Статистический отчет о росте экономики по итогам сентября оказался далеко не единственной сводкой с экономического фронта прошлой недели. Развеялись последние слабые надежды на чудо, на хоть какой-то прорыв правительства в схватке с инфляцией. Кабмин так и не подыскал инструментов не то что для борьбы с повышением цен, но даже для эффективного сдерживания их роста. Поэтому почти наверняка увязнет в тяжелых неравных боях с превосходящими силами противника, пока его в правительственных «окопах» не заменят оранжевые коалиционные формирования. Но и их высокая способность к борьбе с инфляцией тоже вызывает сомнения.
Наконец-то проявил медиаактивность, напомнив о своем присутствии на полях инфляционных сражений, уже списанный некоторыми наблюдателями в запас главнокомандующий Нацбанка. Пока его тактические ходы носят в основном лишь пристрелочный характер, но в стратегической перспективе следует ожидать серьезных курсовых маневров.
Опубликованные в понедельник данные об экономическом росте, Бог миловал, не стали столь же неприятной вестью, как предварявший их отчет об инфляции. После резкого замедления в августе прирост ВВП в прошлом месяце ускорился до 6,2% (к сентябрю 2006 года). А вот по итогам девяти месяцев с начала года рост несколько сбавил обороты (7,3% роста к аналогичному прошлогоднему периоду против 7,5% в январе—августе).
Основными факторами роста экономики остаются положительная динамика в торговле (+16,7% год к году), обрабатывающей промышленности (+12,9%), строительстве (+10,2%), а также увеличение сбора чистых налогов (+17,1% год к году). Аутсайдеры по итогам трех кварталов — сельское хозяйство (-4,7%), образование (0%), а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды (+0,6%).
Еще больше ужесточила и без того непростой инфляционный фон новость о неожиданно резком увеличении дефлятора ВВП (до 20,8% с 17,9% в январе—августе). Но нет худа без добра. Высокие темпы роста номинального ВВП — палочка-выручалочка для правительственных чиновников, не только служащая оправданием галопирующих цен, но и помогающая Минфину без особых проблем выполнять бюджетные планы по доходам.
Перспективы видятся также в достаточно радужном свете. Как заявил министр экономики Анатолий Кинах, сентябрьские данные дают возможность не пересматривать правительственный прогноз на этот год — 6,5% роста ВВП. Ну что ж, хочется надеяться, что хоть что-нибудь сбудется.
А вот на обещанное в сентябре Николаем Азаровым послевыборное снижение цен всерьез, конечно, никто не рассчитывал. И все же думалось, что Кабмин подыщет какой-то новый эффективный способ их сдерживания. Однако «новшества» еще те. Правительство решило обязать субъектов хозяйствования в случае намерения изменить более чем на 1% за месяц оптово-отпускные цены на муку, говядину, свинину, мясо птицы, вареные колбасные изделия, молоко, сыр, сметану, сливочное масло и яйца в десятидневный срок подавать в облгосадминистрацию соответствующую декларацию.
Осмелимся предположить, что эта мера, как и все остальные анонсированные Кабмином, вряд ли возымеет должный эффект. Как очень удачно подметило одно из деловых изданий, для борьбы с инфляцией Кабмин решил использовать традиционные и «уже доказавшие свою неэффективность средства»: продовольственные интервенции, квотирование экспорта, усиление контроля за ценообразованием со стороны местных органов власти.
Впрочем, ввиду слишком глубинного характера нынешних инфляционных проблем их решение требует сложнейших комплексных реформ в экономике, эффект от которых даже в случае их немедленной реализации проявится не сразу. Так что в этом случае пожарные меры правительства не могли быть действенными в принципе: «Як не наївся, то вже не налижешся».
На этом акцентировал особое внимание глава НБУ Владимир Стельмах, заявивший представителям СМИ, что усиление контроля за ценовой ситуацией путем подписания меморандумов правительства с операторами рынков только и может, что сформировать отложенный инфляционный потенциал, который выльется в рост цен через какое-то время. «Я считаю, что большее зло — это подавление цен, чем их озвучивание, чтобы они были реально выяснены», — очень резонно подчеркнул г-н Стельмах.
Со своей стороны заметим, что публичная активность главы НБУ — в последнее время явление настолько редкое, что приглашение на его пресс-конференцию уже само по себе стало топ-событием. Последнее такое мероприятие, если автору этих строк не изменяет память, произошло еще осенью 2005-го.
С весны того года Владимиру Семеновичу при каждой встрече с журналистами приходилось втолковывать им, непутевым, тезисы о полезности и правильности приснопамятной ревальвации гривни. То ли ораторские качества — не главный конек Владимира Семеновича, то ли пишущая и снимающая братия была слишком предвзято настроена, но достичь взаимопонимания никак не удавалось. Результаты этой разъяснительной работы настолько разочаровали главу НБУ, что общение с прессой он практически прекратил.
Ледниковый период был настолько продолжительным, что вдруг наступившая оттепель должна была иметь достаточно веские причины. Немалая интрига содержалась и в том, что одно из деловых изданий в день пресс-конференции озаглавило один из своих топовых материалов «Стельмах удаляется в депутатские покои».
Поэтому надо было видеть, как ожили журналисты и встрепенулись у своих камер телеоператоры, совсем заскучавшие в ходе двухчасового монолога главы НБУ, когда очередь наконец дошла до темы отставки. Впрочем, уже по достаточно бодрому настрою г-на Стельмаха, который очень обстоятельно делился с журналистами собственными суждениями и планами, можно было заключить, что сенсационного заявления не будет.
Стельмах заявил, что решил остаться на своем посту. «Я не пойду на постоянной основе работать в Верховную Раду ни при каких обстоятельствах», — сказал он, одновременно заверив журналистов, что вопрос его возможной отставки с президентом не обсуждался. Смеем предположить, что здесь глава НБУ грешил против истины, хотя настаивать ни на чем не будем.
Мы не случайно акцентируем внимание на всех этих моментах. На наш взгляд, в пылу пред- и послевыборных перипетий, из поля зрения СМИ ускользнул чрезвычайно важный факт, отдаляющий Украину от цивилизованных демократий и уравнивающий ее с банановыми республиками. Участники формирующейся коалиции, по-видимому, настолько гордятся действительно отрадным фактом официальной публикации соглашения о распределении должностей между ними, что не удосужились соблюсти хотя бы внешние приличия, не предавая огласке факт дележа ими должностей в регуляторных органах.
Присутствие в этом списке Национального банка — верх цинизма, до которого даже преступный режим Кучмы при дележе государственных постов докатился всего один раз, уже однажды вынудив уйти с должности главы НБУ Владимира Стельмаха. Чем был создан, кстати, один из действительно опаснейших прецедентов, который как раз сейчас и икается обществу.
Да, многие банкиры в частных беседах жалуются на излишний консерватизм и даже некоторую бюрократическую заскорузлость своего регулятора, пеняя за это его нынешнему председателю, и в сердцах восклицают: «Уж лучше бы пришел какой-то деляга, было бы легче решать проблемы». Но дело ведь, акцентируем в очередной раз внимание читателей, в принципе разделения властей, нарушение которого чревато очень печальными и далеко идущими последствиями…
Возвращаясь же к пресс-конференции Владимира Стельмаха, отметим лишь некоторые моменты (более подробно с позицией Национального банка по ключевым макроэкономическим вопросам читатели ознакомятся в статье первого зампреда Нацбанка Анатолия Шаповалова).
Помимо попытки провести разъяснительную работу и обосновать на фоне значительно усилившейся инфляции достаточно нейтральную политику НБУ, вторым побудительным мотивом для общения Владимира Стельмаха с прессой была, пожалуй, необходимость заранее предупредить о намерении укреплять курс гривни к доллару.
По ходу пресс-конференции Стельмах несколько раз повторил тезис о наличии «экономических оснований для укрепления курса (гривни)» и заявил, что «если есть экономические основания для укрепления валюты, то я должен ее провести. Она и сама укрепится, если мы уйдем с рынка».
Также глава Нацбанка неоднократно подчеркнул, что в укреплении курса в первую очередь заинтересованы субъекты экономики, привлекающие кредиты в инвалюте за рубежом, а также физлица, имеющие кредитные обязательства в валюте. «С точки зрения населения, необходимо укрепление курса гривни» — этот и другие похожие тезисы председатель НБУ использовал добрый десяток раз. И как бы мимоходом предупредил, что «в один прекрасный день, когда нам предложат купить валюту по 5,0 грн./долл., мы будем покупать по 4,9 грн./долл.».
«Оптимальный курс должен учитывать реакцию экономики. Мы бы хотели прийти к свободно плавающему обменному курсу», — отметил Стельмах. С одной оговоркой — либерализация, которую необходимо провести, содержит немало рисков, как, например, спекулятивные атаки крупных мировых фондов.
Чтобы либерализировать валютный рынок, Нацбанк сначала уменьшит свое присутствие на нем. Когда это произойдет, сообщено не было — Стельмах только упомянул, что это станет возможным лишь после принятия соответствующего закона. Кроме того, скорость либерализации валютного рынка будет предопределяться темпами развития отечественных финансовых рынков и зависеть от эффективности реформ в корпоративном секторе. Произойдет сие уж точно не завтра. А вот к большей изменчивости курса доллара (хотя пока, скорее всего, незначительной) украинцам, как и прогнозировало «ЗН», придется привыкать уже в недалеком будущем.