Летние «дурацкие игры» вокруг законопроекта о госзакупках, похоже, оказались разминкой перед «играми в прятки» вокруг решения тендерной проблемы. Первым стал активно «прятаться» от ее реальных причин и ответственности действующий Кабинет министров. Он одобрил очередную версию законопроекта и 17 сентября направил ее на рассмотрение в секретариат президента. На прошлой неделе законопроект был обнародован на сайтах секретариата и Министерства экономики (последнее сняло его на этой неделе).
Пристальный интерес массмедиа к этой теме сделал очевидными для всех как законодательные нормы и их практическое воплощение, подпитывающие кризисную ситуацию, так и основные пути их устранения. Напомним, что ключевой причиной кризиса на рынке госзакупок является формирование своеобразной «монопольной ловушки», в которую неизбежно попадают как заказчики, так и участники торгов. Ее неотъемлемые элементы — «монополия на общественный контроль» за госзакупками со стороны Тендерной палаты Украины и монополия на размещение тендерной информации со стороны веб-портала zakupivli.com «Европейского консалтингового агентства». Первая основывается на действующем законе о госзакупках, а вторая стала возможной благодаря выводу палаты, провозгласившей в марте 2006 года этот портал единственным соответствующим требованиям закона.
Как следствие, предприниматели вынуждены платить неподъемные суммы разнообразным «консультантам» или уходить с рынка, а органы власти, государственные и коммунальные предприятия, подсчитывать бюджетные потери, отбиваться от «тендерных рейдеров» и молить Бога, чтобы закупки таки состоялись. Потери и, соответственно, прибыли «консультантов» исчисляются миллиардами гривен в год, согласно оценкам различных ведомств и их руководителей.
Нынешний законопроект Кабмина практически полностью повторяет новации законопроекта июньского, так и не вступившего в силу из-за властного «безвременья». Из-под «монопольной ловушки» выводятся коммунальные и государственные предприятия, повышается закупочный «порог», вводится бесплатная публикация тендерных документов, усиливается правительственный, а не «палаточный» контроль над решениями Межведомственной комиссии, устраняется «тендерное рейдерство» в исполнении «дяди Васи» с улицы. Предпринимателям дают чуть-чуть «подышать» благодаря изъятию из закона тематического каталога участников торгов. Вздохнут свободнее коммунальные и госпредприятия, с трудом пробивавшиеся на тендеры органов власти, которые их основали, — из-за фактического запрета в законе. Полномочия ТПУ несколько урезали, лишив ее права приостанавливать торги подачей копии искового заявления.
Однако заказчики по-прежнему будут обязаны под страхом отмены торгов публиковать тендерные документы в информационном бюллетене ТПУ — «специализированном печатном средстве массовой информации с общегосударственной сферой распространения, которое публикует информацию исключительно по вопросам государственных закупок» (так в законе), а также «в государственной или иных информационных системах в сети Интернет, которые соответствуют требованиям Закона». Красноречивая деталь: «специализированное» СМИ именно с таким трехстрочным названием издается еще с прошлого года... «Европейским консалтинговым агентством».
Фактически Тендерная палата будет определять, какое издание и информационная система соответствуют требованиям закона, поскольку только она будет иметь право «обнародовать сведения» о таких изданиях и системах.
Во фразе законопроекта об информационных системах самым важным является не появление прилагательного «государственная» (которым так гордятся авторы), а скромный союз «или». С начала года вся страна с увлечением наблюдала за спектаклем под названием «Как Костусев безуспешно бодался с ТПУ и ЕКА за создание государственного сайта госзакупок». В свете итогов досрочных выборов всех ожидает второй акт этой пьесы, но с другим главным героем. При этом «иные системы» появятся на следующий же день после вступления в силу кабминовского законопроекта. С подачи ТПУ, естественно, как это было 17 марта 2006 года в случае с порталом zakupivli.com.
Ах да, очень важная новация — меняется «свадебный генерал», то бишь специально уполномоченный орган власти по вопросам госзакупок. Его роль будет выполнять Министерство экономики вместо Антимонопольного комитета, которому останется лишь следить за соблюдением конкуренции между информационными системами. Впрочем, министерству даже не достанется «право делать выводы по вопросам госзакупок» — этим правом по-прежнему будет обладать только Тендерная палата. «Свадебные функции», скорее всего, будут предписаны департаменту товарных бирж и государственного резерва, созданному на месте прежнего департамента по координации госзакупок.
«ЗН» провело блицопрос ряда экспертов в сфере госзакупок. Так, Юрий Ганущак, эксперт Ассоциации городов Украины и общин, считает, что «законопроект имеет целью сбить социально-политическую напряженность, связанную с коррумпированностью закупок; он носит декларативный характер и не решает главных проблем».
С ним согласен Владислав Зубар, редактор журнала «Редукцион»: «Эти изменения существенно не повлияют на сферу госзакупок, кроме выведения государственных предприятий» из-под режима действия закона.
По мнению Яны Щигуровой, главы правления Союза областных тендерных палат (не имеет никакого отношения к ТПУ), законопроект не окажет положительного влияния на открытость и прозрачность закупок. Он лишь «даст возможность «выловить больше рыбки в мутной воде», «в тень уйдет еще больший пласт закупок, предупреждение коррупции будет осуществляться на минимальных суммах», а «фальсификация и монополизация торгов будет еще сильнее».
Принятием этого законопроекта правительство В.Януковича и Партия регионов сжигает все общественные дивиденды, полученные благодаря публичному отстаиванию Н.Азаровым и главой КРУ П.Андреевым более эффективной системы госзакупок. А обнародование Инной Богословской копий документов, свидетельствующих о тесных родственных связях между нынешними и бывшими учредителями и руководителями ЕКА, ТПУ и сонмом «консультантов», лишь заставляет перефразировать поговорку: один в «региональном» поле — не воин.
Впрочем, Николаю Яновичу не откажешь в последовательности и откровенности. В интервью «ЗН» (см. №32 за 1 сентября 2007 года) он назвал июньский вариант законопроекта «абсолютно нормальной редакцией, несмотря на то, что кто-то начал называть его криминализированным, половинчатым каким-то». Хотя и «компромиссным, потому что та же Тендерная палата, депутаты принимали участие в его разработке». Это заявление было сделано буквально накануне одобрения последнего законопроекта Кабмином 11 сентября.
Однако ответственной и государственнической такую позицию первого вице-премьера и министра финансов «страны в центре Европы» назвать нельзя. Фактически правительство благословляет практику вполне легального перекачивания миллионных, если не миллиардных сумм из карманов налогоплательщиков в частные закрома неких «лиц», «депутатов-лоббистов». Иными словами, правительство учитывало прежде всего интересы этих не названных Азаровым «народных депутатов» и усиленно пряталось от интересов сотен тысяч предпринимателей и служащих органов исполнительной власти и местного самоуправления. Не говоря уж о более чем законных требованиях миллионов простых граждан…
Кстати, Кабмин проигнорировал рекомендации международного сообщества и иностранных партнеров. В редакцию «ЗН» попал текст «Общего плана проведения реформ и борьбы с коррупцией в системе государственных закупок Украины», разработанного Проектом содействия торговле и инвестициям при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Этот план, некоторые положения которого приводятся ниже, был предоставлен Кабинету министров (включая Министерство экономики) еще два месяца назад. А еще ранее тот же Азаров вместе с послом США и первым замом главы президентского секретариата И.Васюником торжественно открывали программу, призванную привлечь гражданское общество к снижению коррупции...
Станут ли секретариат президента и победители досрочных выборов «играться в тендерные прятки», мы узнаем очень скоро. С помощью президентского сайта секретариат уже обратился ко всем желающим высылать свои комментарии по поводу кабминовского законопроекта до 22 октября. Правда, каким образом будет учитываться мнение граждан, остается непонятным, а сам сайт не имеет форума для открытого обсуждения (кстати, сайт президента Леонида Кучмы таким форумом располагал).
«Демократичность» президента, «НУ—НС», БЮТ или их коалиции вовсе не является залогом принятия адекватного законопроекта. По мнению главного редактора журнала «Библиотечный форум Украины» Игоря Якобсона, публичные выступления свидетельствуют, что «ни Партия регионов, ни президентская сторона в лице первого заместителя главы секретариата Александра Шлапака не хотят срочно и полностью уничтожить тендерную аферу…». По его словам, «она им может быть интересна как метод создания препятствий для развития Украины — в случае нахождения у власти политических оппонентов».
В свою очередь, случай с госзакупками может стать поводом для развенчания имиджа БЮТ как борца за интересы малого бизнеса, против коррупции и т.п. Сергей Осыка и Олег Лукашук, давние сторонники общественного контроля в виде Тендерной палаты, остались в его списке. Более того, правая рука Юлии Тимошенко — Александр Турчинов — в упор «не видит», что отец 79-го номера в списке БЮТ Антона Яценко еще несколько месяцев назад значился среди учредителей «Европейского консалтингового агентства».
Недаром ведь, как сообщает газета «24», экс-премьер и член списка «НУ—НС» Юрий Ехануров перед вступлением в «демократическую коалицию» захотел узнать позицию БЮТ по «тендерным процессам»: «Соглашается ли БЮТ менять систему госзакупок?»
Между тем кабминовский законопроект стал самой «горячей» темой на заседании правления Ассоциации городов Украины и общин, которое состоялось 10 октября. «Бандитские схемы» — одна из самых мягких характеристик ситуации с госзакупками, которую использовали мэры городов. Некоторые выступали за возвращение к закону 2004 года — без ТПУ и информационных систем. В результате случилось редкое в истории ассоциации событие: заранее подготовленный проект решения был отвергнут по причине чрезмерной мягкости…
В тот же день министр ЖКХ А.Попов сообщил, что регионы смогли освоить лишь четверть инвестиционных средств, выделенных бюджетом. Среди основных причин — закон о госзакупках...
Рекомендации Проекта содействия торговле и инвестициям, Агентство США по международному развитию
«Общий план», содержащий рекомендации, был составлен экспертами Проекта на основе сравнения системы госзакупок Украины с международными стандартами, в частности Типовым законом Комиссии ООН по международной торговле, директивами ЕС, Соглашением ВТО о государственных закупках, Методологией оценки национальной системы госзакупок Организации экономического сотрудничества и развития. Как отмечается в отчете, присоединение Украины к Соглашению ВТО существенно облегчило бы доступ Украины на рынки закупок в государствах, которые подписали это соглашение. Объем этих рынков оценивается в сотни миллиардов долларов ежегодно. Кроме общей оценки и рекомендаций в сфере госзакупок, отчет содержит обзор системы госзакупок в секторе здравоохранения.
Оценка текущего состояния системы госзакупок в целом соответствует выводам офиса Всемирного банка в Украине и проекта СИГМА, которые публиковались «ЗН». Среди рекомендаций можно выделить следующие:
— создать официальный правительственный «однопортальный» веб-сайт для публикации информации, которая, согласно закону о госзакупках, должна обнародоваться в Интернете;
— включить в редакцию закона кодекс поведения участников процесса государственных закупок, включая государственных служащих и лиц, которые участвуют в торгах;
— убрать этап «уменьшения цены», который был добавлен к процедуре открытых торгов;
— убрать процедуру обратных торгов или переделать ее в чисто электронные торги, в соответствии с Директивой ЕС и Соглашением ВТО о госзакупках;
— дополнить правовую структуру системы госзакупок путем издания правительством стандартных тендерных документов, включая общие условия договора о закупке, которые являются обязательными для заказчика и предоставляются ему бесплатно без каких-либо ограничений авторских прав или взимания денежных платежей;
— объединить [разработку] политики и функции по надзору за системой закупок, избегая разделения полномочий, институционального конфликта интересов и вовлечения законодательной ветви власти и негосударственного сектора в выполнение функций, которые относятся исключительно к компетенции исполнительной власти. [Это может достигаться] путем создания независимого органа, прямо подотчетного Кабинету министров или президенту, путем воссоздания бывшего департамента по координации госзакупок при Минэкономики или передачи всех надзорных функций и необходимых ресурсов Антимонопольному комитету;
— реорганизовать Тендерную палату, если она не будет ликвидирована, в действительно неправительственную общественную организацию, которая не будет принимать участия в выполнении каких-либо операционных или административных функций, связанных с осуществлением процесса государственных закупок;
— разработать и внедрить стратегию повышения уровня профессионализма в сфере организации и осуществления закупок, в том числе путем создания заказчиками специальных закупочных отделов, в состав которых будут входить профессиональные кадры, с возможностью карьерного роста в сфере госзакупок;
— функции Межведомственной комиссии должны ограничиваться независимым рассмотрением жалоб участников торгов и, возможно, недопущением поставщиков, подрядчиков и консультантов; из состава комиссии необходимо исключить представителей Верховной Рады и Тендерной палаты.
Когда верстался номер.
Заместитель министра юстиции Инна Богословская связалась с редакцией «ЗН» и сообщила, что в пятницу в секретариат президента ушло письмо за подписью Н.Азарова с отзывом законопроекта. Ждем официального подтверждения...