимые 300 голосов для изменения Конституции. Парламентский не наберет точно — большинство, поднявшее голову в последний день сессии, вряд ли настолько осмелеет к осени. Президентский же имеет варианты. Арифметика начальной школы — сколько нужно штыков вдобавок к 240 голосам большинства? Уже поговаривают об астрономических суммах. Кассир готов выписать трансфер КПУ или части «Нашей Украины» для закупки игроков в сборную Президента. Представители обеих фракций искренне обижаются, что о них могли такое подумать, и клянутся, что ни-ни.

Обойтись без затрат Банковая может только в одном случае — если Президент откажется от проекта-200Х и не будет настаивать на выборах в один год. Виктор Ющенко, во всяком случае, заявил, что все остальное соответствует предложениям его блока, озвученным еще до приснопамятного выступления Президента в День Независимости. Но захочет ли Леонид Данилович сдать, наверное, единственный тезис, из-за которого он, собственно, и согласился на переход к парламентско-президентской форме правления? Остальные изменения выгодны главе его администрации, который в президенты не метит, но быть капитаном команды очень хочет. Теперь ему придется тяжело, если Главный Тренер задумается о проведении замены — в парламентских кулуарах об этом уже говорят чуть ли не как о свершившемся факте. Хотя, не исключено, что оптимисты ошибаются. Дабы точно знать будущее кадров, нужно быть только Леонидом Даниловичем. Правда, Виктор Андреевич тоже начинает приноровляться к роли кадровика. После голосования он заявил, что осенью конфигурация парламента изменится и «Наша Украина» пополнится новыми членами.

Логика дальнейшего хода реформы будет не в последнюю очередь зависеть от того, чьи фамилии выкристаллизуются весной следующего года перед началом основного этапа избирательной кампании. Говорить о скоропостижной кончине политреформы рановато. Природный отсев более слабых может привести к тому, что лидерам не хватит парламентских ресурсов завалить процесс и отстоять полномочия нынешнего главы государства. Зато второй эшелон кандидатов может собраться с силами и сделает максимум для того, чтобы главный политический приз не достался никому. То есть поддержит ослабление нового Президента. Причем дамоклов меч ограничения полномочий висит над каждым потенциальным претендентом, независимо от того, кого он будет представлять — власть или оппозицию.

Пока же очевидно, что инициаторы конституционной реформы неожиданно для себя наступили на известный предмет крестьянского реманента. Примеров провала революций «сверху» у них было предостаточно. Но история учит тому, что она ничему не учит. Зато гимн в день закрытия сессии звучал как-то особенно. Особенно слова про свободу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме