БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА И «МАЛЫЙ» БЮДЖЕТ

18 июня, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 24, 18 июня-25 июня 2004г.
Отправить
Отправить

Пост сдал — пост принял В пятницу 11 июня в Украине произошел маленький переворот, который 99,99 процента населения просто не заметили...

Пост сдал - пост принял

В пятницу 11 июня в Украине произошел маленький переворот, который 99,99 процента населения просто не заметили. А среди заметивших кое-кто и по сей день кусает себе локти из-за опрометчивого кратковременного отсутствия в Киеве или ненадлежащего режима секретности при подготовке документов в условиях, когда закадычные конкуренты из другой бизнес-группы ищут малейшую зацепку, дабы тебя сместить.

Мало кому в Украине известна истинная цепь событий, приведшая к отставке главы Государственной налоговой администрации Юрия Кравченко в ходе пятничного налогового совещания с участием Президента Украины. На это мероприятие даже парламентарии допускались очень и очень дозированно. Однако, судя по некоторым обрывочным сведениям, у нынешней отставки были неплохие режиссеры и постановщики из числа представителей администрации Президента, Минфина и даже бюджетного комитета Рады. Да и предотставочная (по аналогии с предприватизационной) подготовка оказалась серьезной. А то, что Кравченко «ушли» в пакете с назначением на еще не остывшее место 54-летнего Федора Ярошенко, первого заместителя министра финансов, в свое время оттрубившего шесть лет (1997-2003) первым замом в ГНАУ, - это также тщательно отработанная технология. Столь значимые кадровые решения в Украине невозможно принять по отдельности - только «два в одном».

Президент на Юрия Федоровича крепко осерчал. Другой вопрос - почему. О ситуации с НДС, давно представляющей угрозу национальной безопасности, а также о коррумпированности мытарей в последние годы не говорил только ленивый. Любой бизнесмен средней, а тем более крупной руки знает, каков процент отката за возмещение этого налога. Да разве только бизнесмен и только украинский? Слава о наших «художествах» идет по всему миру. По информации «ЗН», один из бывших послов США в Украине не так давно рассказывал Леониду Даниловичу о попытках налоговой получить мзду за возврат НДС с одного очень известного совместного предприятия.

Однако... В нашей стране не принято отправлять в отставку чиновников, доведших свои ведомства до расцвета коррупции: не ровен час, сильно поубавится высокопоставленного народонаселения на печерских холмах.

Представляя в этот вторник нового руководителя ГНАУ, Л.Кучма привел довольно впечатляющую динамику роста количества уголовных и административных дел против налоговиков за последние полтора года. Хотя, положа руку на сердце, негатив поселился в этом ведомстве не в декабре 2002-го. Мы имеем дело с врожденной патологией, ведь уже на этапе создания, согласно президентскому указу, налоговая была органом исполнительной власти, подчиненным лишь Президенту. По просьбе Николая Яновича, многолетнего главы этого «государства в государстве», ГНАУ оказалась избавленной от контроля не только со стороны парламента, но и Генпрокуратуры с СБУ. Поэтому при всей одиозности происходящего сегодня в налоговой сфере рискнем предположить, что у стремительной отставки Юрия Кравченко 11 июня с.г. имелись другие, более серьезные корни, не имеющие ничего общего с налогами. Возможно, это отзвук дела Гонгадзе под занавес президентства Леонида Даниловича. Вот только вряд ли общественность об этом когда-либо узнает.

Ну а пока в ряде кабинетов празднуют победу, поразмыслим над тем, благоприятно ли нынешнее кадровое решение для страны.

Переход от конфронтации к продуктивному сотрудничеству между Минфином и Государственной налоговой администрацией - вещь несомненно полезная. Она сулит и более плодотворную работу по усовершенствованию законодательства, и единство методологических подходов, и создание общей информационной базы, о которой мечтает уже не один министр финансов. Против верховенства в этом тандеме финансового ведомства никто бы не возражал, если бы не одно «но». Будь у нас Минфин действительно прозрачной организацией и не проявляй Николай Янович Азаров склонности к административному, если не сказать силовому, нажиму при решении вопросов. А поскольку примерам непрозрачности, администрирования, неуважения к мнению оппонентов несть числа, то по поводу назначения Ярошенко в ГНАУ рано бить в литавры. Надо понимать, что мы имеем дело прежде всего с усилением «империи Азарова».

Ситуация очень непростая и в некотором смысле даже тревожная. В руках одной группы теперь сосредоточится как формирование бюджета, так и его выполнение - и это при существенно ослабившихся за последние годы позициях законодательного органа в принятии бюджетных решений, а также при отсутствии всей полноты полномочий у Счетной палаты. Можно только порадоваться, что азаровцам не под силу поглотить еще и Гостаможслужбу...

Как отреагируют оппоненты? Можно даже не сомневаться, что они попытаются восстановить нарушенный баланс сил. И обязательно постучатся к Президенту. А привыкший разделять и властвовать Леонид Данилович возьмет да и назначит на освободившийся в Минфине пост первого зама не Вадима Копылова или какого-либо другого представителя азаровской команды, а человека Азарову «постороннего»...

Конечно, пока это только лишь версия, но, на наш взгляд, довольно правдоподобная. Или кто-то думает, что создание подобных кадровых «бутербродов» гаранту Конституции уже наскучило?

Другая версия связана с подвижками в вице-премьерских рядах: первым вице назначают Георгия Кирпу, а Николай Азаров остается только на Минфине (вот и кабинет для министра освободился).

Еще недели три назад подобное развитие событий было вероятным, но поезд, кажется, ушел. Министр транспорта увлеченно создает собственную партию. «Акции» первого вице-премьера, министра финансов снова пошли вверх после успешного прохождения через парламент изменений и дополнений к бюджету-04...

Кража с улыбкой

Это определение не наше. Это творческая переработка сказанного Александром Морозом при обсуждении бюджетного вопроса в четверг: «Власти распродают последние богатства, и выручку направляют в значительной мере на социальные потребности, иными словами, происходит кража такая, чтобы при этом понравиться людям».

Лидер социалистов очень правильно увязал спешное принятие изменений и дополнений к госбюджетному закону на 2004 год с получением 4,26 млрд. гривен от продажи «Криворожстали». Если поступившие в понедельник деньги Верховная Рада уже в четверг расписывает на погашение зарплатных долгов и повышение пенсий, вопрос о пересмотре результатов приватизационного конкурса, в котором победили Пинчук с Ахметовым, можно считать абсолютно философским.

Впрочем, чует сердце, что с поступлением денег тоже не все просто. О нем как о свершившемся факте еще в понедельник заявил председатель Фонда госимущества Михаил Чечетов, но целый букет косвенных фактов указывает, что это, мягко говоря, не так. Даже если предположить, что ряд украинских банков еще до объявления результатов конкурса провели резервирование необходимой суммы, то одномоментный ее перевод в Казначейство непременно создал бы кризис ликвидности в банковской сфере. (За последние семь месяцев мы проходили это уже дважды: при куцых украинских финансах консолидация на счетах Казначейства свыше 5 млрд. гривен ведет к нехватке ресурса банковской системы и резкому росту процентных ставок. Чего сегодня, к счастью, не наблюдается.)

Но, возможно, деньги за «Криворожсталь» заведены в Украину из российских либо западных банков? Тоже не похоже, поскольку на быструю конвертацию подобной суммы в гривню среагировал бы валютный рынок...

Поэтому, на наш взгляд, ближе к истине цифра, услышанная на заседании бюджетного комитета: по состоянию на среду за покупку «Криворожстали» в Казначейство поступило «свыше 1,2 млрд. грн.». Эти данные не были опровергнуты ни г-ном Азаровым, ни кем-либо из его подчиненных, принимавших участие в комитетских дискуссиях по бюджету.

Впрочем, пришли деньги, не пришли деньги - вопрос только времени. Да ответственности высоких должностных лиц за каждое сказанное ими слово. Средства от приватизации «Криворожстали» придут, обязательно и в полном объеме. А в августе-сентябре, не исключено, - еще и от продажи Одесского припортового завода, «Укртелекома».

На наш субъективный взгляд, происходящее в Украине нынче до боли напоминает гротескные кадры из кинофильма «Интервенция», живописующие уход белой армии в 1920-м, - настолько откровенно все тырится, без капли стеснения, с демагогической заботой «об интересах страны». Единицы получат в этот выборный год многомиллиардные основные фонды, миллионы - по десять-двадцать гривен прибавки к пенсии, стипендии или зарплате. Как назвать страну, где такое возможно, я даже сказать затрудняюсь...

Сколько скрытых доходов осталось

Несколько недель назад «ЗН» анализировало возможные варианты внесения изменений и дополнений в бюджет 2004 года. Однако следует признать, что благодаря той же «Криворожстали» реальность значительно превзошла наши ожидания.

Минфину было из чего финансировать расходы, и там оперативно подготовили проект нового (или, по аналогии с Налоговым кодексом, - малого) бюджетного закона. Рада в очередной раз пошла на нарушение процедуры принятия. Гроссбух с текстовыми статьями, сравнительными таблицами, приложениями, пояснительной запиской (всего 331 страница) члены бюджетного комитета получили в среду днем, остальные народные избранники - в четверг утром. А к 14 часам решение уже было принято - и за основу, и в целом. Это ли не вершина оперативности?

Но все это мелочи на фоне того, как приятно делить реально существующие деньги. По сравнению с принятым в ноябре бюджетом, правительство предложило увеличить расходную часть на 8 млрд. грн., доходную - на 4,5 млрд. При этом до 7,4 млрд. (чуть более 2% ВВП) возрос дефицит бюджета, против чего резко выступал депутат Асадчев. Но если вдуматься, ситуация не трагическая: мы имеем дело с бухгалтерскими «заморочками».

Согласно методологии МВФ, которой вот уже который год следуют и в Украине, поступления от приватизации не являются доходами бюджета. Эти средства проводятся по статье «Финансирование» и идут на покрытие бюджетного дефицита. Поэтому нынешние 7,4 млрд. - дефицит мнимый: просто требуется учесть «криворожсталевские» деньги.

Однако в случае приватизации других дорогостоящих объектов может возникнуть серьезная проблема: и без того не самый лучший имидж не позволит Украине вот так, походя, и дальше увеличивать цифру дефицита, ведь о его искусственности каждому потенциальному инвестору в доверительной беседе не расскажешь. И уж тем более неприлично выходить за маастрихтские рамки, согласно которым потолок дефицита в странах - членах ЕС не может превышать 3% ВВП.

Как будет решать эти проблемы правительство при нарастающих, словно снежный ком, объемах приватизации - время покажет. Как оно решило насущные социальные проблемы, мы уже увидели. Честно говоря, зрелище могло быть и более впечатляющим.

Да, 280 млн. грн. выделено на повышение с 1 июля стипендий. Дополнительные деньги получил Пенсионный фонд - на увеличение пенсий по различным программам и поэтапное устранение диспропорций в пенсионном обеспечении военнослужащих, вышедших на заслуженный отдых в разные годы. Однако при этом отклонено предложение депутата Александра Стояна отменить статью 90 госбюджета, согласно которой при нехватке средств, выделяемых правительством на финансирование «подведомственных» ему пенсионных программ, такие выплаты осуществляются в полном объеме за счет Пенсионного фонда. А выполнение судебных исков по
ст. 57 закона об образовании полностью «повешено» на местные бюджеты и бюджетные учреждения - в рамках существующих бюджетных назначений.

Минимальная зарплата на уровне 237 грн. с восстановлением междолжностных соотношений вводится с 1 сентября 2004 года. На эти цели выделено 1,1 млрд. грн. (624,6 млн. - по местным бюджетам и 475 млн. - по государственному). Казалось бы, новость хорошая. Если, конечно, не обращать внимания на предложение депутатов ввести новый зарплатный минимум уже с 1 июля.

Сразу скажем: предложение более чем обоснованное. Оно обошлось бы бюджету всего в 800 млн. грн. в расчете на два месяца. И такие деньги есть. Ведь не надо быть крупным экономистом, дабы уразуметь: правительство и не подумало полностью выбрать свою бюджетную заначку. Скрытые бюджетные доходы как существовали, так и существуют.

В этот четверг г-н Пинзеник снова говорил о 10 млрд., припрятанных от граждан страны. Он ссылался на 11,5-процентный рост экономики за первые пять месяцев и прогнозный (между прочим, кабминовский!) объем ВВП к концу года на уровне 317,5 млрд. грн. И выходил на параметры бюджета на уровне 88 млрд. грн., а не 60 или 65 млрд.

Логику же правительственных расчетов понять очень трудно. Доходы на уровне 60,7 млрд. грн. (из предыдущего варианта бюджета) почему-то «улучшают» на 9,6%, т.е. на 5,8 млрд. грн. Это согласно пояснительной записке. Если же верить статье 1 проголосованного в четверг документа, то доходы увеличиваются лишь на 4,5 млрд. - с 60,7 млрд. до 65,2 млрд. В любом случае порядка пяти-восьми, возможно, даже десяти миллиардов потенциально бюджетных денег остаются за пределами главной сметы страны.

Конечно, можно со вкусом порассуждать об опережающих темпах роста доходов граждан и промышленных предприятий. Или вспомнить, как это сделал г-н Азаров на последнем заседании бюджетного комитета, о росте недоимки в бюджет по итогам пяти месяцев - недополучено 1,7 млрд. грн. доходов. Но тогда следует тщательно разбираться, что происходит: то ли экономический рост у нас недоделанный, и вообще не на пользу ни стране, ни субъектам хозяйствования, то ли в преддверии выборов кто-то позволяет предприятиям не платить деньги в бюджет. Хотелось бы узнать, кто именно?

Справедливости ради надо сказать, что и для Минфина существуют определенные риски. После ноябрьского закручивания гаек, приведшего к одномоментной отмене целого ряда налоговых льгот, обоснованных и не очень, маятник резко ушел в другую сторону, и теперь мы наблюдаем этих льгот восстановление. Закон о поддержке судостроения, нулевая ставка НДС для книгоиздания, послабления при покупке и безоплатной приватизации жилья - не только приметы предвыборного года или издержки популизма. Это реакция на излишнюю минфиновскую прямолинейность и нежелание добиваться общественного компромисса.

Думаю, даже г-ну Азарову неведомо, сколько еще льгот удастся восстановить парламенту за оставшиеся две недели работы. И во что они выльются для только что исправленного бюджета. А ведь на подходе принятие во втором чтении очень важного для учителей закона о долгах по пресловутой 57-й статье, от признания и погашения которых правительство Януковича всячески открещивается. За четыре месяца до выборов не подписать столь социально значимый документ Президенту будет сложновато.

Впрочем, ясность наступит очень скоро: 2 июля сессионные заседания ВР закрываются, и до сентября Минфин будет рулить бюджетным процессом фактически самостоятельно.

До сентября может многое произойти.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК