Сегодня финансовая система Украины переживает один из самых масштабных кризисов за время независимости. Существенно пошатнулись основы, на которых она возведена. На поверхность всплыли все накопленные за прошлые годы хронические проблемы: отсутствие четкого взаимодействия между государством и рынком и населением, кризис доверия граждан к финансовым учреждениям. Обострились проблемы менеджмента и надзора, следствием чего стала неспособность финансовых учреждений рассчитываться по своим обязательствам.
Так исторически сложилось, что существующая в Украине модель функционирования финансового сектора является банкоцентричной. То есть банковская система является доминирующей среди других сегментов сектора, и какие-либо нестабильные явления в экономике (как и ее системные "грехи"), прежде всего, сказываются на ней.
В результате 38 банков находятся в состоянии ликвидации, в 50 учреждениях введена временная администрация. Объем депозитов в иностранной валюте на протяжении 2014 г. уменьшился на 36,9% и составляет 19,4 млрд долл. (в национальной валюте - еще на 15,4%), в январе-феврале 2015-го показатель снизился уже до 18 млрд долл.
Что в этих условиях делают Нацбанк и правительство? То, что и раньше, - "тушат пожары", и прежде всего административными методами. Хотя о том, что наша финансовая система нестабильна и действовать надо на упреждение, немало говорилось и раньше.
Прежде всего, сегодня следует определить три глобальные проблемы рынка:
1) отстраненность участников финансовых рынков от стимулирования развития экономики, их ориентированность на получение быстрой прибыли;
2) недостаток доверия населения к финансовым учреждениям;
3) отсутствие эффективного заемщика и наличие "токсических" активов.
То есть сегодня практически отсутствуют реальные внутренние источники для восстановления экономики. Объем кредитов снизился в 2014 г. на 53,8 млрд грн и 8,57 млрд долл., а за два месяца 2015-го - еще на 10 млрд грн и
1,2 млрд долл. Экономика продолжает падение, количество эффективных заемщиков в подобных условиях не может увеличиваться. На этом фоне финансовый рынок уже переориентировался на более легкие пути получения прибыли - спекулятивные.
Возникает вопрос, что делать сейчас и можно ли предотвратить подобные ситуации в будущем. Ответ - в развитии эффективной системы надзора за деятельностью финансовых учреждений и переориентации работы банковской системы на реальный сектор экономики. Отсюда возникает потребность в немедленном оздоровлении банков, улучшении качества государственного регулирования, повышении доверия к финансовым учреждениям.
Рецепты
Алгоритм действий Национального банка и правительства в нынешних обстоятельствах должен базироваться на трех направлениях:
1) стабилизации валютного рынка, снижении и удержании уровня инфляции на приемлемом для развития экономики уровне (не более 10%);
2) стабилизации работы финансового сектора, восстановлении доверия населения к институтам финансового рынка;
3) формировании эффективной системы перераспределения ресурсов с приоритетным их направлением на реализацию проектов экономического развития.
Финансовый рынок сейчас в ожидании новой экономической и финансовой политики, которая должна стабилизировать денежную единицу и дать толчок к экономическому росту. В краткосрочной перспективе, как ни банально это звучит, приоритетными представляются ограничительные меры административного характера, направленные на недопущение спекулятивных колебаний валютного курса. Но механизм сдерживания от Нацбанка, проявляющийся в появлении "отложенного спроса" на иностранную валюту, довольно рискован. В среднесрочной перспективе на первый план должно выходить применение мер экономического характера: учетная ставка, операции на открытом рынке, регулирование ликвидности банков и т.п.
Стабилизировать институты финансового рынка можно с помощью пяти основных шагов.
Первый - осуществление постоянного мониторинга деятельности финансовых учреждений со стороны регуляторов для обеспечения своевременного выявления проблемных вопросов в текущей работе и своевременного реагирования на угрозы. Необходима также комплексная диагностика активов, прежде всего банковских. Поэтому заложенная в Меморандуме об экономической и финансовой политике с МВФ позиция о проведении пруденционной проверки в течение 2015 г. крупных банков и до апреля 2016-го - остальных банков является правильной и приведет к очищению банковской системы.
Второй шаг - санация или же ликвидация неплатежеспособных финучреждений. Их количество, по отдельным оценкам, может сократиться на 50–70%. Но здесь возникает логичный вопрос: где взять средства для выплат физическим лицам, ведь бюджет Фонда гарантирования вкладов физических лиц не резиновый? Основные пути - это кредиты Нацбанка или поддержка со стороны Кабмина. Но откуда правительство возьмет финансирование - увеличивая государственный долг, выпуская облигации внутреннего государственного займа? И что будет с юридическими и физическими лицами-предпринимателями, на которых не распространяется действие системы гарантирования вкладов? Как вариант, пересмотреть механизм отнесения банков к категории неплатежеспособных, как это предложено законопроектом №2449, и обеспечивать поддержку таких банков со стороны Нацбанка с четким контролем над выданными средствами рефинансирования.
На этом пути необходимо также урегулировать вопрос продажи (передачи) проблемных активов, что потребует формирования законодательной базы деятельности учреждений, основной функцией которых будет работа с проблемными активами. Следует также решить вопрос реструктуризации кредитов.
Третий - оздоровление финансовой системы, которого можно достичь благодаря государственной поддержке, а также поддержке со стороны владельцев, внедрение механизмов конвертации депозитов в акции банков. Важно и развитие системы корпоративного управления, раскрытие информации о конечных собственниках финансовых учреждений и внедрение жесткой системы надзора за кредитованием банками связанных лиц, практическое введение ответственности за доведение банков до банкротства, упрощение процедур слияния и присоединения финансовых учреждений и т.п.
Четвертый шаг - это стабилизация, которая требует обеспечения функционирования системы эффективного надзора, направленного на предупреждение возникновения угроз, усиление системы защиты прав инвесторов и потребителей. На страховом и фондовом рынках следует с нуля формировать соответствующие схемы защиты физлиц, для чего необходимо внедрить соответствующую законодательную базу.
Наконец, пятый шаг - эффективность. Его реализация должна сосредоточиваться наповышении уровня грамотности населения, на диверсификации рисков, в частности, путем создания пулов финансовых учреждений для обеспечения солидарного распределения крупных рисков при осуществлении отдельных видов деятельности, совместного финансирования масштабных проектов, введения систем управления рисками и гарантий для обеспечения гарантированных расчетов на фондовом рынке, эффективности работы менеджмента.
Восстановление доверия населения к банковской системе, что проявится в росте объемов его депозитов, возможно только при условии замедления падения экономики и роста благосостояния украинцев. Поэтому на этом этапе особенно важна государственная поддержка развития финансового сектора. Она должна быть сосредоточена на переориентации его ресурсов для стимулирования развития экономики и на поддержке банков через механизмы рефинансирования с четким контролем использования предоставленных средств, в отдельных случаях - с участием государства в капиталах банков. Одним из действенных инструментов может стать государственный банк развития, через который можно направить потоки государственных средств для поддержки приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, обеспечить доступ субъектов хозяйствования к долгосрочным кредитным ресурсам, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие экспортного потенциала.
Залог стабильного развития финансовой системы Украины - это развитие реального сектора экономики, и наоборот. Но все это должно базироваться на едином видении конечной цели ответственными органами и на внедрении Нацбанком и правительством комплексных мер, направленных на стабилизацию финансового сектора, и реального плана действий для выхода экономики из кризиса.