или Проблемы харьковского губернатора
Это интервью с главой Харьковской гособладминистрации Олегом Деминым планировалось сразу же после вступления им в должность. Был даже оговорен день встречи, но в последнюю минуту Олег Алексеевич предложил отложить беседу до времени, когда «что-то уже будет сделано». За «Зеркалом недели» осталась возможность определить его самим.
И вот последние эпизоды жизни региона: в Харькове вовремя подключили отопление в домах, стала регулярно подаваться электроэнергия, в квартирах появилась горячая вода. После длительного простоя возобновил работу авиационный завод, приступил к выполнению выгодного заказа завод имени Малышева, оживилась деятельность тракторного. В области объявлена лотерея, средства от выручки которой будут направлены на продолжение строительства третьей очереди метрополитена. Многие зачисляют это в актив губернатора. Сам он оценивает все скромнее: «Я привык считать то, что уже в кармане». А «карман» области пока еще вызывает обеспокоенность. Регион, который по исполнению бюджета занимает в Украине третье место, по инвестициям - на 17-м. Эту ситуацию Олег Демин оценивает однозначно: «Если бы какой-то враг вздумал причинить самое большое зло Харьковской области и Украине в целом - лучшего бы не придумал». Поэтому беседа в большей степени была не о достижениях, а о «болевых точках» региона.
Но вначале справка: Харьковская область по площади занимает четвертое место в Украине, по численности населения - третье, пятая часть живет в сельской местности. Регион - на перекрестке главных транспортных магистралей. Народное хозяйство характеризуется в первую очередь многоотраслевой индустрией. Здесь сконцентрировано свыше 530 промышленных предприятий. В общем объеме производства машиностроение составляет более 20 процентов, энергетика - 25, предприятия агропромышленного комплекса - 20 процентов. Именно здесь впервые в мире расщеплен атом, созданы фундаментальные научные направления в космической технике и связи, физике, математике, медицине, криобиологии, растениеводстве, селекции и генетике. По объемам производства сельскохозяйственной продукции Харьковщина занимает пятое место в Украине.
- Олег Алексеевич, последнее время все чаще можно услышать: «Харьков теряет значение крупнейшего транспортного центра. Россия начинает поворачивать свой огромный грузопоток в обход региона через Воронеж. В области нет нормального аэропорта». Опять в городе начала муссироваться идея использования Чугуевского военного аэродрома под международные перевозки…
- Английский опыт гласит: сделай газон, когда пройдут люди - прокладывай по тропам асфальтовые дорожки. Почти так в свое время был построен Харьков. Южная железная дорога вела из Москвы на Кавказ через Харьков потому, что лучшего пути трудно придумать. Точно так же шли «ветки» на восток и запад. Железнодорожные коммуникации складывались благодаря естественному движению людей. Пренебрегать этими историческими предпосылками нельзя. И если говорить о нормальных взаимоотношениях с Россией, то следует учитывать - мы приграничный регион. Благодаря приграничной зоне можем продвинуться вперед и в торговле, и по каким-то транспортным проблемам. Думаю, здесь есть возможности и для маневра, и для эксперимента.
Что касается международного аэропорта, то его необходимость не вызывает сомнений. Несколько лет назад, когда впервые всплыла версия использования Чугуевского аэродрома, она активно и с интересом рассматривалась в Киеве. Но в то время это шло в разрез с военной стратегией, которую исповедовала Украина. Сегодня, когда обстоятельства изменились, не использовать Чугуевский военный аэродром было бы нерационально и даже бессмысленно. Недавно на двухместном самолете я облетал аэродром, осматривал окрестности. Он уникально подходит под международный. Судите сами - Харьков в 30 километрах, трасса уже сегодня соединяет Чугуев и Харьков, есть необходимая инфраструктура, место для строительства терминала. Близлежащая территория располагает необходимыми водными запасами. И самое главное - уже готова взлетно-посадочная полоса. То есть при относительно небольших затратах, специалисты оценивают их в 50-70 млн. долларов, мы можем получить современный международный аэропорт.
Кто хоть немножко занимался системой сопровождения обеспечения полетов, тот знает - через наши места проходит большинство авиатрасс из Скандинавии на восток, из Скандинавии на юг и запад. Проводкой самолетов в значительной степени занимаются харьковские диспетчеры… Этот аэропорт можно было бы использовать как дублирующий главный аэропорт страны - Борисполь и как подспорье в развитии дальнейших взаимоотношений с Востоком, Китаем, Россией. Тем более, что в значительной степени он уже готов. Полностью согласен - без инфраструктуры транспорта, сопровождающего движение капитала, я бы добавил сюда гостиничное хозяйство, совершенствование банковского дела, - развитие региона невозможно.
- Экономисты заметили - у вас возросло количество встреч с банкирами…
- К сожалению, закон о банковской деятельности дает возможность для полного разгула филиалов банков, порождает принцип - кто не успел, тот опоздал, но не содействует развитию региональных банков, концентрации кредитных ресурсов. Особенно это касается нашей области, где хоть и есть положительное сальдо во внешнеэкономической деятельности, но в массе своей небольшое - у нас нет металлургических и химических отраслей, которые прибыльны. Но без собственных банковских структур обходиться просто невозможно. По любому поводу мы вынуждены стоять с протянутой рукой и просить столичные и другие банки - дайте кредит. Не говоря о том, что не всегда помогают, но даже международные кредиты и транши распределяются снова-таки в одном узле - Киеве. У меня был разговор с председателем правления Нацбанка Украины господином Ющенко (кстати, по его инициативе, за что я ему благодарен) о том, чтобы зарубежные структуры, готовые вкладывать деньги в экономику Украины, вывести на регионы, в том числе и Харьков, под гарантии гособладминистраций. Имеются в виду конкретные программы, проекты, которые решаются на местах. В теории такая договоренность есть, дело за практическим осуществлением.
- А не проще было бы решать вопросы, если бы в Киеве было побольше харьковчан в высших эшелонах власти. Сегодня их влияние почти не заметно. В Харькове что - нет умных управленцев-специалистов, или региону не нужно свое лобби?
- Развитие харьковской диаспоры можно только приветствовать. Наших людей много в Израиле, Италии, США, Германии. Харьковчане составляют серьезный костяк в Якутии и на Дальнем Востоке. А если сюда добавить тех, кто получил у нас образование… Я как-то попытался проанализировать состав Верховной Рады Украины, так чуть ли не каждый пятый народный депутат учился в Харькове.
Что касается нашего представительства в Киеве - все объяснимо. Эта проблема порождена тем, что традиционно, по направлению своей промышленности, науки, образовательных векторов, Харьков был устремлен к России. Поэтому сегодня выходцев из Харькова в Москве больше, чем в столице Украины. Имеет ли это решающую роль? Думаю, что какое-то влияние имеет место быть. Я бы хотел, чтобы харьковчан было больше в Киеве. И не для того, чтобы перетягивать канат на свою сторону, а чтобы немножко нашего серого вещества добавить в киевские структуры власти. Это бы не помешало. Думаю, здесь многое зависит и от нас - чем больше и лучше будем работать и показывать, на что способны, тем больше доверия будет к нашим кадрам.
- Бытует мнение, что в регионе идет массовая деквалификация и деинтеллектуализация кадрового потенциала (самого дорогого, что было у Харькова), что при сохранении нынешних ориентиров Харьков превратится в экономическую и культурную провинцию…
- Наш регион основывался и развивался прежде всего на использовании высокоинтеллектуального потенциала. Посмотрите на наши производства, если это машиностроение - то точное и сложное, если электроника - то она обеспечивает управление космическим комплексом. Кондитерская промышленность на 50-60 процентов экспортируется, легкая (к примеру фабрика Тиняково) одной из первых в Украине переоборудована на американский и японский лад, и сегодня 90 процентов товаров идет за рубеж. Уже не говорю о технологиях, которые пока не востребованы и лежат на полках. Они составляют колоссальный капитал для Украины, но… В свое время Маяковский сказал: «Любовная лодка разбилась о быт». То же самое можно сказать о нашей ситуации. Интеллект разбивается о то существование, которое влачит. Квинтэссенция культивировавшегося интеллектуального процесса действительно может быть уничтожена из-за простых обывательских проблем. То обстоятельство, что Харьков по уровню зарплаты на одиннадцатом месте, после всех промышленных регионов, говорит - проблема существует. Если мы были третьим научно-интеллектуальным центром в бывшем Союзе, то неужели в такой великолепной стране, как Украина, должны быть одиннадцатым?
- Французский экономист Л.Столерю считает, что жесткая ограничительная политика в европейских государствах в период 1930-35 годов, направленная на балансирование бюджета во имя некоторых ортодоксальных догм, привела к катастрофическим последствиям для экономики, цивилизации. Если вспомнить этот период, то именно безработица в Германии способствовала приходу нацизма. Не хочу делать явных параллелей, но не настораживает ли вас ситуация в крупных промышленных городах Украины, когда экономика требует закрытия убыточных производств, увольнения рабочих. Уже сейчас на заводах неспокойно…
- Это очень острая проблема и она не может не настораживать всех нормальных людей. Нельзя не понимать, что и задержки с выплатой зарплаты, и непополнение бюджетов - это следствие скрытой безработицы. Согласен с тем, что нужно упорядочить численность работающих на предприятиях. То, что сегодня заводы вынуждены выплачивать не заработанную зарплату, чтобы люди могли хоть как-то продержаться, сковывает производства, увеличивает себестоимость продукции, лишает маневра в средствах. Но это не должна быть какая-то кампанейщина. Возможно, какой-то период придется еще согласиться со скрытой безработицей, где-то идти на высвобождение уже сейчас. Но обязательно надо продумать, чем будут заниматься уволенные, за счет чего смогут жить? Проекты внедрения муниципальных работ, переучивание, создание новых рабочих мест требуют средств, определенной статьи в бюджете. Местные бюджеты сегодня исчерпаны. К тому же забираем жилье с баланса предприятий, чтобы облегчить их участь, а центральный бюджет под это не дает ни копеечки. Все большая нагрузка ложится и по всем социальным выплатам, содержанию интернатов, домов престарелых, школ и т.д. И в это время предполагается удельный вес местных бюджетов, по проекту на 1997 год, резко уменьшить. Это может привести к одному - вздохнув на миг от якобы появившегося благополучия, правительство буквально завтра или послезавтра столкнется с тем, что в центральном бюджете не хватит средств, чтобы гасить пожары, такие, скажем, как были в Донбассе. Этого допустить нельзя.
- Вы убеждены, что социальных взрывов удастся избежать?
- Я хочу этого и считаю, что есть все возможности предотвратить их. Ведь в конечном счете взрывы порождаются зачастую замедленностью нашей реакции на процессы, которые начались еще вчера, а прорвали сегодня или прорвут завтра. В этом отношении нужно в законодательном плане работать более гибко, смелее идти на новые модели.
- Если можно, уточните на примере…
- Все знают, ситуация в западных областях Украины отличается от восточных. И не только потому, что там большее число украиноязычного населения. Если вспомнить 20-е годы, то у нас тоже 80 процентов говорило на украинском языке. Думаю, что и сегодня это уже не проблема, со временем мы ее решили. Вопрос в другом - в форме собственности и в том, чем люди обладают. Вдумайтесь - сегодня десятки тысяч людей из Западной Украины приезжают на заработки в Восточную Украину. Это люди из Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областей. Они замечательно работают, руководители хозяйств ждут-не дождутся их приезда. Более того, к нам приезжает уже третье поколение. То есть традиционно установились экономические мостики, которые путем внутренней миграции в Украине позволяют поддерживать баланс. Здесь, у нас, повышается отдача от земли, всех основных фондов, туда люди везут заработанное, содержат семьи, как правило, большие. Это говорит о том, что есть реальный интерес людей к работе здесь. Но если посмотреть на проводимую сегодня земельную реформу, то подход ко всем одинаков - каждый получает надел в разрезе пая в своем районе, в своем хозяйстве. В западных областях это 20-22 сотки, у нас, скажем в Близнюковском районе, - 6-7 гектаров. А если еще сравнить и качество земли, то у нас лучший чернозем в Украине. В свое время отток людей в города создал то, что в центре, между такими крупными областями, как Донецкая, Днепропетровская и Харьковская, возникла пустынная зона. Черноземная зона, где некому работать, где чудесная природа, где великолепная земля, где в основном и заняты приезжающие. А почему бы не дать пай земли в 6 гектаров тем, кто работает здесь уже с пятидесятых годов? Думаю, все бы от этого только выиграли. Эти поездки продолжаются уже почти полстолетия, так неужели же ни в экономическом, ни в политическом плане ничего не произошло?
- Олег Алексеевич! Можно коротенький вопрос непосредственно о вашей работе? Последнее время вас называют в числе предполагаемых кандидатур на должность премьер-министра, в случае отставки Павла Лазаренко…
- Я считаю, что нынешнее правительство работает более эффективно и с большими темпами, чем предыдущие. И вести разговор об отставке правительства, которое лишь несколько месяцев назад получило вотум доверия парламента, чуть ли не единогласно была утверждена представленная им программа, по-моему, это не солидно. А то, что вспоминают меня или, скажем, завтра назовут других людей, которые вышли из парламента или засветились на местах… В этом ничего странного нет - срабатывает метод случайных чисел. В общем круге появляется фигура, которая начинает мелькать. Я отношусь к этим разговорам абсолютно спокойно, считаю, что мне в Харьковской области предстоит столько работы… Не начав по-настоящему дело, бросать его - это не серьезно. И я успел только начать. Что сделаю дальше? Думаю, мы об этом еще поговорим…