Правительственные подачки не заменят системной работы по восстановлению экономики
Видимо, воодушевившись успехами на поприще реструктуризации внешнего долга, под самый занавес лета премьер-министр Арсений Яценюк пообещал долгожданное повышение зарплат и пенсий, причем уже прямо с 1 сентября.
Спич премьер-министра был традиционно высокопарным. О том, что на протяжении последних девяти месяцев правительство делало все для стабилизации экономической ситуации. О военном и экономическом фронтах. О дефолте и крахе, которых ждали враги. Сомнений нет, повышение зарплат и пенсий - это благо, особенно для обнищавшего населения Украины. Но есть и обоснованные сомнения, что правительство действительно может записать себе в актив серьезные заслуги в стабилизации экономики. Не сделав ровным счетом ничего для того, чтобы украинские предприятия начали вновь нормально работать и зарабатывать, власти бросают людям, по сути, гроши, вырученные за счет ими же разогнанной девальвации…
И пока пенсионеры радуются (если радуются) увеличившимся на 125 грн пенсиям, экономика ждет и обещанной детенизации рынка труда, и снижения налоговых нагрузок на зарплаты, и выплат заложенностей перед бюджетниками… В общем, всего, до чего и при прошлом составе правительства, и уже за девять месяцев нынешнего руки у Арсения Петровича так и не дошли. Так, может, хватит уже "подкармливать рыбой" тех, кто с успехом ловил бы ее сам, и стоит взглянуть на проблему шире?
Кстати, несмотря на уверения главы правительства, законопроект, предполагающий повышение соцстандартов для 12 млн граждан, на портале Верховной Рады так и не появился. Но озвученные премьером во время выступления суммы - мизерны. Минимальная пенсия с 949 грн повысится до 1074, минимальная зарплата - с 1218 до 1378 грн. Если учитывать, что речь идет о самых уязвимых слоях населения - бюджетниках, одиноких матерях, работниках социальной сферы, то впору радоваться и такому реверансу от государства. Есть ли ресурсы у нищей Украины даже для такого повышения? По оценкам Кабмина, в этом году потребуется около 10 млрд грн, они были получены, по уверению премьера, за счет детенизации. Правда, глава правительства ограничился только одним примером - двумя миллиардами, полученными Государственной фискальной службы от доначислений НДС, источник остальных 8 млрд - видимо, все-таки девальвация. Или экономия на выплатах по внешнему долгу.
"Безусловно, такое увеличение невелико, особенно если сравнить его с текущим бюджетом и ожидаемым в этом году падением ВВП. Сказать, что оно на что-то повлияет или же будет достаточным, не получается. На самом деле следует задаться вопросом, можем ли мы себе позволить даже такие траты. Я лично считаю, что нам сейчас нужно ориентироваться на дальнейшее развитие мировой ситуации, а она пока плохо прогнозируема. Возможно замедление мировой экономики в последующие годы в связи с теми процессами, которые сейчас происходят в Китае и, очевидно, повлияют на все страны. К сожалению, не исключено, что темп роста, который мог обеспечить нам экспорт, в ближайшие годы будет достаточно низким. В свете этого любые повышения следует делать очень и очень осторожно", - убежден Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований.
Мертвому припарки
Инфляционный всплеск начала года (+40% за январь-май) действительно пошел на спад. По данным НБУ, в годовом выражении рост потребительских цен замедлился до 55,3%, но принципиально ситуация не улучшилась, да и замедление роста цен в летний период - норма. С учетом уже состоявшегося с того же 1 сентября очередного повышения тарифов на электроэнергию мы можем ожидать очередного ухудшения инфляционного показателя в следующие месяцы. При этом следует вспомнить, что госбюджет этого года предполагает инфляцию в 26,7%, а она к концу года, даже по самым оптимистичным прогнозам, не будет ниже 40%. Согласитесь, на фоне этих цифр 100 грн, добавленные к тысяче, бледнеют окончательно.
Согласно последнему исследованию GfK Ukraine, индекс потребительских настроений продолжает ухудшаться, только за июль обвалившись на 5,7 п.п. Ухудшаются практически все его компоненты: оценка текущего материального положения (-8 п.п.), индекс ожидаемых изменений материального положения (-4,8 п.п.), индекс целесообразности крупных покупок (-11,8 п.п.), ожидания развития экономики (-4,7 п.п.). Параллельно исследователи отмечают, что у людей все еще высоки ожидания последующей инфляции и девальвации гривни, продолжают расти опасения относительно роста безработицы.
"На сегодняшний день ситуация с зарплатами крайне неудовлетворительная. Под влиянием сложных экономических условий компании сокращали персонал и урезали заработные платы. Несмотря на то, что в прошлом году половина предприятий удержала зарплаты на докризисном уровне, из-за обесценения национальной валюты доход украинцев существенно сократился. Многим в последнее время стало не хватать денег до зарплаты. Примерно 80% заработка идет на самое необходимое - продукты питания, оплату коммунальных платежей. А нестабильная ситуация в стране заставляет украинцев сомневаться в возможности найти работу с большей зарплатой, - рассказала ZN.UA Руслана Березовская, руководитель экспертно-аналитического центра "HeadHunter Украина". - Согласно нашим исследованиям, проиндексировали зарплаты лишь 6% компаний. Причем сделали это только предприятия с международным капиталом или крупный сетевой отечественный бизнес, в основном повышая зарплаты отдельным высокоэффективным сотрудникам. Однако повышали зарплаты не так часто и не так существенно, как сокращали".
Все печально, но логично - народ беднеет, сокращая свои расходы, рынок теряет потребителей, спрос обваливается, производство сокращается. В такой ситуации увеличение доходов граждан действительно может разогреть экономику, вот только оно должно быть существенным, а дополнительные 150 и даже 550 грн мало на это повлияют.
"Надо заметить, что наша власть слишком много внимания уделяет минимальным величинам. Все вращение идет вокруг прожиточного минимума и минимальной зарплаты. Вместо того, чтобы всерьез заняться проблемами роста производительности, увеличения капитала, ресурсов и рассматривать заработную плату как неотъемлемую часть экономики, напрямую зависящую от ее состояния. Связывать рост зарплат не с бюджетным якобы профицитом, а с ростом инвестиций, например, совершенствованиями в налоговой системе, увеличением спроса и потребления", - считает Геннадий Куликов, старший научный сотрудник отдела социально-экономических проблем труда Института экономики и прогнозирования НАН Украины.
Главное - найти виновных
Предсказуемо не меняется и ситуация с задолженностями по выплате заработных плат. С начала года долг перед сотрудниками колеблется в районе 2 млрд грн. По данным Госстата, на 1 августа он составлял 1,9млрд, в несколько раз(!) превышая прошлогодние цифры. 75% всех экономически активных предприятий в той или иной степени имеют задолженности перед сотрудниками. Уже традиционно лидируют в антирейтинге промышленность, строительство, финсектор и здравоохранение.
Премьер и тут нашел решение, правда, традиционно поверхностное - поручил Минсоцполитики, руководителям облгосадминистраций и правоохранительным органам созвать комиссии по вопросу и предусмотреть для провинившихся работодателей не только административную, но и криминальную ответственность. С одной стороны, действительно, любой труд должен быть оплачен и любая задолженность перед сотрудником в нынешней ситуации ставит его на грань выживания, ежемесячно оттесняя за черту бедности все больше наших сограждан. А с другой - где возьмут предприятия средства для выплат, если их просто нет?
"У компаний плачевное финансовое состояние, уровень технического и материального обеспечения низкий, инвестиций нет, как и возможностей для их привлечения. Вряд ли регулирование вопроса с невыплатами зарплат даже на уровне правительства в данной ситуации что-то решит. Важно понимать, что главная причина низких или невыплаченных зарплат - это, прежде всего, низкая производительность самих компаний, - убежден Геннадий Куликов. - Реплики премьера о повышении ответственности руководителей предприятий необоснованны. Для начала нужно создать благоприятные условия для работы как таковой".
За этот год Федерация профсоюзов Украины (заметьте, не Минсоцполитики) провела порядка 14 тыс. проверок, выявив свыше 44 тыс. нарушений, связанных с выплатами заработных плат. В результате через суды принудительно выплачен 21 млн зарплат, но соизмерима ли эта сумма с общим долгом в 2 млрд? Затраты на фонд оплаты труда традиционно являются основными для большинства предприятий, особенно в Украине, где общая налоговая нагрузка на зарплату превышает 50%. Обязывая собственников во что бы то ни стало выплачивать зарплату вовремя и в полном объеме, правительство фактически толкает их на сокращение штатов, ибо других возможностей для поиска средств оно им не предоставило.
При этом, повышая ответственность за задержки с выплатами для тех, кто зарплаты, пусть нерегулярно, но все-таки платит честно, Кабмин, кажется, окончательно забросил все попытки решить проблему с теми, кто честно не платит в принципе, и детенизировать рынок зарплат.
"Ситуация с теневыми зарплатами и не могла существенно измениться. Те изменения, которые уменьшали налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, предполагали от предприятий выполнения ряда достаточно сложных для периода рецессии условий. Смогли это сделать единицы. Нужно понимать, что в период рецессии компаниям вообще достаточно сложно выходить из "тени", - отмечает Александр Жолудь. - К сожалению, на сегодняшний день реальных возможностей для этого у них нет".
До сего момента реальная работа по выводу зарплат из "тени" ограничилась лишь проверками фискальной службы. Да, они в буквальном смысле слова заставили 11 тыс. предприятий повысить сотрудникам зарплаты, собрав в бюджет дополнительно 15,6 млн грн. Да, они поймали 51 тыс. наемных сотрудников без трудовых договоров и пополнили госказну еще на 8 млн НДФЛ и 19 млн ЕСВ.
Да, они прикрыли деятельность 20 тыс. предпринимателей без регистрации, собрав с них еще 9 млн. Но все эти миллионы буквально растворяются в миллиардах зарплат в "конвертах" и океане накопившихся проблем.
Все можно сделать, нужно только делать
По оценкам Федерации профсоюзов, объем теневых зарплат вырос до пугающей суммы в
200 млрд грн, свыше 4 млн наших сограждан в данный момент работают нелегально, а это каждый третий работник в экономике. Цифра в 200 млрд не сопоставима ни с 10 млрд, которые правительство выделяет на нынешнее повышение, ни тем более с 2 млрд, которые фискальная служба получила от детенизации НДС, не говоря уже о других их достижениях. Очевидно, что ищут дополнительный ресурс не там и не так.
В отличие от закипающего общества, экономика едва теплится. Реально подспорьем для ее вывода из кризиса могут стать именно зарплаты. Вот только смотреть на вопрос нужно масштабнее, отходя от привязок к минимальным уровням и оценивая всю глубину накопившихся в этой сфере проблем.
ZN.UA уже писало, что действительно привлекательной для инвестора может стать дешевая и квалифицированная рабочая сила. Но ее дешевизна относительна до тех пор, пока налоговая нагрузка на фонд оплаты труда превышает 50%. На таких условиях инвестор заходить в страну не будет, значит, условия нужно менять. Но это сложно - надо же придумать, как менять.
С учетом того, что в Украине существует вполне легальный способ уклонения от уплаты "зарплатных" налогов и сборов, благодаря третьей группе плательщиков единого налога, незначительное уменьшение ставки не даст ожидаемого эффекта. Для того чтобы предпринимателю было действительно выгодно платить налоги честно и в полном объеме, ставку нужно снизить процентов до 20. Естественно, на первых порах это образует дыру в бюджете, а правительство под пристальным надзором МВФ страшится любых вариантов, предполагающих рост бюджетного дефицита. Но почему не найти компенсаторы для покрытия недобора? Ведь он, кстати, не будет постоянным явлением и спустя какое-то время, благодаря детенизации, начнет сокращаться. Опять нужно чем-то заниматься, а не хочется.
К слову, одним из таких компенсаторов может быть так называемая бруттизация НДФЛ (включение отчисляемого работодателем налога в зарплату сотрудника), с ее помощью базу налогообложения можно увеличить на 30–35%. Но при бруттизации необходимо отказаться от ЕСВ. Казалось бы, что плохого в том, что мы упрощаем администрирование. Напротив, имея одну базу налогообложения, вполне логично собирать с нее один налог. Но и на это Кабмин пойти не может, так как Минсоцполитики, которому труд вообще чужд, в таком случае нужно будет не только рассказывать о реформе пенсионной системы, но и проводить ее. А Минфину придется заняться все-таки проблемами финансирования и Пенсионного фонда, и всей нашей многострадальной системы соцобеспечения. А это тоже потребует выхода из зоны чиновничьего комфорта.
Естественно, разматывать такой клубок проблем никто не хочет, зачем что-то придумывать, искать, изобретать, ведь ситуация настолько сложна, что решение одной проблемы сразу же потребует поиска решений для множества сопряженных вопросов - как ремонт в доме. И, несмотря на заверения премьер-министра о достижении стабилизации и прочих "победах", можно констатировать лишь одно: за последние девять месяцев (и даже больше) этот ремонт делать даже не начали, более того, его никто и не планирует делать. Куда проще оставить все, как есть, и раздать еще по сто гривен старикам и медсестрам.