Станут ли формирующиеся европейские рынки «горячими точками»?

Поделиться
Аналитики, в функции которых входит отслеживание признаков формирования потенциальных кризисов, ...

Аналитики, в функции которых входит отслеживание признаков формирования потенциальных кризисов, все чаще показывают пальцем в сторону европейских экономик с формирующимися рынками как на место, где «рванет» в следующий раз. По их мнению, после того, как эти страны открылись для глобальных рынков капитала, стремясь обеспечить быстрое развитие до уровня доходов западноевропейских стран, некоторые из стран с переходной экономикой в регионе Балтии, Центральной и Юго-Восточной Европы теперь «ступают на скользкую дорожку».

Возможно, это действительно так, но это была бы не вся правда. Вне всякого сомнения, несколько стран действительно демонстрируют такие же симптомы, как и ряд азиатских стран перед региональным финансовым кризисом, случившимся десять лет назад. К общим симптомам относятся «зияющие» дефициты текущих счетов, финансируемые иностранными средствами, а также возрастающий уровень долга частного сектора. К тому же, отдельные страны с острейшими проявлениями этих симптомов соблюдают режим фиксированного обменного курса.

Однако, спеша огульно приравнять ситуацию в указанном регионе к той, что сложилась в Азии накануне кризиса, критики выпускают из поля зрения важные отличия. Во-пер­вых, изменился мир. Доверие к качеству управления экономиками с формирующимися рынками сейчас значительно выше, чем десять лет назад. В частности, внутренняя политика и институционная база, на которых они проводятся, нынче укрепились и стали значительно прозрач­нее. Это прямое следствие уроков, которые международное сообщество извлекло из предыдущих кризисов. Так, доверие инвесторов к регио­ну устояло под действием двух недав­них внешнеэкономических шоков.

Во-вторых, по мнению инвесторов, многим европейским экономикам с формирующимися рынками повод для оптимизма дает и фактическое или потенциальное членство в Европейском союзе. В основе этого, как представляется, лежит рост доверия к таким вопросам, как защита прав собственности, проведение сбалансированной экономической политики, соблюдение регуляционных требований и равное отношение к внутренним и внешним инвесторам. Как результат, в ожидании потенциально очень высокой прибыли от инвестированного капитала иностранные инвесторы повынимали свои кошельки. Причем приток капитала является в основном долгосрочным.

Значительный дефицит текущих счетов — естественное следствие этих экономических процессов. Приток средств обуславливает спрос на импорт. Улучшение перспектив повышения реальных доходов подталкивает рост потребления, что, в свою очередь, еще больше подогревает спрос на импорт. Однако со временем инвестиции будут генерировать рост экспорта. Должно стабилизироваться потребительское поведение, помогая унять рост, а на определенном этапе — и обусловить снижение дефицита текущих счетов.

Означает ли это, что тем временем можно не обращать внимания на серьезный дефицит текущих счетов? Очевидно, что нет. Установить, насколько может возрастать дефицит текущих счетов в современной глобализованной и открытой среде, не создавая при этом угрозы стабильности, становится все труднее. Как бы там ни было, но уровень этого дефицита в отдельных странах неприемлемо высок, в некоторых случаях достигая одной пятой национального дохода. Кто-то может предположить, что в целом долгосрочные иностранные инвесторы оценивают собственные риски адекватно. Однако именно такое утверждение не обязательно будет справедливым по поводу ожиданий домохозяйств относительно будущих доходов или же более краткосрочных инвесторов. Это может свидетельствовать о необоснованной зависимости от внешнего финансирования и об уязвимости к неожиданным сбоям в нем.

В общем, возрастающие финансовые требования нерезидентов нужно обслуживать — и это со временем будет требовать долгосрочного улучшения других составляющих текущего счета. Единственный вопрос состоит в том, произойдет ли это улучшение естественным путем, или страны будут вынуждены прибегнуть к нему вследствие неожиданных изменений в настроениях инвесторов. Так или иначе, власть должна быть начеку и противостоять возникновению подобных эксцессов, а также быть готовой к таким изменениям в ситуации.

На этом фоне Международный валютный фонд советует таким странам соблюдать «тройствен­ный» принцип.

«Не навреди». Это потребует от макроэкономической политики воздерживаться от дальнейшего стимулирования бума потребления, движущей силой которого стал частный сектор. Это по сути означает, что страны должны выверять свои бюджеты таким образом, чтобы предусмотреть в них достаточные запасы для компенсации роста спроса со стороны частного сектора, а также создать «буферы», которые служили бы защитой от потенциального кризиса. Таким образом, введенные некоторыми странами налоговые льготы и «искажения» являются шагом в неверном направлении. Способствуя еще большему притоку средств, они только усложняют проблему. Они подрывают базу для ее решения, ослабляя бюджет и искажая стимулы. Как правило, это касается не задействованных во внешней торговле товаров, в частности жилья.

Государственный сектор также должен придерживаться взвешенной политики относительно доходов, чтобы ограничить риски ситуации, когда темпы увеличения заработной платы превышают рост производительности труда. Все это сыграет особенно важную роль для стран, зафиксировавших обменный курс своей валюты, таким образом утратив возможность использовать укрепление национальной валюты как инструмент для контроля за спросом. И учитывая то, что единственную альтернативу этого, а именно — проведение жесткой монетарной политики, сложно обеспечить, когда рынки капитала являются свободными, мы особенно подчеркиваем необходимость фискального самоконтроля.

«Доверяй, но проверяй». Существование здорового финансового сектора, находящегося под хорошим регулятивным надзором, абсолютно необходимо. Страны должны повышать пруденционные стандарты и обеспечивать их обязательное внедрение. Решения о предоставлении кредитов должны базироваться на реалистических ожиданиях со стороны заемщиков и кредиторов, а также предусматривать адекватный «буфер» для стран с фиксированным обменным курсом на случай, если возникнет потребность в повышении процентных ставок. Жизненно необходима своевременная и регулярная оценка рисков.

«Реформируйся для обеспечения роста». Страны должны продолжать реформировать свои институты и пытаться убедить иностранных инвесторов в том, что их надежды на высокую отдачу от инвестиций оправдаются. Таким образом, страны должны продвигаться вперед в реформировании рынков товаров, рабочей силы и капитала, чтобы обеспечить рост производительности, гибкости и конкурентоспособности, а также улучшение и выравнивание условий игры для товаров как внешней, так и внутренней торговли.

На пути к конвергенции уровня жизни ожидается немало вызовов, однако в глобализованном мире он не обязательно должен быть длительным. Европейские страны с формирующимися рынками сейчас пожинают плоды прошлых реформ, которые проявляются в высоких темпах экономического роста, быстром повышении жизненного уровня и доверия со стороны инвесторов. Однако частный сектор может «перестараться» и спровоцировать «неожиданные развороты». Страны должны продолжать реформы и выстраивать «буферы» для погашения шоков. Каждый грамм усилий, затраченных на профилактические меры сегодня, позволит избежать необходимости «пригоршнями глотать таблетки» в будущем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме