к Показу моделей от Кабмина
«Множество вопросов предстояло разрешить. В каком костюме идти: во фраке, в сюртуке или в халате? Что заставят нас делать: плясать русскую, петь «Вниз по матушке по Волге», вести разговоры о бессмертии души, или просто поставят штоф водки и скажут: пейте, благонамеренные люди!»
(М.Салтыков-Щедрин, «Современная идиллия»)
21 ноября глава комиссии ВР по вопросам бюджета, он же глава налоговой администрации, Николай Азаров рассказал депутатам о «состоянии готовности проекта закона «О Государственном бюджете Украины на 1997 год», а также о состоянии дел с представлением на рассмотрение ВР Украины вопросов о структуре и размере государственного внутреннего долга и (как же без этого!) об установлении новых размеров минимальной зарплаты и пенсий». В противовес громоздкой формулировке вопроса ответ правительства, по словам г-на Азарова, был лаконичен: «правительство информации не представило». Депутаты приняли к сведению и пожелали увидеть на трибуне ВР премьера с докладом.
В то же время на заседании Кабмина было решено, что перед ВР предстанет не премьер, а вице-премьер - Виктор Пинзеник и представит тот самый налогово-бюджетный пакет, за судьбой которого «ЗН» следит уже третий номер подряд.
Впрочем, на пятничном заседании Верховной Рады сказал свое слово и Павел Лазаренко.
Что было сказано
Собственно пакет из проектов шести налоговых законов, которые предстоит принять парламенту, находится в стадии окончательной доводки. Рассчитанные же на его основе показатели бюджета-97 и общий ход мысли разработчиков программы экономического роста озвучил Виктор Пинзеник. Возможно, из-за того, что депутаты не имели перед глазами всего увесистого пакета, но зато имели перед глазами своего «самого любимого» вице-премьера, вопросы, которые они задавали докладчику, мало касались экономического роста. Но - по порядку.
Все мы любим официальную статистику - за то, что по ней иногда можно догадаться об истинном положении вещей. Прежде чем привести пару-другую красноречивых цифр, заметим, что предлагаемая программа роста изначально предусматривает реальные способы погашения госдолга по зарплатам и пенсиям - поскольку трудно не согласиться с одним из главных разработчиков пакета депутатом Сергеем Терехиным, что «это самый опасный долг». Который отнюдь не уменьшается от пламенных депутатских речей на заданную тему.
Так вот, немного из доклада г-на Пинзеника: «по состоянию на июль 1996 года в Украину инвестировано 1220 млн. долларов... Если на начало 1995 года вне сферы банковского оборота находилось 25% денег, то к началу ноября этого года - 44,4%». Кое-какие выводы о мизерных размерах инвестиций и о солидных размерах тени - очевидны. Что касается родного производства - ВВП упал в этом году еще на 10%. Таким образом, необходимо: дать предприятиям в Украине «накачать» оборотные мускулы, привлечь инвестиции из-за рубежа, вытащить тень на свет и извлечь из этого определенные социальные выгоды. Для чего и предлагается налоговая и «платежная» (в смысле - системы платежей) реформа, либеральный режим регистрации и деятельности предприятий, общая дерегуляция экономики. Это, конечно, еще не все, но уже кое-что.
Что касается госбюджета, то с принятием ВР политического решения об экономическом росте, как мы уже не один раз говорили, изменятся его доходная и расходная (хочется верить) части, его дефицит и некоторые источники его покрытия. Доходы: с 42 до 34,7% ВВП (из них 32% - доходы от налогов, остальное - от приватизации госимущества, продажи продукции из госрезерва). Расходы: с 45,9 до 40,2% ВВП, причем, как подчеркнул Виктор Пинзеник, без уменьшения финансирования образования, культуры, вооруженных сил и правоохранительных органов. Правда, там и уменьшать особо нечего. нужно заметить, что представители «военных интересов» в депутатском корпусе настаивают на увеличении расходов на оборону - и в этом им очень помогают российские коллеги - со своими всемирно-историческими претензиями на флот и Севастополь.
Однако вернемся к нашему бюджету. Его дефицит возрастет с 3,8 до 5,5% ВВП именно потому, что правительство - по политическим и отчасти по социальным причинам - не нашло способа адекватно уменьшению доходов урезать и расходы. Основные сокращения, таким образом, ожидают (должны ожидать?) государственные расходы на капитальные вложения, прямые ассигнования в отрасли и все такое прочее.
«наверное, найдется немного аналогов в мире, когда в течение одного года налоговый пресс уменьшается на 7,3%», - подытожил Виктор Пинзеник первый выход на парламентскую арену новой налоговой модели. А уж если ВР решится покончить с оскорбительной пенсионной уравниловкой и одобрит намеченный переход к персональным пенсионным счетам, то «размер налоговых изъятий по отношению к ВВП уменьшится до 24,8%». В первом приближении мы изложили почти все, что касается «нового - старого» проекта бюджета. Два не зафиксированных штриха - на закуску.
Заметим (но очень тихонько), что не совсем сбалансированы доходы и расходы в связи с предполагаемой инфляцией (25% в год). Кое-что проиндексировано на этот показатель, а кое-что - нет.
Еще «небольшой» штрих. Доходная часть бюджета, по словам экспертов, занижена. Например, за счет того, что в базе налога на прибыль и НДС недоучтено несколько облагаемых миллиардов гривен. Но тут уж и в самом деле лучше занизить, чем традиционно завысить цифру предполагаемых доходов. Поскольку реальные доходы, в конечном итоге, будут зависеть не только от ставки и базы налога, но и от способности государства этот налог собрать в закрома.
И тут мы добрались до нашей отечественной платежной системы, построенной совместными усилиями властей и производителей. Без революции в этой области ни снижение налоговых отчислений, ни прочие новации особого смысла иметь не будут. Налоги не придут в нужном объеме в казну, казна не сможет компенсировать уплаченный НДС, а «освобожденные» реформой деньги (миллиардов девять, по подсчетам правительства) не пойдут ни в инвестиции, ни в оборотные средства предприятий, ни на официальные выплаты зарплат. А пойдут эти средства в тень. Все бы ничего, да жаль пенсионеров...
Итак, всенародный хит: «кризис платежей» и как с ним бороться. Цитата из Виктора Пинзеника: «Очень важна для разрешения кризиса платежей отмена картотеки, в существовании которой - одна из причин бегства из легальной в теневую деятельность. При существующей картотеке разблокировать счета (предприятий) невозможно без реструктуризации налоговых обязательств (все тех же предприятий). Но правительство подчеркивает: именно реструктуризации (по состоянию на 1 октября 1996 года - на 5 и 10 лет), а не налоговой амнистии. И погашать задолженность придется уже с начала 1997 года. Правительство готово пойти на такой шаг, но при двух условиях: никогда больше подобных реструктуризаций не будет; будет введен жесткий контроль и ответственность за уплату налогов».
О том, что в пакете предусмотрено разрешить предприятиям открывать больше одного банковского счета и сняты жесткие ограничения на использование налички со счетов, мы уже говорили и от дальнейшего освещения этой проблемы никуда не денемся.
Процедуры и предчувствия
Модель экономического роста, квалифицированно разработанная соответствующей группой и озвученная правительством, в парламенте не вызвала бешеных аплодисментов. У депутатов свои задачи. У каждого - свои, особенно перед «выездом в округа - к народу».
Вот и получилось, что в процессе «вопросов к докладчику» каждый депутат говорил о любимом. В некоторых случаях - о дорогом. Коммунисты и социалисты оперативно высказались по поводу лично Виктора Пинзеника (программа экономического роста их заинтересовала значительно меньше, наверное, в силу неосведомленности). Спикер Александр Мороз потребовал от вице-премьера правительства немедленно и решительно дать оценку работы парламента: «так виновата ВР в том, что не принят бюджет?» Очень жаль, если спикер и в самом деле не знает ответа.
Но это мелочи - так сказать, издержки разделения властей и бюджетного процесса. В целом же наш парламент не мелочится, когда речь идет о народе. Компенсировать населению пропавшие за годы инфляции вклады! Индексировать денежные доходы населению! (Кого волнует, что первое упражнение «стоит» десяти годовых бюджетов, а второе - темпов роста цен до 423% в год, а значит, ни первого, ни второго сделать невозможно. Зато как благородно звучит.) Ну и дальше - по вопросам - налоги снизить, но производителю дать много государственных денег, иностранных инвесторов - не пущать, бюджетные предприятия - никому не продавать, потребовать всем немедленной зарплаты и уехать в округ...
Кстати, о задолженности по зарплате. В пределах разумного реализма в следующем году ее планируется действительно погасить: в бюджете предусмотрено 2 млрд. грн. на долги зарплатные и 850 млн. - на пенсионные.
После того как вице-премьера отпустили с трибуны, вступила «тяжелая артиллерия» - слово взял премьер. Он как бы между прочим напомнил депутатам, что ВР, принимая бюджет текущего года, заложила в его исполнение появление скрытого дефицита бюджета в размере 9 миллиардов гривен, который теперь, по словам Павла Лазаренко, «всплыл». не отвечая прямо на вопрос спикера «кто виноват в том, что бюджет не принят?» - премьер все-таки заметил, что правительство выполнило договоренность, достигнутую при принятии парламентом программы деятельности КМ и внесло проекты законодательных изменений, призванных «поддержать собственного товаропроизводителя». И на сегодня другой модели в природе не существует.
Верховная Рада приняла все к сведению, и теперь депутаты разойдутся по комиссиям - знакомиться с существующей моделью. Приблизительно 4 декабря комиссии представят свои соображения по поводу пакета и бюджета, и сериал будет продолжен.