От редакции: Таможня генерирует треть доходов госбюджета и почти сопоставимые по объемам коррупционные потоки. Борьба со злоупотреблениями на таможне - приоритет каждого правительства, впрочем, похвастаться реальными достижениями пока никто не может. Любые попытки принципиально изменить работу службы систематически наталкиваются на сопротивление тех, кто заинтересован в сохранении существующего статус-кво. И как только Минфин представил очередной вариант реформирования таможни, депутатский корпус сразу же напророчил разбалансирование системы, социальные проблемы и бюджетные потери. Редакция предоставляет возможность Министерству финансов объяснить суть и необходимость радикальных трансформаций на таможне.
В прошлом году Минфин взял курс на перезагрузку таможенной системы Украины. Реализовано уже много инициатив: автоматическое распределение деклараций, мобильные группы с центром нацеливания, единое окно и т.п. Эти меры стали первыми шагами, приблизившими нас к конечной цели реформы - превращению государственного забюрократизированного органа в эффективную, качественную и прозрачную сервисную службу. Но это были только точечные изменения, улучшившие ситуацию, но коренным образом не изменившие ее. Поэтому Министерство финансов переходит к системным действиям и комплексному изменению подходов в работе украинской таможни.
Недавно была утверждена концепция реформирования Государственной фискальной службы, которая является комплексным видением правительства и включает в себя 20 направлений реформирования таможни. При подготовке концепции были учтены рекомендации международного сообщества и украинских экспертов. Следует отметить, что концепция не является неким ноу-хау Минфина. Мы заложили в этот документ те вещи, которые реализованы в развитых странах и являются лучшей мировой практикой. На базе концепции мы начали разработку детального плана ее имплементации. С целью соблюдения баланса интересов к этому процессу будут привлечены представители ГФС, народные депутаты, представители бизнеса и общественности, а также экспертная среда.
Для эффективной реализации концепции правительство утвердило новую структуру таможни. С целью централизации функций будут ликвидированы юридические лица на областном уровне, и по факту из существующих 27 таможен останется одна межрегиональная таможня. Уже с 1 мая 2017 г. этот процесс будет запущен, и единая межрегиональная таможня будет функционировать на всей территории Украины уже до конца лета.
По статусу межрегиональная таможня будет территориальным органом Государственной фискальной службы. Начальника таможни и заместителей будет назначать глава ГФС согласно действующему законодательству о государственной службе (то есть на конкурсной основе). При этом количество профильных заместителей начальника таможни будет определено исходя из функциональной необходимости. На уровне области предполагается создать представительства центральной таможни с целью облегчить проведение административных процедур и осуществление надзора. А на городском и районном уровнях останутся таможенные посты с расширенными оперативными полномочиями, напрямую подчиненные центральной таможне.
На практике это будет выглядеть следующим образом: на центральном уровне будет аппарат таможни, в состав которого войдут департаменты, управления и отделы, которые будут непосредственно заниматься реализацией таможенного дела. Их функционал будет распространяться на всю территорию Украины. Вместе с тем в структуре аппарата таможни будут работать обособленные отделы, территориально находящиеся в областях. Подчиняться они будут по собственной вертикали - руководителю профильного департамента в аппарате центральной таможни.
Кроме того, обеспечивать организацию деятельности областных отделов будет руководитель представительства межрегиональной таможни в той или иной области. Его функция будет заключаться в надзоре за деятельностью таможенных постов, находящихся в соответствующей области. Представительство также получит возможность принимать участие в таможенном оформлении. Например, если возникает сложный вопрос классификации, то таможенный пост может обратиться в отдел номенклатуры или отдел классификации таможни, представитель которого есть в области, и получить решение.
Важно, что все действующие сегодня таможенные посты остаются работать и в новой структуре межрегиональной таможни. Поэтому бизнес не ощутит какого-либо дискомфорта или кардинальных изменений, ведь по-прежнему будет подавать декларацию, которая автоматически будет распределена между работниками соответствующего таможенного поста. Более того, оперативные полномочия таможенного поста будут расширены, то есть они смогут принимать решение самостоятельно, без участия областной администрации таможни, что ускорит время осуществления таможенных формальностей. Например, зачем подключать областной уровень для определения места проведения таможенного контроля железнодорожного транспорта для обеспечения соблюдения расписания его движения или для определения очередности таможенного оформления судов зарубежного плавания?
Для обеспечения непрерывности процессов таможенного оформления работники таможенных постов будут переведены в состав таможенных постов новосоздаваемой таможни без каких-либо конкурсов на равнозначные должности.
В чем основные преимущества новой структуры? Это функциональная таможенная вертикаль, единые стандарты выполнения четко определенных функций, увеличение численности оперативного персонала за счет оптимизации административного, а также повышение ответственности администрации таможни за действия таможенных постов. И главное, новая система подчинения в деятельности таможни значительно снизит коррупционные риски. Создается впечатление, что именно поэтому новая структура таможни подвергается значительной критике со стороны определенного круга лиц, мол, службу развалят, новая структура не будет работать и пр. Ведь будут разрушены предпосылки для возможных коррупционных связей на местах, поскольку начальник таможенного поста будет подчиняться напрямую Киеву, а не начальнику областной таможни. Это позволит проводить единую таможенную политику на всей территории государства, а практика ручного управления на областном уровне будет прекращена.
Вместе с тем на центральном уровне в аппарате таможни будет восстановлена деятельность аналитического и мониторингового центров, которые обеспечат круглосуточный контроль за действиями работников таможни в ходе процессов таможенного контроля и оформления. Функционирование таких центров будет способствовать соблюдению руководителями таможенных постов и другими работниками требований законодательства и создаст условия для оперативного выявления и реагирования на попытки перемещения товаров с нарушением законодательства.
Таким образом, контроль будет осуществляться на трех уровнях: город/район (таможенный пост), область (департамент) и Киев (аналитический и мониторинговый центры). Однако будет и четвертый - Министерство финансов, где также будет создан центр для работы с таможенной информацией.
И самое главное - успех реформы таможни будет зависеть от желания и готовности самих таможенников к изменениям. Безусловно, мы будем мотивировать работников достойной заработной платой, а также возможностью получать надбавки за добросовестное выполнение своих функций. Вместе с тем надеемся на заинтересованность персонала привести украинскую таможню к европейским стандартам безопасности таможенной границы, обеспечения надлежащего контроля над движением товаров, благоприятным условиям для инвестиций и увеличения товарооборота через таможенную границу Украины.