Теория поколений и украинский рынок труда

26 июня, 15:19 Распечатать Выпуск №25, 27 июня-5 июля

Представителям поколения X свойственно работать десятилетиями в одной и той же компании, миллениалы же с легкостью меняют работодателей, а иногда — и специальности.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Net Generation, или поколение Z, своими практичностью и реалистичным взглядом на жизнь больше напоминает "Молчаливое" или даже "Великое поколение", то есть своих бабушек, дедушек и еще более далеких прародителей. Теория поколений переполнена предположениями и гипотезами. Какие из них являются мифами, а какие — правдой? И настолько ли разнится отношение к работе и профессиональной жизни у нас и наших родителей? Мы проанализировали, чем отличаются поисковые запросы представителей разных поколений. 

Соотношение сил на рынке труда Украины

Мы живем в удивительное время, когда на рынке труда встретились представители четырех поколений, у каждого из которых собственные ценности и мотивы. Конечно, не все они представлены в одинаковой степени. Например, согласно данным Pew Research Center, в США около 35% от всех работающих лиц составляют миллениалы. Это делает их самой влиятельной силой на рынке труда. А каковы украинские реалии? Согласно анализу базы hh.ua|grc, на соискателей в возрасте 19–35 лет (то есть на тех же миллениалов) приходится 58% всех размещенных резюме. Конечно, в эту группу входят не только кандидаты, не имеющие сейчас работы, но и те, кто готов сменить нынешнего работодателя ради более привлекательного предложения. Но в любом случае это подтверждает два тезиса. Во-первых, сейчас миллениалы действительно являются самой многочисленной группой на рынке труда. Во-вторых, представители этого поколения уже не готовы трудиться десятилетиями на одном месте, — они активно ищут лучшие возможности и работу, больше отвечающую их ценностям.

Вторую по многочисленности группу составляют "иксы" — соискатели в возрасте от 36 до 56 лет, на которых приходится 35% всех резюме. Согласно теории, такие кандидаты намного больше ценят стабильность и постоянство, чем их преемники. "Иксы" хотят высоких результатов и профессионального роста и готовы ради этого настойчиво работать и развиваться. Они готовы трудиться в одной компании в течение многих лет. Но их лояльность в значительной степени зависит от того, насколько их признают и ценят.

В наименьшей мере представлены сейчас на рынке труда беби-бумеры и "зеты" — на этих кандидатов приходятся 3 и 4% резюме соответственно. Но, принимая во внимание их возраст, такая ситуация логична. Вместе с тем ретроспективный анализ доказывает, что рабочий возраст поколений расширяется. Например, если сравнить с периодом с мая 2014-го до мая 2015 г., в среднем количество CV, размещенных соискателями в возрасте свыше 60 лет, выросло на 49%. Что касается "зетов", лиц в возрасте до 19 лет, то они намного раньше начинают общественную и профессиональную активность. Согласно исследованию агентства sparks&honey, четверть подростков в возрасте от 16 до 19 лет задействованы как волонтеры. И они хотят как можно раньше начать самостоятельно зарабатывать деньги. Так, 76% молодых людей надеются превратить свое хобби в основной источник прибыли.

Кем хотят работать беби-бумеры, "иксы", миллениалы и "зеты"

Представители разных поколений не только репрезентуют разные ценности и мотивы. Они интересуются разной работой (см. рис. 1).

Работодатели, которые искали или ищут сотрудников для административной работы (водителей, администраторов хозяйственных отделов, уборщиц и т.п.), на производство или в агрокомпанию (инженеров, руководителей цехов, технологов, конструкторов, специалистов по контролю качества и т.п.), знают, что часто такими вакансиями интересуются беби-бумеры. Поколение X привлекает работа в ритейле и бухгалтерии. Нужен IT-шник или маркетолог — ждите кучу резюме от миллениалов. Говорить что-то о преимуществах "зетов" еще довольно рано. Но уже сейчас заметно их стремление работать в искусстве, медиа и IT-секторе.

Конечно, для выбора работы и работодателя отрасль компании — далеко не единственный и не важнейший критерий. Но, согласно исследованию "Рейтинг работодателей Украины 2018", от того, какую отрасль выбрал респондент как желательную, меняется градация значимости этих критериев.

Так, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что размер заработной платы в целом является самым важным для всех участников опроса. Но в некоторой степени он менее ценен для респондентов, интересующихся работой в IT (см. рис. 2).Вспомним, что речь идет чаще всего о миллениалах. А согласно данным исследований Института Гэллапа, они работают не столько ради денег, сколько ради самореализации и великой цели.

Профессиональное развитие наиболее приоритетно для респондентов, выбравших агросектор. Это можно объяснить, в частности, тем, что, согласно анализу базы резюме hh.ua|grc, на работу в этой отрасли в основном претендуют представители поколений беби-бумеров и X, для которых признание опыта и стремление достичь высокого уровня являются мощным мотиватором в работе.

А вот коллектив больше ценят соискатели IT-отрасли. Вновь обратимся к теории. Миллениалы, составляющие большинство кандидатов в этой профсфере, являются командными игроками и ценят нетворкинг. Поэтому с особой внимательностью относятся к атмосфере среди сотрудников. Их последователи, "зеты", являются скорее индивидуалистами или даже интровертами, несмотря на большое количество виртуальных друзей.

Наличие социального пакета, как и официального оформления, важнее для соискателей, заинтересованных в работе в промышленности. Эти критерии являются определенным гарантом стабильности, которой отдают преимущество опытные кандидаты поколений беби-бумеров и X (см. рис. 3).

Особенностями поколений можно объяснить и то, что возможность учиться за счет компании больше ценят респонденты, выбравшие IT-отрасль и медиа. Перманентное развитие и получение новых знаний — must-have для миллениалов и "зетов". Многие из них понимают, что университетский диплом не гарантирует трудоустройства, и хорошо чувствуют разрыв между формальным образованием и навыками, которые понадобятся для работы. Поэтому они требуют быстрого получения необходимых знаний и занимаются самообразованием. Такие кандидаты будут инвестировать больше времени и усилий в ту компанию, которая инвестирует в их развитие.

На график труда обращают внимание прежде всего соискатели из отрасли легкой промышленности. Это может объясняться тем, что в прошлом такие респонденты имели опыт регулярных переработок и сейчас ищут гарантии нормированного рабочего дня. С другой стороны, этот критерий важен и для тех, кто интересуется работой в IT и медиа (миллениалы, "зеты"). Ведь для таких соискателей важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Между работой и личной жизнью

Кстати, о балансе. Пожелания о графике работы и типе занятости в резюме тоже ярко иллюстрируют различия между поколениями. Представители поколения X, которые, как мы уже отмечали, тяготеют к стабильности и способны ради роста много трудиться, в большей, чем другие, степени готовы к полному рабочему дню и полной занятости. Хотите привлечь в штат миллениала — будьте готовы подумать над тем, чтобы предоставить ему возможность работать по гибкому графику или дистанционно.

Что касается "зетов", то, конечно, их пожелания относительно графика труда в большей мере отображают необходимость обучения. Но вот интересное наблюдение: таких претендентов в два раза больше, чем другие категории соискателей, интересует волонтерство. Это опять же подтверждает их заинтересованность в участии в различных социальных проектах, обеспокоенность состоянием окружающей среды, защитой природы, правами человека и т.п.

* * *

Перед современными работодателями стоит сложная задача — создать систему привлечения и удержания сотрудников, учитывающую особенности представителей каждого поколения. 

Но эта задача — обязательна для решения. Ведь побеждать на рынке через пять-десять лет смогут только те компании, которые будут более "человечными" и смогут сфокусироваться на людях как главном конкурентном преимуществе. Компании, создающие условия, которые позволят сотрудникам применять в работе уникальные человеческие качества — эмоциональный интеллект, креативность, инновационность и т.п.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 20 июля-26 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно