Во что украинским гражданам обходится демонстрация роскоши власть имущих
Коррупция не просто влияет, она определяет экономическое развитие Украины, затрагивая все без исключения процессы и извращая любые, прекрасно работающие в цивилизованном мире, стратегии развития.
В рейтинге Transparency International по индексу восприятия коррупции Украина занимает 130-е место, между Никарагуа и Камеруном. Соседняя Польша - 30-е. При этом в Польше с коррупцией борется один государственный орган, а в Украине - уже десяток, при нулевом пока результате. Проверяющие и контролирующие органы в Украине давно трансформировались в отдельный и весьма прибыльный бизнес.
Все эти показательные задержания прокуроров и судей, трехлитровые банки с валютой и тысячи гривен, извлекаемые из рабочих столов в кабинетах, померкли после обнародования деклараций с сотнями тысяч и миллионами долларов, десятками квартир, замками, церквями и святыми мощами. При этом далеко не все из тех, кто подавал декларации, имеют реальное отношение к бизнесу, многие - чиновники с младых ногтей. То есть все это они "заработали" на госслужбе, попутно жалуясь на низкие зарплаты при невероятных нагрузках.
Одним из важных последствий коррупции является снижение эффективности экономики, например из-за роста стоимости капитала или уменьшения его производительности. В случае Украины, где это явление приобрело тотально-системный и всепроникающий характер, сие особенно актуально: ведь какой здравомыслящий инвестор, увидев уровень "эффективности" использования средств в стране, захочет вкладывать деньги в обогащение владельцев домов метражом в 600 квадратов, коллекционеров "ролексов" и бенефициаров десятков офшоров? Члены украинского Кабмина задекларировали 7 млн долл. наличными, парламентарии - почти 12 млрд грн, более 60% из которых - тоже кэш. В июне, открывая Центр поддержки инвесторов, премьер призывал отечественный бизнес, доля которого в инвестициях и так достигает 70% (Госстат), вливать капиталы в экономику. Может, призывать нужно было своих бывших коллег по парламенту и нынешних - в Кабмине? Ведь как уже неоднократно подметили наблюдатели, если бы задекларированные кэшем суммы были положены на депозиты в банках, "заначки" чиновников начали бы работать на экономику. Но это все - лирика, а действительность прозаична и угрюма: герои нынешнего трагифарса под названием "политико-чиновничье е-декларирование" не несут деньги в банки и не вкладывают в бизнес. С одной стороны, не доверяют системе, которую сами строят, а с другой - не могут финансовому мониторингу объяснить происхождение этих денег, ведь эти сливки сняли с теневых потоков. Причем сняли, не особенно утруждаясь, изобретая или создавая, - всего лишь одним росчерком собственного пера. О какой в таком случае экономике вообще может идти речь?
Во сколько нашей стране обходится коррупция как явление, и сколько мы теряем на "договорняках" и "схемах", недавно попытались подсчитать в Центре экономической стратегии (ЦЭС).
По прикидкам, при условии снижения уровня коррупции в Украине до аналога Польши производительность капитала увеличилась бы на 6,4%, а годовой номинальный ВВП благодаря этому вырос бы почти на 21 млрд долл., то есть на четверть.
Как известно, в Польше именно прямые иностранные инвестиции стали основным источником роста. По данным Всемирного банка, в прошлом году прямые иностранные инвестиции в Украину увеличились до
3 млрд долл. (с 0,8 млрд в 2014 г.). Для сравнения, в 2015-м прямые иностранные инвестиции в Польшу составили 6,3 млрд долл. По расчетам ЦЭС, если бы уровень коррупции в Украине находился на польском уровне, то объем прямых иностранных инвестиций в Украину увеличился бы на 74%, т.е., оперируя данными 2015 г., вырос бы на 2,2 млрд долл. Коррумпированные страны привлекают меньше частных инвестиций из-за высоких рисков и высокой стоимости капитала. Вот почему в структуре иностранного финансирования коррумпированных стран вместо прямых иностранных инвестиций преобладают международные кредиты, на которые мы так уповаем.
По данным Госстата, в 2015-м предприятиями за счет всех источников финансирования освоено 251,2 млрд грн капитальных инвестиций, что в сопоставимых ценах на 1,7% меньше объема капитальных инвестиций в 2014-м. Причем главным источником инвестиций остаются собственные средства компаний. Доля привлеченных кредитов - 7,3%, а средств иностранных инвесторов - 3,1%.
Но есть и еще одна особенность коррумпированных стран - доля государственных инвестиций в экономике. Несложно догадаться, что чем коррумпированее страна, тем больше в ее экономике государственных денег. С одной стороны, частные капиталы не заходят, потому что не заинтересованы в тех формах сотрудничества, которые им предлагают. С другой - чиновники сами активно внедряют государственные инвестпроекты, которые дают им безграничные возможности для "осваивания" наших с вами денег.
Мы уже писали о любопытном исследовании Всемирного банка, который, проанализировав украинские инвестпроекты, пришел к выводу, что в подавляющем большинстве случаев инициаторы создают проекты, с самого начала ориентируясь на источники финансирования, аргументируя не важность самого начинания, а необходимость его финансирования за счет государственных источников. Грубо говоря, им неважно, что строить, неважно, как строить, важно получить на это деньги.
Естественно, качество таких проектов оставляет желать лучшего. Даже сейчас, при минимальном объеме государственных инвестиций, за многочисленными примерами их хищения далеко ходить не надо. Свыше 20% всех инвестиционных проектов инициированы частными компаниями, и схемы их шиты белыми нитками. В худшем случае государство финансирует проекты из госбюджета, в лучшем - компания самостоятельно получает коммерческий заем (в том числе в собственном банке), а правительство обеспечивает его государственными гарантиями. Вдруг что, заплатят налогоплательщики. При этом сами проекты далеко не всегда ориентированы на общественный интерес. Эксперты Всемирного банка, проанализировав их, обнаружили и выращивание грибов, и строительство сети магазинов, и разведение рыбы, и модернизацию нефтепереработки за государственный счет или под госгарантии.
Конечно, любой из этих проектов является коммерческим и даже в случае успешной реализации будет выгоден не столько обществу, сколько собственникам этих бизнесов. А его продвижение без протекции людей в высоких кабинетах не было бы возможным. При этом эксперты отмечают, что по сей день правительство считает проект успешным, если все его финансовые условия были выполнены, и оценивает проекты также только с этой точки зрения. Процедуры, которая предполагала бы оценку эффективности собственно проекта, его необходимости, нет.
Система налажена, менять ее не спешат, отмахиваясь от советов надоедливых иностранных экспертов. А значит, при постепенном восстановлении экономики можно ожидать не только роста публичных инвестиций, но и увеличения коррупционной составляющей и неэффективности этих инвестиций. Учитывая, что, по данным Министерства экономического развития и торговли, для реконструкции и развития инфраструктуры Украине необходимо минимум
8 млрд долл. ежегодно, поле непаханое.
И мы подбираемся к еще одному последствию коррупции - недоразвитости государственных институтов. Коррумпированная власть заинтересована именно в тех схемах и механизмах, которые приносят ей реальную прибыль, менять их добровольно она не будет.
Давайте посмотрим на впечатляющие результаты "большой", энергетической и агро-, приватизации. За два года государство не смогло расстаться ни с одним крупным объектом, бережно сохраняя коррупционные схемы заинтересованных.
Да и сам процесс подготовки к передаче госактивов в частные руки предусматривает, как правило, доведение предприятий до удручающего состояния, чтобы объекты были куплены по минимальной стоимости теми, кто и сейчас их по факту контролирует.
Правильная идея с открытием рынка земли рискует превратиться в такую же аферу. Ведь рынок не готовят, а механизмы его работы не создают, уповая на то, что в итоге "приближенные" и "заинтересованные" смогут завладеть национальным достоянием за бесценок.
Индустриальные парки, успешные во многих странах, призванные увеличить приток инвестиций в высокотехнологичные отрасли, в украинской интерпретации станут очередным внутренним офшором, предоставив беспрецедентные налоговые льготы тем, кто и без них не бедствует.
Коррупция определяет если не все, то каждое второе решение украинской власти. Вот ответ на вопрос, почему любое предложенное западными экспертами лекарство в украинских реалиях превращается в яд.
Что любопытно, по показателю качества регулирования Всемирного банка Украина в 2014-м имела ранг в 28,85 балла из 100, а Польша - 81,73. Это говорит о том, что по качеству институтов Украина входит в группу стран, в которых коррупция играет скорее роль "смазки", а не "песка" в экономических механизмах. Прямо как в известной всем поговорке "не подмажешь - не поедешь". Но это - мнимый позитив. Для того чтобы экономика стала более продуктивной, необходимо улучшить качество институтов. И именно коррупция мешает этому, поскольку "заменяет" честные механизмы, не давая им развиваться, сдерживая как устойчивое экономическое развитие, так и приход в экономику тех игроков, кто не согласен работать в "схемах" и "договариваться". Более того, сами чиновники, вместо того, чтобы искать решения общественных вопросов, заняты поиском дополнительных возможностей обогатиться.
За год в рейтинге Doing Business мы поднялись лишь на одну позицию, хотя правительство нам пророчило попадание чуть ли не в топ-50. Украинские показатели выросли по индикаторам "создание предприятий", "защита миноритарных инвесторов", "обеспечение исполнения контрактов" и "подключение к системе энергоснабжения". Правда, по последнему индикатору мы были на 140-м месте, и наш выход на 130-е - условное достижение, ведь процедура все равно потребует от предприятия 280 дней и обойдется вдвое дороже, чем в странах Европы и Центральной Азии. В то же время мы просели по ряду других показателей, а именно - "получение разрешения на строительство", "регистрация собственности", "получение кредитов", "налогообложение", "международная торговля". То есть хватка "системы" не ослабевает, меняются лишь точки давления.
Например, бесконечные реформы в системе налогообложения привели к тому, что если в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входит большинство государств ЕС) предприятия тратят на налоговое администрирование в среднем 163 часа в год, то в Украине - свыше 355. Общая налоговая ставка при этом для стран ОЭСР в среднем составляет 40% от коммерческой прибыли, а для Украины - почти 52%.
Коррупция не дает снизить налоговое давление, сколько ни снижай ЕСВ и как ни трансформируй налоговую систему. Ведь коррупционеры, наживающиеся на государстве, множат бреши в его бюджете, заполнять которые приходится добропорядочным налогоплательщикам. По расчетам ЦЭС, в Украине 62% предприятий уклоняются от уплаты налогов и почти половина - дает взятки. На основании этих данных исследователи предполагают, что только в розничной торговле объем взяток в Украине составляет не менее 8 млрд грн в год. В результате мы приходим к колоссальной тенизации экономики, порядка 45–50%. В той же Польше, например, по разным оценкам, до 20% теневого сектора.
Искаженная коррупцией налоговая система и нерациональная трата госсредств на неадекватные потребности приводят к перекосам в госрасходах. Коррупция вредит благосостоянию граждан - социальные функции государства не выполняются, растет уровень бедности, усиливается неравенство доходов и уменьшается уровень доверия в обществе. Эти факторы, в свою очередь, тоже влияют на экономическое развитие. Если бы уровень коррупции в Украине достиг уровня Польши, то уровень доверия в Украине вырос бы на 11 п.п., а значение коэффициента Джини, определяющего социальное неравенство, в Украине уменьшилось бы на 6,8 пункта, что означало бы значительно более равномерное распределение доходов.
Снижение уровня коррупции по индексу ВБ на 10% соответствует ускорению роста реального ВВП на душу населения в 7,86%. По последним имеющимся данным (2014), индекс коррупции для Украины составлял 14,9 (из 100), а для Польши - 70,67. То есть снижение уровня коррупции в Украине до польского показателя ускорило бы темпы роста реального ВВП на душу населения в Украине в 1,5 раза. На основании этих результатов эксперты ЦЭС предполагают, что за последние десять лет (2006–2015) экономика Украины могла бы произвести товаров и услуг на 2824 долл. на душу населения больше.
Наверстать упущенное уже не получится. Но сделать соответствующие выводы, как экономические, так и электоральные, - жизненно необходимо. Иначе е-декларирование трансформируется в банальную легализацию доходов, полученных незаконным путем. Правда, нулевое декларирование предполагает, что декларант все-таки уплачивает в бюджет, например, 5-процентный налог со своих "заводов и пароходов", происхождение которых он не может объяснить. Иначе это окажется просто раздачей индульгенций вассалам нынешнего главы государства и очередной профанацией действительно очень важной и фундаментальной реформы, коих за всю современную украинскую историю - раз, два и обчелся. Какой сценарий заготовлен организаторами "шоу" - еще предстоит посмотреть, так что неплохо бы запастись то ли поп-корном, а то ли успокоительными каплями…
А еще ни в одной стране мира нулевое декларирование не применялось к чиновникам. Впрочем, последние так не считают, видимо, предполагая, что внесенные в декларации тонны кэша помогут им оправдать дорогостоящие покупки в будущем. Или правы циники, предполагающие, что огромные наличные суммы в декларациях этого года говорят о масштабах ожидаемого дохода декларантов?
На сегодняшний день уровень коррупции во многом определяет экономическую модель Украины (если к существующему образованию вообще подходит этот термин) и ее будущее. Шумиха вокруг чиновничьих деклараций весьма скоро уляжется, пролетарский гнев сменится безразличием, на первые полосы выйдут иные темы, а снизится ли уровень коррумпированности в госаппарате? Ослабнет ли влияние "схем" на экономику? Совсем не обязательно. Учитывая общественный резонанс, определенные последствия для декларантов будут. Но они вполне могут превратиться в "охоту на ведьм" и прессинг "неугодных", а не в массовую явку с повинной и неуплаченными налогами. Конечно, желающих попасть на теплое местечко госслужащего поубавится. А вот метящих в народные депутаты декларирование может и не смутить. Многолетний опыт показывает, что в парламент от созыва к созыву попадают одиозные персонажи, информация о капиталах и имуществе которых и до декларирования была доступна, но это не мешало их гарантированному доступу к "кормушке".
Принципиальное отличие новой системы декларирования от старой - это возможность динамического контроля изменений имущественного состояния и мониторинга соответствия образа жизни задекларированным данным. Но будет ли желание этот мониторинг проводить и применять его ко всем без исключения? Если нет, то подача деклараций просто превратится в очередное шоу, повод повозмущаться на кухнях и в Facebook, выпустить пар, не более. А коррупция продолжит определять наше настоящее и будущее.