Свои вопросы для интервью «ЗН» отправило вице-премьеру правительства и министру иностранных дел Республики Турция господину Абдуллаху Гюлю еще до проведения саммита НАТО в Стамбуле. Но очень высокая загруженность министра не позволяла ему ответить раньше. И хотя за последний месяц произошло довольно много любопытных событий, в том числе и вычеркивание из украинской военной доктрины стратегической цели — членства в НАТО, все же считаем, нашим читателям будет интересно мнение члена правительства Турции, являющейся одним из стратегических партнеров нашей страны, по некоторым актуальным международным вопросам и украино-турецкой проблематике.
— Господин министр, как вы оцениваете результаты Стамбульского саммита НАТО? Какие вопросы, рассматриваемые на нем, были для Турции особенно важны?
— Стамбульский саммит стал для Турции и коалиции форумом, который можно охарактеризовать как исторический. Турция впервые с тех пор, как в 1952 году присоединилась к НАТО, с успехом принимала глав государств и правительств. В саммите, кроме глав государств и правительств, министров иностранных дел и обороны 46 стран-союзников и стран-партнеров, принимали участие президенты Боснии и Герцеговины, Сербии и Афганистана.
Практические шаги, направленные на развитие отношений НАТО—Украина и НАТО—Россия, стали повесткой дня встреч, проведенных альянсом с этими странами. На встрече Комиссии НАТО—Украина речь шла о прогрессе, достигнутом Украиной в рамках Плана действий НАТО—Украина, принятого в 2002 году, обсуждались шаги, которые необходимо предпринять Украине в сфере политической, экономической, военной и оборонительной реформы, и подчеркивалась важность отношений НАТО—Украина, опирающихся на принцип особого партнерства, для обеспечения безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе.
Саммиты НАТО не назовешь обычными встречами, почти все предыдущие позволяли сделать вывод, что альянс осуществляет новый рывок. Стамбульский саммит также обеспечил передачу в будущее импульса, порожденного трансформацией в НАТО, и ознаменовал адаптацию альянса к требованиям ХХІ века. Проведение форума в Стамбуле, историческом городе, где на протяжении веков встречались и мирно сосуществовали разные цивилизации, культуры, религии и общества, в то время как НАТО взяло на себя ответственность на более широком географическом пространстве, стало особенно важным и имеет символическое значение.
Повестка дня Стамбульского саммита была следующей: присутствие альянса в Афганистане; процесс содержательной трансформации, начавшийся с Пражским саммитом; прогресс, достигнутый альянсом в борьбе с терроризмом; операции, проводимые сейчас НАТО; углубление сотрудничества в рамках Средиземноморского диалога; сотрудничество НАТО в отдельных операциях со странами региона на более широком географическом пространстве, что определяется как «Стамбульская инициатива сотрудничества»; завершение до конца 2004 года операции SFOR на Балканах, проводимой под лидерством НАТО; расширение и углубление программ «Партнерство ради мира» в форме, которая придаст больше значения странам Средней Азии и Кавказа.
— Поддерживает ли ваша страна присоединение Украины к Плану действий относительно членства? Когда, по вашему мнению, Украина сможет это сделать? Что ей необходимо для этого?
— Украина со своим географическим расположением, историческим, культурным богатством, большим потенциалом для развития является особым партнером для Турции и НАТО. Мы искренне стремимся к продолжению и развитию отношений между Украиной и НАТО. План действий НАТО—Украина, принятый два года назад на Пражском саммите, имеет большое значение и углубляет отношения. Мы одобряем и поддерживаем решительность Украины в рамках этого плана и шаги, предпринятые ею в этом направлении. Мы верим, что Украину в ближайшее время ожидают крупные успехи и она за короткий срок достигнет своей цели — полной интеграции в евроатлантические структуры, прежде всего — членства в НАТО. В этом смысле Турция поддерживает присоединение Украины к Плану действий относительно членства. Турция всячески будет сотрудничать с Украиной и помогать ей в этом процессе.
— Как вы оцениваете предложенный американцами план реформирования Ближнего Востока? Какие, на ваш взгляд, его сильные и слабые стороны?
— О необходимости реформ на Среднем Востоке говорят не только США, но и Турция, многие европейские страны и в последнее время некоторые страны региона. Было обеспечено пристальное и приоритетное внимание к этому вопросу со стороны руководства США и тщательное обсуждение его в последние месяцы на международном уровне. Например, саммиты «большой восьмерки», ЕС, ЕС—США и НАТО, проходившие в июне, доказали, что международное сообщество готово сотрудничать с этим регионом.
Реформы необходимы для того, чтобы у народов Среднего Востока были лучшие условия в экономической, социальной и политической сферах. Реформы, которые будут проводиться в этом направлении, также обеспечат уменьшение таких рисков и угроз международной безопасности, как терроризм, нелегальная миграция, радикальные течения.
Конечно же, решение о содержании и темпах реформ будут принимать страны и народы региона. Международное сообщество не может к чему-либо принуждать или что-либо навязывать на этом пути, оно должно взять на себя роль помощника. Очень важно, чтобы региональное руководство не рассматривало призыв к реформам как угрозу для своих режимов и дестабилизирующий фактор, оно должно руководить этим процессом. Демократизация и стабильность должны оберегаться совместно. Шанс на успех указанной инициативы зависит от соблюдения этого принципа. Мы с удовлетворением наблюдаем, что общее понимание развивается в этом русле.
Необходимо приложить все усилия к выходу на путь решения политических проблем, прежде всего арабо-израильского конфликта. Мы придаем этому большое значение.
Как видно из документа «большой восьмерки», нашу точку зрения приняли во внимание.
У Турции особое положение: большинство населения — мусульмане, она соседствует со Средним Востоком и одновременно принадлежит к западному сообществу. Турция готова сделать все возможное, чтобы Средний Восток стал стабильным, демократическим и преуспевающим. Мы воспринимаем это как моральную ответственность и одновременно как инвестицию в региональную и мировую стабильность. Мы готовы поделиться со странами, которые пожелают этого, нашим опытом развития и демократизации, в чем нам удалось выйти на очень высокий уровень в соответствии с пожеланиями турецкого народа и благодаря взаимодействию с европейскими и евроатлантическими организациями.
В связи с этим мы взяли на себя совместно с Италией и Йеменом сопредседательство в «Диалоге демократической помощи», который является одним из механизмов, разработанных «большой восьмеркой». Это и есть первый реальный вклад Турции. Другие наши вклады также со временем будут разработаны.
— Является ли, по вашему мнению, реальной и перспективной идея транспортировки иракской нефти через территорию Турции в Европу?
— Между Ираком и Турцией функционируют два параллельных трубопровода, первый из них начал работать в 1976 году, второй — в 1987-м. Трубопровод Ирак—Турция, заканчивающийся на предприятиях Джейхан—Юмурталик, когда работает на полную мощность, позволяет перевозить танкерами на рынки европейских стран и США 70 миллионов тонн нефти в год. Принимая во внимание положение в Ираке, мы думаем, достижение полной мощности трубопровода будет достаточным и приоритетным с точки зрения возможностей Ирака относительно экспорта на западные рынки.
— Насколько значима сейчас проблема ограниченной пропускной способности Босфора? Какие вы видите варианты решения этой проблемы?
— Напряженность движения в Турецких проливах усиливается изо дня в день. Речь идет об особенно большом росте перевозок опасных веществ. Количество опасных веществ, перевезенных через Босфор за последние семь лет, возросло на 125% и превышает 134 миллиона тонн. Ни один из проливов в мире, движение в которых такое же напряженное, не проходит через центр города с населением в 12 миллионов. Такая ситуация — источник обеспокоенности для нашей страны. Наше правительство прилагает все усилия, чтобы вывести на максимальный уровень безопасность жизни, имущества, окружающей среды, навигации, и самоотверженно трудится в этом направлении. Реальным примером таких усилий является система VTS, открытая нами в конце прошлого года. Мы ждем поддержки со стороны всех наших черноморских соседей, в частности и со стороны Украины. Но, несмотря на предпринятые нами меры, невозможно полностью устранить риски, с которыми сталкивается пролив Босфор. Для этого нужно больше не использовать турецкие проливы в роли нефтепровода и отдавать предпочтение обходным путям.
— В каких отраслях возможно сотрудничество украинского и турецкого бизнеса в реконструкции Ирака?
— Турция стремится к сотрудничеству с Ираком в сфере экономики, параллельно с двусторонней инициативой и с третьими странами.
В рамках такого сотрудничества можно остановиться на совместной работе между Турцией и Украиной в таких отраслях:
— строительство и подрядные работы;
— реконструкция старых цементных заводов;
— долгосрочная аренда предприятий для совместной эксплуатации (нефтяная химия, удобрения...);
— партнерство для совместного участия в качестве генеральных подрядчиков или субподрядчиков в тендерах международного характера;
— исследование компенсационных кредитных возможностей от Эксимбанка и других международных кредитных организаций с целью использования их для экспорта в Ирак или для деловой инициативы;
— создание общей базы данных или обмен информацией относительно восстановления Ирака, а также тендеров и компаний.
Частный сектор может быть привлечен по перечисленным позициям через головные организации и союзы.
— Какие программы помощи крымским татарам осуществляет сейчас Турция? Известно, что у самых талантливых представителей крымскотатарского народа есть возможность получить образование в Турции. В Украине кое-кто опасается, что, кроме научных знаний, они могут привезти обратно и идеи исламского фундаментализма. Насколько обоснованны эти опасения?
— Крым, эта ближайшая к Турции часть Украины, учитывая общее историческое наследие и культурную близость, является особым звеном в наших дружественных отношениях. Вы знаете, какое значение мы придаем помощи крымским татарам, которых в 1944 году отправили в ссылку и которым в конце 1980-х позволили возвратиться на родину.
Турция воспринимает крымских татар как верных граждан Украины и сообщество, которое обеспечит свой вклад в дружбу между двумя странами. Мы с одобрением относимся к добрым попыткам со стороны государственных органов Украины и Автономной Республики Крым, несмотря на ограниченные возможности, содействовать интеграции крымских татар и других народов, возвращающихся из ссылки.
Турция также внесла посильный вклад в работу по интеграции. Сумма помощи, предоставленная нами на сегодняшний день в рамках этого, достигла 4 миллионов долларов. Мы помогаем Крыму с целью усиления стабильности Украины и региона.
Нам очень приятно видеть реализацию двух водных проектов, учрежденных и осуществленных совместно нашим правительством и UNDP, вследствие чего около 11 тысяч крымских татар получили здоровую питьевую воду. У нас также есть проекты, которые в будущем обеспечат такие же возможности для других татарских населенных пунктов.
С другой стороны, в сотрудничестве с государственными органами Украины и руководством Автономной Республики Крым мы стремимся к удовлетворению образовательных, религиозных потребностей, потребностям в жилье крымских татар. В связи с этим в рамках нашего жилищного проекта мы обеспечили жильем около 400 семей, им же было отдано право собственности на эти жилые помещения. Этот проект продолжается. В Симферополе находится офис ТИКА, в обязанность которой входит ведение и развитие этого и подобных проектов.
Мы продолжаем помогать крымским татарам в сфере образования. Как и ежегодно, в 2003/2004-м учебном году 45 студентам — крымским татарам — были выделены стипендии.
Хочу заметить, что нет оснований для обеспокоенности, о которой вы вспомнили во второй части вашего вопроса. Демократическая система Турции не дает возможности для распространения фундаменталистских взглядов. Благодаря надежности демократии и успешному осуществлению реформ Турция в конце нынешнего года ожидает начала переговоров о членстве в Евросоюзе. Крымские студенты учатся в стране, в которой система функционирует в этих рамках.
* * *
Взрыв в гостинице в турецком городе Кемер произошел уже после того, как мы отослали наши вопросы господину министру, поэтому мы обратились за комментарием к советнику посольства РТ в Украине, временному поверенному в делах госпоже Джерен Йазган Этиз:
— Произошел ли этот взрыв в результате теракта, и если да, то кто стоит за ним? Как этот случай может сказаться на туристических потоках в Турцию?
— Случай, повлекший ранение восьми граждан Украины в гостинице в Кемере, как выяснилось, произошел в результате взрыва углеродного баллона, который использовался в баре бассейна гостиницы. Поэтому нельзя говорить о террористическом акте. К тому же, нет никакого заявления о взятии на себя ответственности, которое бы давало основание думать, что этот случай — террористический акт. С другой стороны, продолжается расследование этого случая, ставшего причиной ранения персонала и гостей отеля, прилагаются максимальные усилия, чтобы определить причину — халатность это была или же неосторожное обращение.
Мы верим, что этот инцидент не повлияет на туристический сектор Турции.
От имени Посольства Республики Турция в Украине желаю скорейшего выздоровления гражданам Украины, пострадавшим от этого случая.