В последнее время много говорят о «промышленном безвизе» между Украиной и Европейским Союзом. Звучит очень хорошо, но совсем непонятно. Так что попробуем разобраться, что это такое, какие последствия будет иметь создание «промышленного безвиза» для экономики нашей страны и на какой стадии подготовки Украина находится сейчас.
«Промышленный безвиз» — это не официальный термин, а общественно привлекательное название Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (Agreement on Conformity Assessment and Acceptance of industrial products, ACAA), возможность подписания которого предусмотрена Соглашением об ассоциации с ЕС.
АСАА относится к категории соглашений о взаимном признании оценок соответствия регламентам. Такие соглашения означают, что страны взаимно признают результаты работы органов по оценке соответствия, то есть сертификатов, выдаваемых этими органами. Обычно соглашения о взаимном признании оценок соответствия подписывают развитые страны, в которых уровень доверия к таким органам очень высок. Например, у ЕС есть соглашение о взаимном признании оценок соответствия с США.
Однако АСАА — это особый вид соглашений о взаимном признании, потому что он базируется на предварительной гармонизации системы технического регулирования страны — партнера ЕС с системой, действующей в ЕС, в сферах, на которые будет распространяться соглашение. Это обеспечивает более надежную основу для решения ЕС о взаимном признании оценок соответствия, потому что фактически страна-партнер применяет те же нормы и процедуры, что и страны — члены ЕС. И это расширяет потенциально круг подписантов таких соглашений. На протяжении последних десятилетий ЕС предложил подписать АСАА многим странам-партнерам, имеющим преференциальный доступ на рынок ЕС. Но пока фактически было подписано лишь одно такое соглашение — с Израилем в 2013 году.
Таким образом, Украина может стать второй страной, с которой ЕС заключит АСАА, и одной из очень немногих стран мира, с которыми у ЕС есть соглашения о взаимном признании оценок соответствия. По состоянию на конец 2020 года ЕС подписал такие соглашения с семью странами: кроме уже упомянутых США и Израиля, это Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и Швейцария.
Что будет означать подписание АСАА, или же получение «промышленного безвиза», для Украины? Формально это приведет к признанию сертификатов, выданных нотифицированными органами по оценке соответствия Украины, в странах ЕС, а сертификатов, выданных нотифицированными органами ЕС, — в Украине. Таким образом, если украинский производитель промышленной продукции захочет экспортировать свой товар в ЕС, и для этого понадобится сертификат, то ему не надо будет обращаться в орган по оценке соответствия в ЕС, достаточно будет сертификата, полученного в Украине. Аналогично и импортеру не потребуется дополнительный украинский сертификат — достаточно того, что оценку соответствия провели соответствующие европейские институты. Таким образом, «промышленный безвиз» удешевляет экспорт и импорт товаров, требующих оценки безопасности со стороны органов по оценке соответствия, то есть независимого оценщика.
Это, безусловно, положительная новость, но не надо ее переоценивать, потому что далеко не всем товарам требуется такая независимая оценка.
Во-первых, АСАА будет касаться лишь промышленных товаров, на которые распространяется действие технических регламентов. В приложении ІІІ соглашения указаны 27 сфер (например, электромагнитная совместимость оборудования; оборудование, работающее под давлением; игрушки и т.п.), относительно которых Украина обязалась гармонизировать технические регламенты с нормами ЕС. Например, директива REACH, касающаяся химической продукции, не вошла в текущие обязательства по гармонизации, а следовательно, об АСАА в этой сфере пока речь не идет. На самом деле Украина гармонизирует и остальные технические регламенты с нормами ЕС, так что потенциально АСАА когда-то может охватить и их, но говорить об этом сейчас слишком рано.
Более того, из этих 27 сфер в «первый раунд» попали лишь три — машины, электромагнитная совместимость оборудования и низковольтное электрическое оборудование. Хотя по охвату текущих торговых потоков это не так уж и мало. По оценкам Института экономических исследований и политических консультаций, в 2019 году на эти три сферы приходилось 12% украинского экспорта в ЕС и 20% импорта из ЕС.
Во-вторых, даже если какой-то товар подпадает под действие технического регламента, входящего в «первый раунд» АСАА, это не означает, что для экспорта или импорта этого товара надо будет получить оценку соответствия от независимого органа по оценке (это именно та процедура, которую упрощает «промышленный безвиз»). Потому что ключевой документ, сопровождающий товар, — это декларация соответствия, которую заполняет производитель или поставщик, отвечающий за вывод продукции в обращение на рынке определенной страны. Для товаров, имеющих низкую степень риска, учитывая требования безопасности, зафиксированные в технических регламентах, внешняя оценка соответствия не является необходимой. Достаточно внутренней оценки самого производителя и технических документов, которые он заполняет самостоятельно. А значит, для товаров с низкой степенью риска «промышленный безвиз» не нужен. Для упрощения торговли этими товарами с ЕС необходимым условием была гармонизация технических регламентов и принятие соответствующих гармонизированных стандартов, что уже было сделано.
Вместе с тем «промышленный безвиз» будет касаться более опасных, а значит, вероятно, технически более сложных товаров. Поэтому можно сказать, что АСАА создаст благоприятные условия торговли именно более технологичным оборудованием.
Другое важное преимущество АСАА — имиджевое. Как уже отмечалось, лишь небольшой круг стран мира пользуются преимуществами соглашений о взаимном признании. Вхождение Украины в этот круг будет свидетельствовать как о высоком доверии к системе надзора за безопасностью товаров, идентичной системе ЕС, так и о признанной способности украинской промышленности производить согласно этой требовательной системе. Это облегчит доступ на рынки других стран мира.
Предпосылкой подписания АСАА является полное согласование законодательства и процедур в сферах, охватываемых соглашением. Это включает технические регламенты и стандарты, вопрос метрологии, аккредитации, оценки соответствия и рыночного надзора. Необходимо обеспечить идентичность как «горизонтального» законодательства, касающегося всех непищевых товаров, так и «вертикального» законодательства, которое устанавливает специфические требования безопасности для определенной сферы (так называемые технические регламенты). Надо обеспечить перенесение в украинское нормативное поле гармонизированных стандартов, соблюдение которых предоставляет презумпцию соответствия техническим регламентам. Нужно обеспечить эффективную работу системы аккредитации органов по оценке соответствия, работу собственно этих органов и органов рыночного надзора, имеющих ключевую надзорную функцию.
В Украине сделано уже очень много для получения «промышленного безвиза» как в сфере законодательства, так и в области его внедрения. И сейчас страна подошла к черте, когда наш задел начали тщательно изучать эксперты ЕС. Осенью 2020 года в Украине стартовала работа технической миссии ЕС по оценке соответствия украинского законодательства таким же нормам ЕС. Можно ожидать, что эта работа завершится к февралю 2021-го. Эта миссия работает онлайн, но в дальнейшем на протяжении текущего года состоятся визиты экспертов для оценки имплементации законодательства, то есть фактической работы всей инфраструктуры.
По результатам работы экспертов будут подготовлены отчеты, которые либо подтвердят полное соответствие систем, либо укажут, что еще надо сделать для достижения этого соответствия. Здесь скорость прогресса снова будет зависеть от Украины, а именно: насколько быстро можно будет выполнить полученные рекомендации. И только после того, как будет получено положительное заключение официальной миссии ЕС, что украинская система технического регулирования в сферах, которые должны охватить АСАА, идентична системе ЕС, начнется процесс переговоров об АСАА. Напомню, сейчас запланированы три сферы — машины, электромагнитная совместимость оборудования и низковольтное электрическое оборудование, но в принципе можно сосредоточиться и на одной сфере, потому что АСАА подписывается лишь один раз как рамочное соглашение, а потом в него постепенно добавляют новые сферы.
Сейчас украинские политики заявляют о цели подписания АСАА на протяжении следующих двух лет, то есть где-то в конце 2022-го — начале 2023-го. Это амбициозно, но потенциально возможно, если рекомендации экспертов ЕС будут получены быстро и так же быстро и полностью выполнены. Это потребует очень серьезной и скоординированной работы украинской и европейской команд. Но долгосрочные выгоды, которые получит страна, стоят этих усилий.
Статья подготовлена в рамках проекта «Понимание Соглашений об ассоциации между ЕС и Украиной, Молдовой и Грузией», реализуемого консорциумом, в состав которого входят Центр европейских политических исследований (Брюссель), Институт экономических исследований и политических консультаций (Киев), «Реформатикс» (Тбилиси) и « Эксперт-Групп» (Кишинев) при финансовой поддержке правительства Швеции.