Тему поддержки демократии в мире и защиты прав человека мы обсуждали с министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком во время продолжительного интервью, большая часть которого была опубликована в прошлом номере «ЗН». Сегодня мы представляем вашему вниманию еще один отрывок, касающийся «новых акцентов внешней политики Украины».
— Борис Иванович, Украина уже очень громко заявила о том, что будет «способствовать утверждению демократии» в мире. Как конкретно она собирается это делать? Например, Соединенные Штаты предусматривают в своем госбюджете средства на развитие демократии в определенных странах. Влиятельные частные европейские и американские фонды выделяют гранты для «третьего сектора» в недемократических государствах. У нашей страны есть такие средства и такие неправительственные организации? Как иначе она будет помогать «демократизировать» другие страны?
— Нет ничего удивительного в том, что новыми акцентами в украинской внешней политике стала поддержка демократии не только у себя дома, но и в мире. Ведь наша новая власть пришла на волне демократического ненасильственного народного протеста. Наш народ выборол демократию. И Украина перешла в категорию стран, принадлежащих сообществу демократий. Сегодня с Украиной сверяют уровень демократии во многих странах. Сегодня Украина пользуется (не побоюсь этого слова) бешеной популярностью. Поэтому мы не должны недооценивать того, что произошло в нашей стране.
И среди акцентов внешней политики новой Украины теперь не может не быть защиты демократии и прав человека. К сожалению, мы еще не перешли в категорию стран-доноров помощи развитию в других регионах мира, в утверждении демократии. Но, думаю, все это в будущем.
Нам нужно отдавать себе отчет в том, что развитие институтов гражданского общества, которое мы наблюдали в последнее время даже в условиях авторитаризма Кучмы, происходило во многом при помощи иностранных фондов. И трудно представить себе другой путь. Поскольку наше государство никогда не помогало неправительственным организациям, а наших олигархов подобные проблемы никогда не занимали. Поэтому только зарубежная помощь давала возможность развития гражданскому обществу.
— Именно об этом и речь: есть ли у нашей страны средства, чтобы реально помогать становлению демократии в других странах? Или наши олигархи вдруг проникнутся этой идеей и начнут поддерживать третий сектор в других странах?
— Наши олигархи должны научиться делиться. Как с нуждающимися слоями населения, так и с неправительственным сектором, который объективно является их союзником. Третий сектор, малый и средний бизнес могут процветать только на почве демократии. Они не могут развиваться в авторитарных системах. Следовательно, бизнес должен быть заинтересован в сотрудничестве с неправительственным сектором. Поэтому я вижу будущее, причем не очень отдаленное, когда украинский бизнес будет делиться с неправительственным сектором для развития демократии в Украине. Ведь нам еще необходимо очень много сделать, чтобы укрепить демократию у себя дома.
Что же касается помощи другим странам, то Украина сегодня находится не на том уровне, чтобы помогать другим государствам.
— Так зачем же тогда публично заявлять о своих «промоутерских» намерениях?
— Утверждать демократию и стабильность можно разными путями. Много ли стран в Европе делают такой же, как и Украина, вклад в стабильность на Балканах, в других регионах? Наша страна относится к 10—12 крупнейшим поставщикам миротворческих контингентов в мире и занимает первое место в Европе. Если Украина может быть контрибутором стабильности и безопасности, то почему она не может быть контрибутором в укреплении демократии? И это необязательно осуществлять через какие-то фонды и выделение средств. Это можно делать, просто выполняя свои обязанности члена ООН, ОБСЕ, Совета Европы. Именно таким образом Украина может реализовать себя как страна-контрибутор в укреплении демократии. Ведь можно просто закрывать глаза на нарушения прав и свобод человека, прятаться за скорлупу совковых представлений о демократии, а можно занять активную позицию в международных организациях. Именно так в последнее время поступает Украина, присоединившись к кругу демократических стран, обративших внимание на несоответствие международным стандартам, несоблюдение международных обязательств некоторыми странами, в частности Кубой и Беларусью. А неадекватная реакция, которую мы услышали от этих стран, свидетельствует о том, что там уже привыкли к тому, что Украина сама, будучи раньше недемократическим государством, поддерживала подобные режимы. Необходимо уже отойти от политики двойных стандартов: не только создавать демократию у себя дома, но и не стоять в стороне в вопросах демократии в мире.
— Кстати, о двойных стандартах. Как было недавно заявлено вашим ведомством, «Украина не будет оставаться равнодушной к вопросу соблюдения прав человека в других странах, в частности на постсоветском пространстве». Скажите, к этим странам относится только Беларусь? Или мы готовы «быть неравнодушными» и к нарушениям прав человека, например, в России, Туркменистане, Казахстане? Если да, то диверсифицировали ли мы уже источники поставок энергоносителей, чтобы иметь возможность быть такими принципиальными, если нет, то не будет ли наше внимание исключительно к Беларуси двойными стандартами?
— Как член международных организаций, имеющий определенные обязательства, мы не можем стоять в стороне от обсуждения тем, затрагивающих состояние демократии в отдельных странах и являющихся предметом рассмотрения органами ООН. А там как раз находится вопрос, касающийся состояния демократии в Беларуси и на Кубе. Но там нет резолюций, которые выносятся на рассмотрение комиссии ООН по правам человека, относящихся к перечисленным вами странам. Если же такой вопрос будет вынесен на эту комиссию, мы будем рассматривать его в каждом отдельном случае. Здесь же были основания для того, чтобы новая демократическая Украина изменила свою позицию при голосовании относительно этих двух стран — Кубы и Беларуси.
— И все же. Например, и Совет Европы, и многочисленные международные правозащитные организации поднимали вопрос о вопиющих нарушениях прав человека в Чечне. Мы будем закрывать на них глаза?
— Думаю, что это гипотетический вопрос, поскольку сегодня мы не стоим на пороге рассмотрения конкретной резолюции по конкретному вопросу в Совете Европы или ОБСЕ. Когда этот вопрос встанет, тогда, думаю, Украина и будет определяться.
Хочу отметить: если мы провозгласили своей целью членство в Евросоюзе, то у нас должна быть и соответствующая ответственность или, по крайней мере, мы должны готовиться к ней. Наши предшественники ставили вопрос перед ЕС о том, чтобы на Украину был распространен механизм согласования политических заявлений Евросоюза. Мы, безусловно, поддерживаем эту идею. Но декларировать желание и фактически присоединяться к позиции ЕС — не одно и то же. Мы должны уже сегодня готовить себя к тому, что будем занимать позицию, аналогичную евросоюзовской по многим политическим вопросам. И это был первый шаг на пути к этому. Сегодня никто не упрекнет Украину в том, что она исповедует двойные стандарты: с одной стороны, заявляет о своей приверженности идеям демократии, а с другой — закрывает глаза на нарушения принципов демократии и прав человека в других странах.