Приоритетные направления патентования в Украине относятся к базовым и экспортоориентированным отраслям экономики третьего и четвертого технологических укладов, в отличие от общемировой тенденции приоритетного патентования отраслей пятого технологического уклада.
Эта тенденция в будущем неизбежно приведет к еще большему отставанию Украины от ведущих стран мира и окончательной утрате возможности изменить экономическую ситуацию в стране.
Между развитыми и развивающимися странами, а также между регионами сохраняется разрыв с точки зрения владения активами промышленной собственности и их использования. Прежде всего это касается подач заявок на патент на изобретение. Данные свидетельствуют о чрезвычайно высокой активности патентования в азиатских странах, удельный вес которых увеличился за десять лет с 40,7 до 65,1%, а ежегодный прирост подач заявок составил 8,3%.
Стремительный взлет Китая и Республики Корея также подтверждается данными в мировых рейтингах патентования. Так, в период с 1985-го по 2017 г. количество подач заявок в офис Китая увеличилось более чем в 160 раз, Республики Корея - почти в 20, тогда как в офис США - в 5,3, Европейский патентный офис - в 4,5, офис Японии - в 1,06 раза.
Но несмотря на то, что разрыв между странами по владению активами промышленной собственности и их использованию растет, потенциал активности украинских изобретателей пока позволяет Украине сохранять достаточно высокие глобальные рейтинговые позиции по обобщенному индикатору активности относительно подач заявок на объекты промышленной собственности по странам происхождения.
Согласно данным ежегодных докладов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) "Мировые индикаторы в сфере интеллектуальной собственности", Украина входит в группу стран-лидеров по обобщенным индикаторам активности относительно подач заявок на объекты промышленной собственности по странам происхождения в 2014-м и 2017 г. Наша страна в 2017-м заняла 27-е место по количеству подач заявок на патент на изобретение. При этом четко прослеживается значительное расслоение между странами первой пятерки, в которых количество подач заявок исчисляется сотнями тысяч, следующими 12, где этот показатель составляет десятки тысяч, и еще десятью странами, среди которых и Украина, - для них количество подач в год равно 4–9,7 тыс. И хотя несколько худшие позиции Украина занимает по показателю подач заявок на изобретение по международной процедуре - только 40-е место, но при этом имеет высокие позиции в рейтингах по количеству подач заявок на патент на промышленные образцы. А по подачам заявок на патент на полезную модель Украина вообще четвертая в топ-20 офисов.
Как видим, приоритеты патентования в Украине по международной патентной классификации не отвечают национальным интересам по ускоренному развитию отраслей пятого и шестого технологических укладов. Органы власти утратили координирующую роль в определении и обеспечении приоритетов в сфере охраны промышленной собственности по активизации изобретательской деятельности по направлениям развития отраслей промышленности Украины пятого и шестого технологических укладов.
По опыту инновационно успешных стран известно, что в большинстве из них определены так называемые критические технологии, развитию и внедрению которых оказывается содействие через механизмы стимулирования, прежде всего финансовые и налоговые. Создаются эффективные инструменты для прогнозирования технологических изменений.
Такие подходы используют во многих странах прежде всего для выработки долгосрочного видения развития промышленности, науки и техники как основных составляющих экономики. На основе технологического прогнозирования осуществляется систематический процесс "идентификации" ключевых будущих технологий с целью формирования наиболее эффективной научно-технической политики и планирования ее развития. На национальном уровне на технологическое прогнозирование возлагается функция, которую связывают с созданием общей модели общества, к которой желательно прийти. В Украине все иначе. Такое положение дел вызвано потерей государством стимулирующих и координирующих рычагов для фокусирования патентной активности национальных изобретателей на приоритетных направлениях инновационной деятельности.
Вместе с тем отсутствуют признаки координирующей и стимулирующей роли государства в активизации патентования по среднесрочным приоритетным направлениям инновационной деятельности согласно Закону Украины "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине", определяющему следующие стратегические направления:
- освоение новых технологий транспортировки энергии, внедрение энергоэффективных, ресурсосберегающих технологий, освоение альтернативных источников энергии;
- освоение новых технологий высокотехнологического развития транспортной системы, ракетно-космической отрасли, авиа- и судостроения, вооружения и военной техники;
- освоение новых технологий производства материалов, их обработки и сочетания, создание индустрии наноматериалов и нанотехнологий;
- технологическое обновление и развитие агропромышленного комплекса;
- внедрение новых технологий и оборудования для качественного медицинского обслуживания, лечения, фармацевтики;
- широкое применение технологий более чистого производства и охраны окружающей природной среды;
- развитие современных информационных, коммуникационных технологий, робототехники.
В ближайшие годы одним из перспективных путей роста национальной экономики должно стать определение приоритетных отраслей промышленности в соответствии с перечнем указанных стратегических технологий, на которых следует сконцентрировать ограниченные организационные, финансовые, научные и производственные возможности страны. При этом следует учитывать, что работа по технологическому прогнозированию связана с поиском тех сфер деятельности, в которых у Украины есть хорошие предпосылки выхода на мировые рынки, а также с предоставлением необходимых организационного, научного, финансового и других видов обеспечения. Одной из таких мало распространенных мер в Украине должна стать поддержка изобретательства в обеспечении охраны прав на объекты права промышленной собственности.
На современном этапе развития человечества признается доминирование пятого технологического уклада. Его ядром являются электроника, вычислительная и оптоэлектронная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги.
Сейчас формируется система воспроизведения нового шестого технологического уклада. Его ядро - наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, оптические наноматериалы, наногетерогенные системы, нанобиотехнологии и т.д. Именно они будут определять глобальное экономическое развитие в ближайшие два-три десятилетия. Основными отраслями шестого уклада остаются ведущие сектора пятого уклада, в частности, электротехнический, авиационный, ракетно-космический, атомный, а также приборостроение, станкостроение, образование, связь, информационно-коммуникационный сектор, фармацевтика, семеноводство и т.п.
Новый уклад развивается, несмотря на кризисные явления в мировой экономике. Нано-, био-, информационно-коммуникационные технологии трансформируют промышленность, увеличивая эффективность, снижая материало- и энергоемкость производства от трех до пяти и даже до десяти раз в ряде отраслей. Качественный скачок произойдет через 5–7 лет после завершения структурной перестройки ведущих экономик мира.
В Украине доминирует воспроизведение производства третьего технологического уклада. Соответственно, почти 95% отечественной продукции относятся к производствам третьего и четвертого технологических укладов. Рост ВВП за счет внедрения новых технологий в Украине оценивается всего в 0,7–1%.
Период замещения технологических укладов создает для отстающих, таких как Украина, стран окно возможностей для рывка. Именно таким образом осуществлялись прорывы в прошлом веке: Япония и Западная Европа были восстановлены на основе четвертого технологического уклада, быстрый рост которого вывел их в мировые лидеры.
Опережающее освоение ключевого фактора и формирование ядра нового технологического уклада могут стимулировать Украину к структурной перестройке экономики и обеспечению ее устойчивости.
Реализация этого предусматривает определение приоритетов технологического развития с использованием методологии технологического прогнозирования, научно-технологического прогнозирования, а также нормативно-законодательного совершенствования; сравнительный анализ патентной активности по классам отечественных изобретателей и изобретателей ведущих стран мира с целью выявления классов патентования, по которым нужно внедрить стимулирующие методы государственного регулирования охраны прав.
Так, по данным ВОИС, в 2017 г. наибольшее количество опубликованных заявок на договоры о патентной кооперации (РСТ) относилось к областям компьютерной техники (19 тыс.), цифровой связи (18 тыс.), электрических машин (15 тыс.) и медицинской техники (15 тыс.). На долю этих четырех ведущих сфер техники приходилась почти треть всех опубликованных в 2017 г. заявок РСТ (30,3%). Увеличение количества поданных заявок PCT по сравнению с 2016 г. было отмечено в 30 из 35 областей техники, причем в сферах управления (16,7%), тепловых процессов и оборудования (14,9), транспорта (11,8), компьютерной техники (11,4) и другого специализированного оборудования (11,4%) темпы роста измерялись двузначными показателями.
В отличие от группировки статистических данных ВОИС по распределению количества поданных заявок по процедуре РСТ в разрезе основных технических направлений, национальные статистические ведомства публикуют данные о таком распределении в зависимости от статуса резидентства и в целом.
Так, распределение общего количества поданных в Украине заявок на изобретения по основным техническим направлениям свидетельствует о том, что почти 11% классифицированных заявок относятся к направлению "Лекарственные препараты", 6,4 - "Другие специальные машины", 5,35 - "Органическая тонкая химия", 4,9% - к направлению "Химическое сырье".
То есть национальные и иностранные заявители оставляют без внимания патентование в Украине изобретений, связанных с цифровизацией экономики (на раздел "Электротехника", который можно отнести к цифровизации, в 2018 г. приходится лишь 5,4%).
* * *
Пора признать, что государственные органы утратили как управляющую, так и координирующую роль в обеспечении приоритетов в области охраны промышленной собственности относительно активизации изобретательской деятельности по направлениям развития отраслей промышленности Украины пятого и шестого технологических укладов.
Совершенствование государственного регулирования в сфере патентной активности отечественных изобретателей должно стать составляющей политики структурной перестройки промышленности. Среди наиболее важных мер следует отметить:
- формирование механизмов государственной поддержки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и стратегических технологий национального, регионального и отраслевого значения;
- повышение эффективности функционирования государственного сектора науки и высоких технологий, развитие направлений негосударственного сектора науки и высоких технологий, нацеленных на решение важнейших социально-экономических и оборонных задач страны;
- совершенствование финансирования государственного сектора науки и высоких технологий преимущественно путем расширения масштабов перехода на конкурсной основе к адресному финансированию научных исследований и экспериментальных разработок, осуществляемых государственными научными учреждениями по стратегическим направлениям инновационного развития;
- усиление роли ведущих научно-исследовательских организаций, отраслей промышленности и генеральных конструкторов стратегически значимых систем (образцов) гражданского, военного и двойного назначения, ответственных за формирование и проведение научно-технической политики при реализации закрепленных за ними направлений развития науки, технологий и техники;
- нормативно-правовое закрепление за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета;
- нормативно-правовое регулирование механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам или другим хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;
- стимулирование создания, правовой охраны (патентование), защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности;
- совершенствование патентной и лицензионной деятельности путем усиления координации взаимодействия органов исполнительной власти, ответственных за инновационную, промышленную, научно-техническую политику и политику охраны прав на объекты промышленной собственности;
- обеспечение стимулирования изобретательской деятельности и патентования на приоритетных направлениях (технологического обновления промышленности на основе пятого и шестого технологических укладов).