Таможенный VIP-клуб

19 декабря, 2014, 21:00 Распечатать Выпуск №48-49, 19 декабря-26 декабря

Несмотря на то, что гривня девальвировала вдвое, таможенная статистика не показывает сверхсборов. Более того, план Минфина ведомство по итогам 11 месяцев выполнило лишь на 96%. Очевидно, что очень даже внушительная часть государственных денег продолжает утекать мимо бюджета при явном "попустительстве" таможенников.

 

Несмотря на то, что гривня девальвировала вдвое, таможенная статистика не показывает сверхсборов. Более того, план Минфина ведомство по итогам 11 месяцев выполнило лишь на 96%. Очевидно, что очень даже внушительная часть государственных денег продолжает утекать мимо бюджета при явном "попустительстве" таможенников. Руководство структуры вместо того, чтобы решать эту проблему, вдруг озаботилось реанимацией подзабытого института уполномоченного экономического оператора, который, по словам заместителя главы ГФС Анатолия Макаренко, компании смогут получить уже в следующем году. Это, с одной стороны, должно оградить их от коррупционной составляющей на таможне, с другой — дать карт-бланш на ввоз и вывоз продукции. Но с учетом нынешнего положения дел на таможне нововведение серьезно рискует трансформироваться в новую "схему", на которой нечестные торговцы и чиновники будут зарабатывать, а госбюджет — наращивать потери.

Благими намерениями

Норма об уполномоченных операторах присутствует в нашем законодательстве с 2012 г., ее наличие также предусмотрено договором Украины и ЕС о зоне свободной торговли. Что, очевидно, и послужило стимулом для таможенников, которые, как правило, не очень озабочены повышением качества оказываемых бизнесу услуг. В идеале компании, получив сертификат уполномоченного оператора, будут оформлять грузы по упрощенной системе, исключающей ветеринарный, фитосанитарный и прочий контроль на границе.

За два прошедших года никто этой привилегией не воспользовался — норма есть, а вот критериев, которые бы позволили отнести претендента к числу благонадежных, механизма предоставления соответствующего сертификата и, главное, самого механизма "упрощенной" процедуры нет. Что ж, это вполне объяснимо, ведь у фискальной службы дел невпроворот — за реформой реформа, за налогом налог. Впрочем, есть подозрения, что не только требования ЕС и необходимость имитировать какую-либо деятельность, кроме сбора податей, вынудили таможенников сдвинуть груз с институтом уполномоченных операторов с мертвой точки.

Получившие сертификат компании будут проходить таможенный контроль вне очереди, размещать товары на таможенных складах временного хранения, подавать только одну таможенную декларацию, даже если товары будут ввозиться неоднократно в течение определенного времени. Коррупционные риски просматриваются невооруженным глазом: многие захотят воспользоваться привилегией, но не многие смогут. Так как предусмотренные законодательством нормы позволяют весьма гибко оценивать соответствие кандидата статусу уполномоченного оператора, получение сертификата компанией будет зависеть от договоренностей с конкретным чиновником.

Например, компания перед подачей заявления должна провести самооценку, ответив на многочисленные вопросы анкеты. Понять, по какому принципу сотрудники будут эту анкету оценивать, невозможно. Инструкций и критериев, позволяющих сделать это прозрачно, не существует. Также фирма должна подтвердить свою финансовую благонадежность, вот только перечень конкретных документов к этой норме тоже не прилагается, а вот среди причин отказа "несоответствие документов указанным формам" присутствует.

По словам Марка Гордиенко, активиста "Совета общественной безопасности Одессы", организации, которая определяет своей задачей борьбу с коррупцией на одесской таможне, обходя все ненужные формальности, таможенники и ранее в первую очередь и без вопросов обслуживали так называемые модные фирмы — предприятия, которые связаны с руководством таможни и занимаются растаможиванием грузов по коррупционным схемам.

Инициатива с введением института уполномоченных операторов закончится тем, что коррупционеры просто узаконят давно работавший механизм заработка. В этом свете желание таможенников изменить действующую норму, предполагающую обязательный трехлетний опыт работы для компании, претендующей на статус уполномоченного оператора, выглядит особенно подозрительно. А то, что Анатолий Макаренко сообщил о возрождении института уполномоченного оператора на форуме "Таможенная система. Перезагрузка", звучит и вовсе как издевка.

"Механизм уполномоченных операторов — очередная попытка уйти от реальных проблем на таможне и заняться "покраской фасада". За последние годы у нас уже были "лицензированные таможенные перевозчики", постоянно и многократно лицензируются таможенные брокеры, к любым перевозкам таможенных грузов разрешено привлекать исключительно таможней одобренных автомобилистов. Не говоря уже о транзитных перевозках, когда только члены АсМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) с соответствующими денежными гарантиями допускаются к работе с таможней. На фуры и контейнеры вешались таможенные радиопломбы и прочее, и прочее. Все это — не более чем отвлечение общественности от реальных проблем на таможнях, попытки шумихой вокруг процесса скрыть от общества контрабандные схемы и участие самих таможенников в этих схемах", — сокрушается Александр Захаров, лидер движения "Нет" коррупции на транспорте".

Авгиевы конюшни

А проблем действительно тьма. До февраля 2014-го на таможне действовало несколько коррупционных схем: системные платежи (стандартная плата за право работать, возить грузы, оформлять импорт), щипачество (мелкие взятки за общение с любым инспектором), откровенная контрабанда и использование разных таблиц стоимости (для тех, кто "платит", и для прочих, т.е. "жадных"). По словам Захарова, в последнее время исчезли только системные поборы (хотя и это нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью. — Ред.). Часть экспедиторов перестала давать и мелкие взятки "щипачам", но отказ от дачи мзды до сих пор остается сознательным риском для бизнеса.

"В любой момент могут возникнуть проблемы: груз будет остановлен, возникнут простои машин или вагонов, в итоге плата за простой в несколько раз превысит требуемую "щипачом" сумму. Это все знают, поэтому идти на риск и не платить принципиально готовы далеко не многие", отмечает эксперт. Украинская "дочка" голландской компании-импортера трижды судилась с таможенниками, так как иностранцы не хотели решать вопросы "по-украински". Все три раза решения принимались в пользу импортеров, но на границе ситуация не менялась и через какое-то время "претензии" таможенников возобновлялись. В результате компания, не желая и дальше нести убытки и тратить время на судебные тяжбы, была вынуждена воспользоваться услугами таможенных брокеров, эдаких людей, которые "решают проблемы".

В действительности украинское таможенное законодательство таково, что придраться можно ко всему. Более того, по мнению импортеров, если в одночасье начать выполнять все требования буквы закона и не отходить от регламента, то очереди на границе будут стоять по полгода. Ежегодно процедура прохождения искусственно усложняется для того, чтоб посредники за скромное вознаграждение могли ее "упростить". Например, за 25 долл. с контейнера (и это по минимуму), за отмену досмотра можно заплатить и 300 долл., за отмену досмотра с выгрузкой — и все 500 долл. за контейнер. На свою долю, естественно, будет претендовать и таможенный брокер.

"Любая попытка дальнейшего зарегулирования работы предпринимателей посредством таможни — огромная ошибка. В мире западных эффективных экономик действительно развитыми являются те, в которых таможню вообще не замечают на границе. Чем быстрее работает транспорт, чем быстрее удовлетворяется спрос предложением, тем лучше работает любая экономическая система, — считает Александр Захаров. — А наша таможенная система — экономическая диверсия против хрупкой украинской экономики, ни больше ни меньше".

Таможенники же, по словам активистов, контролируют "серые" схемы с использованием различных таблиц стоимости товара, когда разные импортеры при одинаковом наполнении грузов получают существенно отличающиеся таможенные платежи. Большая часть разницы таможенных платежей и будет "наградой" коррупционеру. Не далее как в сентябре компания "Глоуб Контейнер Сервис" пыталась ввезти через Одесский порт четыре контейнера арахиса, все документы были в порядке: прямые контракты, экспортные декларации, 100-процентная предоплата. Цена товара по контракту — 0,98 долл. за килограмм, цена "по таблице" —
1,41 долл./кг, а предложенная таможенниками цена, "чтоб договориться", — 1,28 долл./кг.

"Сейчас 80–85% всех грузов, поступающих на Одесскую таможню, в итоге едут на растаможку в Николаев или Киев именно из-за огромной разницы в стоимости товаров. За последние четыре месяца на Одесской таможне сменилось пять (!) руководителей — вот и все реформы. Фактически там царит анархия и беззаконие, ни о каком оказании услуг бизнесу речь не идет, схемы продолжают работать, контрабанда едет, все по-старому", — говорит Марк Гордиенко.

Действительно, несмотря на еще летние заявления ГФС, что вся контрабанда остановлена на границе, по словам экспертов, с прошлого года ситуация не изменилась. Более того, иной раз в контрабандную "статистику" компании загоняют сами таможенники.

"Схема довольно проста: груз задерживается, досматривается, начинаются разнообразные придирки. Собственник решает, что лучше "дать на лапу" и не терять время, — рассказал Марк Гордиенко. — Таможенники "идут навстречу", но пропускают груз без документов или с несоответствующими документами. Далее компания попадает на второй круг коррупционной схемы: к ней на склад приходят правоохранительные органы, как правило, под предлогом поиска украденного товара, по "липовому" заявлению. Естественно, при проверке документов обнаруживается, что товар на территорию Украины ввезен нелегально, а дальше компания сама решает, либо давать взятку, либо идти под суд и делать контрабандную статистику".

По словам Гордиенко, если "планы" по контрабанде нужно подтянуть, применяется эта же схема, но без возможности откупиться. При этом настоящую контрабанду, которой предшествовал и злой умысел, и сговор, таможенники зачастую пропускают, так как нередко являются звеном в преступной цепочке. Не далее как в конце ноября на выезде из таможенного поста милицией был задержан автомобиль, незаконно ввозивший на территорию Украины товары общей стоимостью
5 млн грн. Любопытно, что когда сотрудники внутренних органов обратились к таможенникам с просьбой предоставить информацию о законности оформления сопровождающих задержанный груз документов, те отказались что-либо предоставлять и до вмешательства прокуратуры на контакт с правоохранителями не шли.

В тот же день задержали еще два десятка(!) автомобилей, ожидающих проезда по той же коррупционной схеме. Так насколько целесообразно в таких условиях предоставлять возможность получения привилегированного статуса отдельным компаниям? И не усугубит ли это ситуацию, приведя к еще большим бюджетным потерям?

Даже по приблизительным оценкам экспертов Международного фонда Блейзера, ежегодно в Украину поступает контрабанды минимум на 10 млрд долл. Чаще всего нелегально завозят электронику, бытовую технику, сигареты и алкоголь. Эксперты табачной отрасли отмечают, что в 2014-м процент контрабандных сигарет на рынке вырос вдвое — до 15%. Результат напрямую бьет по бюджету: несмотря на то, что табачные акцизы в этом году повышали трижды, акцизные сборы, по оценкам аналитиков "Филип Моррис", по итогам 2014 г. не превысят 17,2 млрд грн, что на 4% меньше прошлогодних показателей. А транзитный потенциал Украины уже "оценен" и многими европейскими государствами. Еще летом президент Торгово-промышленной палаты Италии не без возмущения отмечал, что 90% итальянской пищевой продукции на украинских прилавках — это контрабанда.

По оценкам же самих таможенников, снижение налогооблагаемого импорта в этом году составило 20%, в то же время девальвация национальной валюты достигла 100%. Следуя логике, объемы таможенных сборов так или иначе должны были расти ощутимо быстрее, чем проседал импорт. Но данные Госказначейства говорят об обратном: за 11 месяцев с.г. таможня смогла выполнить план Минфина только на 96%, обеспечив поступление 107 млрд грн при необходимых 111,3 млрд. Справедливости ради стоит отметить, что в последние месяцы таможенники выполняют план с подозрительным 100-процентным тщанием, но ожидаемого роста поступлений все равно нет, и объем недопоступлений с начала года составляет 4,2 млрд грн.

Что еще удивительнее, по данным Минфина, объемы собранных ввозных пошлин за январь—октябрь составили лишь 91% от прошлогодних показателей (9,9 млрд грн против 10,8 млрд годом ранее). Очевидно, что немалая часть причитающихся госбюджету денег дальше границы не идет, оседая в карманах коррупционеров. И пока президент Порошенко изумляется тому, что на одесском "7-м километре" нелегально продают контрабандные товары, а глава ГФС обещает срочно разобраться в ситуации, таможенники продолжают брать с "челноков" мзду по 5 тыс. грн за микроавтобус "левого" товара. А руководство таможни вместо прикрытия старых схем создает новые, продолжая объяснять невыполнение бюджета войной, а взяточничество своих сотрудников — низкими зарплатами. Ну точно как в "бородатом" анекдоте: "Так здесь еще и зарплату платят?!".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно