В последние дни внимание населения Украины фокусируется на трех социально-экономических проблемах: неудержимом росте цен на гречку, февральском старте повышения жилищно-коммунальных тарифов и предстоящей пенсионной реформе. Последнюю из них ZN.UA достаточно подробно освещает, а вот две первые, видимо, нуждаются в дополнительных комментариях.
Совсем без реакции осталось сообщение Государственной службы статистики об индексе инфляции в январе, в котором сообщалось, что за период с января 1998-го по январь 2011-го индекс потребительских цен перешагнул пятикратную величину и составил 500,9%. То есть покупательная способность гривни, применительно к денежным расходам населения, уменьшилась в пять раз. Конечно, росли зарплаты и пенсии. Не охватывая весь этот период, остановимся на продуктах питания, по которым произошел наиболее значительный рост цен.
Продовольственные цены
Объем информации о стремительном, чуть ли не ежедневном росте цен на гречку вряд ли уступает сообщениям СМИ о событиях в Египте. К нерыночным, административным мерам ограничения роста цен на нее вынуждены были подключиться правительство и региональные власти. Но на этом фоне уже подзабылось, что в последние годы резкое увеличение цен коснулось не только гречки. Произошел, например, двукратный рост цен на подсолнечное масло и сахар.
Алгоритм правительственных комментариев обычно сводился к тому, что объективных причин для таких ценовых изменений нет. И, чаще всего, именно так и есть. К попыткам затормозить и ограничить повышение цен подключался Антимонопольный комитет, и ему удавалось добиться снижения цен на эти продукты порядка 5%, но через полгода-год цены на эти продукты продолжали расти.
В аналогичных, если не в больших, пропорциях увеличивались цены на картофель, овощи, на производителей которых у Антимонопольного комитета нет управы.
По основным видам тарифов их изменения приведены в табл. 2. В целом этот компонент ИПЦ и за предыдущие пять лет рос в полтора раза быстрее, чем общий индекс. Больше всего выросли тарифы на природный газ и водоотвод (почти в 4,2 раза), меньше всего - на электроэнергию (в 1,56 раза).
Предполагаемое увеличение тарифов за месяц-два или двух-трехкратное (как нам обещают по электроэнергии) в течение года воспринимается населением намного болезненнее, чем более-менее плавный рост. И именно такое восприятие будет преобладать в этом году. Вроде бы этот аспект осознается и властями. По сообщениям СМИ, 9 февраля на заседании Кабмина Николай Азаров сказал, что основания для одномоментного, резкого повышения тарифов на энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги в настоящее время в Украине отсутствуют. Но не очень понятно, чему в этих словах отдается приоритет - необоснованности резкого повышения тарифов или же фактору одномоментности.
Жаль, что игнорируется аргументация многих авторитетных специалистов, например И.Плачкова, что и существующие, и новые тарифы непрозрачны, в них есть элементы завышения, в чем заинтересованы господствующие в этом секторе экономики естественные монополии. В качестве примера непрозрачности можно сослаться на то, что Госстатслужба вынуждена была прекратить по регионам Украины публикацию даже таких невинных, но информационно важных данных, как величина начислений и оплаты населением тарифов за электроэнергию, так как против этого возражало руководство «Донецкоблэнерго». Поскольку якобы эти данные конфиденциальны.
Прежде Госкомстат ежемесячно публиковал данные по 27 регионам по шести видам коммунальных услуг, то есть 162 показателя. Но из-за несогласия одного регионального монополиста пришлось свернуть публикацию данных по электроэнергии, хотя и в других регионах тоже немало естественных монополий. Может, Антимонопольному комитету стоит обратить на это внимание? В базовом Законе Украины «Об информации» в статье 30 говорится: «Информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее собственника, если эта информация является общественно значимой, то есть если она является предметом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию перевешивает право ее собственника на ее защиту».
Следует отметить, что предстоящее повышение жилищно-коммунальных тарифов в наибольшей мере затронет городское население. Ибо в сельской местности лишь небольшая часть жителей имеет доступ к природному (а не сжиженному баллонному) газу, централизованному горячему и холодному водоснабжению, центральному отоплению. Селян в полной мере затронет лишь рост тарифов на электроэнергию.
Власти обещают, что населению с невысокими доходами повышение тарифов будет компенсироваться более продвинутой, щедрой системой субсидий. Приводятся цифры о том, что в 2010 году 850 тыс. семей получили 6 млрд. грн. жилищно-коммунальных субсидий, а в 2011-м их число возрастет до 1,4 млн. (то есть на них может рассчитывать только 8,2% семей), и в бюджете заложено 9 млрд. грн. на эти цели.
Эти данные о количестве семей, получавших субсидии, не стыкуются с данными, публикуемыми Госстатслужбой. По данным ее экспресс-выпуска №15 (от 21 января 2011 года), субсидии на возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг были назначены 1763 тыс. семей (или 10,3% всех семей), в том числе 1354 тыс. в городах и 413 тыс. - в сельской местности. И тут важно добавить для понимания, что 86,0% семей - получателей субсидий состояло из одного человека (то есть это преимущественно пенсионеры-одиночки) и лишь 14,0% - из двух и больше.
По данным заслуживающих высокой оценки обследований расходов и ресурсов домохозяйств, в последние годы денежные расходы на жилищно-коммунальные услуги составляли в среднем менее 10,0%, поэтому, вроде бы, особенно надеяться на получение субсидий большинству семей не приходится. Так, в структуре денежных расходов 2009 года (данных за 2010-й еще нет) в месяц на домохозяйство (семью) приходилось 193,3 грн. на оплату жилищно-коммунальных услуг (в 2008-м - 156,5 грн.), в том числе в городах - 232,7 грн., в селах - только 16,9 грн. В 2009 году наибольшая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семьях из одного человека - 9,5%, из двух - 8,5%.
В домохозяйствах, получавших субсидии (а это 31% всех домохозяйств) при расходах на услуги ЖКХ в 2009-м в 215,7 грн. в месяц, средняя величина субсидий составляла 58,6 грн., т.е. они покрывали 27,2% этих расходов.