Какая-то загадочная эпидемия свирепствует вот уже несколько недель в очаровательном маленьком городке Шатийон-сюр-Луар. Симптомы болезни: носовое кровотечение, головные боли, тошнота, боли в области желудка, головокружение. Обеспокоенный аптекарь расспрашивает клиентов о причинах заболевания и с удивлением обнаруживает, что все они принимают гербалайф.
Этот заменитель пищи (а их развелось немало) используется, в частности, для похудения. Вам предлагают пять видов препарата, в том числе порошок, который заменяет один или два приема пищи вдень, и четыре маленьких флакончика витаминов для улучшения состояния кожи лица, волос и ногтей, но чаще всего для накачки «энергией». В торговле препарат найти невозможно. Его распространение осуществляется по другой системе. Первые покупки производятся во время собраний, на которые может прийти каждый, но при наличии соответствующей рекомендации. Мы побывали на одном из таких собраний.
19 часов. В подвальном помещении шикарного отеля, неподалеку от Елисейских полей, около двух десятков собравшихся внимают рассказам людей, расхваливающих благотворное действие гербалайфа. «Здравствуйте, меня зовут Карина. Я была манекенщицей и танцовщицей. Вы знаете, эта жизнь не из легких! Я стала очень нервной. И в конце концов заболела. На лице выступили прыщи, испортилась фигура. И, конечно же, я потеряла работу. Ни один врач не мог освободить меня от этих ужасных болячек. Но вот однажды мой друг посоветовал мне принять гербалайф. Уже через несколько недель наступило облегчение. Я потеряла в весе, а болячки на лице подсохли. Теперь я снова танцовщица. Спасибо, гербалайф!»
Все дружно аплодируют. Затем к приглашенным обращается пожилой человек лет 65. Как все адепты гербалайфа, он носит на груди фирменный значок. «Я страдал от сколиоза, как, может быть, и многие из вас. Более того, у меня была язва желудка. Так вот, благодаря гербалайфу все прошло. А моя рука... Каждую зиму из-за ревматизма я шевельнуть ею не мог. А этой зимой — посмотрите. Она у меня сгибается. Спасибо, гербалайф!»
Впервые выпущенный в 1980 году в Соединенных Штатах, гербалайф имел невиданный успех. Сегодня одноименная компания действует в 17 странах, в том числе в государствах Азии и Африки. Деловой оборот превышает 3 миллиарда франков в год. Две трети этой суммы приходится на долю Соединенных Штатов. Во Франции гербалайф покупают на 600 миллионов франков ежегодно. На собраниях поклонников гербалайфа бал правит не только желание сбросить лишний вес и поправить здоровье, но и стремление заработать побольше денег. Каждому новому посетителю предлагают стать распространителем препарата. Коробочка, содержащая пять видов препарата, продается участникам собрания за 465, а перепродается ими за 595 франков...
...Вечер в разгаре. Поклонники сменяют друг друга у микрофона. «Я заработал 3 тысячи франков, 10 тысяч, 50 тысяч...» Мечты о богатстве распаляют воображение, все присутствующие приглашаются черпать пригоршнями из структуры, известной под названием «пирамидальной системы». Слепая финансовая механика на грани дозволенного законом, которая приносит выгоду только первым вкладчикам. Чтобы заработать сумму, равную небольшой зарплате, надо быть «крестным отцом» по крайней мере десяти продавцов. А каждый из них, чтобы, в свою очередь, иметь прибыль, должен завербовать еще десять распространителей. Один, десять, сто, тысяча, десять тысяч, сто тысяч...
Средства массовой информации отмечают, что 25 процентов потребителей препарата не переносят его. По мнению Жака Фрикера, специалиста в области питания в госпитале Биша, один из флаконов с третьей формулой гербалайфа перенасыщен витамином В6, а это может вызвать серьезные нервные заболевания. Тем не менее некоторые врачи без колебаний назначают гербалайф.
А куда же смотрят органы здравоохранения? Никуда. Поскольку гербалайф считается продуктом питания, французское законодательство требует его регистрации при ввозе на внутренний рынок и получения «визы», то есть согласия министерства сельского хозяйства. По сути дела, это простой коммерческий документ с указанием данных, вынесенных на этикетку.
Управление здравоохранения весьма встревожено случаями, связанными с гербалайфом. Но в данный момент не предполагается проведение какого-то особого анализа этого препарата. Обсуждается проект директивы, которая обяжет производителей в европейских странах улучшить информацию о способе приема лекарственных средств, медицинских ограничениях, возможных побочных эффектах. Однако генеральная дирекция, в компетенцию которой входит контроль за качеством продукции, проявляет странную пассивность...
Остается юстиция. Суды Версаля и Страсбурга (а именно в этом городе расположена штаб-квартира фирмы «Гербалайф» во Франции) получают десятки жалоб. Фирму обвиняют в незаконном занятии медициной, аптекарским делом, в распространении лживой рекламы. За неимением доказательств расследование, однако, не продвигается.
Приходят жалобы и на финансовую деятельность компании, а также на распространителей гербалайфа. Судебные власти изучают возможности привлечения к ответственности производителей гербалайфа, в частности за фискальные нарушения и подпольный бизнес. В настоящее время преследованиям подвергаются только отдельные мелкие распространители препарата. Все должны быть зарегистрированы в коммерческом списке и платить специальный налог. Зачастую это не делается. Провинившиеся рискуют быть приговоренными к двум годам тюрьмы и штрафу до 200 тысяч франков. Юстиция намерена воспользоваться положениями нового уголовного кодекса и в ближайшие месяцы начать дело в отношении самой фирмы.
Наиболее щепетильной стороной дела являются отношения между компанией «Гербалайф» и религиозными сектами. Четыре года назад, когда фирма только развернула свою деятельность во Франции, ее штаб-квартира разместилась в здании, которое занимает в Париже церковь Муна. Большие собрания компания устраивала в замке Мони, в то время принадлежавшем Ассоциации за объединение мирового христианства — организации мунистского толка. В Марне действует Христианская евангелическая миссия, а ее последователи также занимаются распространением гербалайфа. Мишель Жантон, который выдает себя за священника, создал в деревне Ламблор-ан-Эр-э-Луар религиозную общину из 30 человек. Три года назад патроны из фирмы «Гербалайф» превозносили его до небес за рекордное число продаж. Этот «духовный наставник» утверждает, что ему удалось сбыть препарат 6 тысячам покупателей и построить сеть распространителей, охватывающую 2 тысячи человек. На вырученные деньги он купил замок и отремонтировал его.
Но особенно тесные отношения у фирмы «Гербалайф» установились с сектой сайентологов. По крайней мере так считает полиция в Страсбурге и органы разведки в Лионе и Париже. Жюльен нашел приют в одном из крупных провинциальных городов. По профессии он медик, принадлежал к секте сайентологов. «Когда я находился в Тампе, мировом сайентологическом центре во Флориде, — говорит Жюльен, — руководство сектой предложило мне создать сеть распространения гербалайфа в Испании. И я это сделал».
Французский филиал компании всегда отрицал, что является сектой — сайентологической или какой-либо другой. Может быть, он и не является таковой в строгом смысле слова. Но секты широко используют фирму «Гербалайф» для финансирования своей деятельности и привлечения новых сторонников. По мнению Бернара Фийера, автора книги «Великое одурачивание», «сектанты не стремятся продавать препарат, они ищут новых приверженцев, которые, в свою очередь, могут стать агентами по привлечению в секту большего числа сторонников».