— Я надеюсь, что Украине все-таки удастся решить важнейшие экономические проблемы. Это потребует, во-первых, установления правильного диагноза и, во-вторых, отталкиваясь от этого диагноза, применения правильной терапии, то есть правильной экономической стратегии.
Из материалов, с которыми мне удалось ознакомиться, я понял, что в диагнозах, то есть в определении главных экономических проблем, у Украины недостатка нет. Наблюдая извне, я хотел бы прежде всего обратить внимание на проблему проциклической фискальной политики, имевшей место еще до кризиса. Такая фискальная политика привела к обострению экономического кризиса, поскольку Украина, как и отдельные страны Европы, например Испания, отличалась довольно специфическим экономическим бумом до того, как разразился кризис. Поэтому первая важнейшая часть терапии должна быть направлена на консолидацию государственных финансов и снижение отношения государственных расходов к ВВП.
Проанализировав экономические показатели Украины, можно увидеть, что отношение государственных расходов к ВВП довольно высокое. Такое же высокое, как, скажем, в Польше. Я, кстати, постоянно призываю поляков изменить эту ситуацию. Почему это важно? Хотя бы потому, что все экономические «тигры», то есть страны, экономики которых росли быстрыми темпами в течение последних 30—
40 лет, характеризуются низким отношением государственных расходов к ВВП. В случае азиатских «тигров» это соотношение равно примерно 20%. Кроме того, я не могу назвать ни одной страны, экономика которой росла бы быстро и продолжительное время и вместе с тем имела бы такую же фискальную нагрузку, как Украина (или Польша). Поэтому рекомендовал бы сконцентрироваться на реформах, которые бы уменьшили отношение государственных расходов к ВВП на длительный период.
Еще одна проблема, которая в последнее время занимает важное место в дискуссиях в специализированной литературе и отчетах, касающихся Украины, — это условия ведения частного бизнеса. Существует много формальных и неформальных барьеров, уменьшающих склонность среднего предпринимателя инвестировать в официальную экономику. В свою очередь, это приводит к доминированию в экономической структуре Украины крупных инвесторов и крупных финансовых групп. Но в здоровой экономике обычно большой является доля мелких и средних предприятий. Это зависит от среды, созданной государством. Я считаю, что многие реформы, касающиеся политической системы и организации государственного аппарата, могли бы улучшить условия для частных инвестиций.
И в завершение. Банковский сектор, являющийся ключевым элементом любой рыночной экономики, должен оздоровиться. Это касается прежде всего улучшения среды, в которой работают основные банки.
Так что, по моему мнению, вывод следующий: если посмотреть на рекомендации МВФ, других межгосударственных экономических структур и независимых экспертов, то можно увидеть, что в интересах Украины установить, во-первых, правильный диагноз экономических проблем страны, во-вторых, сформулировать соответствующую экономическую стратегию. Чтобы иметь подобную стратегию, украинцам нужна политическая стабильность. И необходимо реформаторское правительство.
Итоговая задача — координация действий элит Украины вокруг экономической стратегии, которая будет носить конструктивный характер для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей развития. Со своей стороны, мы в Польше, включая меня лично, очень заинтересованы в вашем успехе, ведь понимаем, насколько решающим является значение Украины прежде всего для самих украинцев, а потом — и для всей Европы. Итак, я считаю, что на элиты в Украине возложена важная ответственность, касающаяся не только украинского народа, но и Европы в целом: выработать правильный диагноз и правильную стратегию. Но хочу отметить, что никто не может заменить украинцев в этой работе. Это — задача исключительно для украинских элит, а также для всего украинского общества.
Комментарий для «ЗН» подготовлен
Институтом мировой политики