После пятнадцатимесячного ожидания это может показаться столь же неправдоподобным, как подснежники в декабре, однако… В будущий вторник совет директоров Международного валютного фонда рассмотрит наконец «украинский вопрос» и вынесет решение по поводу возобновления одобренной еще в 1998-м трехлетней программы расширенного финансирования для нашей страны. То, что этот вердикт будет положительным, никто, по существу, и не сомневается. Столь серьезный орган, как совет директоров, не привык омрачать свое существование отказами странам-заемщикам: если он уж собирается, то говорит непременно «да», оставляя неблагодарную роль «злого финансиста» функционерам рангом пониже. Тем же экспертам МВФ, к примеру.
Миссии МВФ приезжали, уезжали и снова приезжали. Сначала с ними работали чиновники из правительства Пустовойтенко; без малого год положило на утрясание проблем правительство Ющенко. Список предварительных условий то распухал до многих десятков, то скукоживался до нескольких позиций. Когда условий осталось всего три, наша сторона из кожи вон лезла, дабы хоть в новое тысячелетие войти с возобновленным кредитом.
Список предприятий, подлежащих в 2001 году приватизации, давно уже сверстан и отправлен в парламент. Бюджет с приемлемым, по методологии МВФ, дефицитом принят не только во втором чтении, но и в целом, и, говорят, уже в самое ближайшее время поступит от юристов Верховной Рады к юристам из администрации Президента. Многомесячный парламентский «страдалец» — закон о банках и банковской деятельности, о непринятие которого в свое время споткнулся не только эмвээфовский кредит расширенного финансирования, но и последний транш кредита Всемирного банка на перестройку финансового сектора, как из пушки прошел второе чтение…
Кроме того, к 19 декабря, когда в Вашингтоне состоится заседание совета директоров, у нас пойдут уже пятые сутки с момента закрытия Чернобыля. Как же не поощрить денежкой столь сознательного члена мирового сообщества, который к тому же и за прозрачность на энергорынке борется, сводный бюджет уже выполнил на 100% и такой экономический рост в нынешнем году демонстрирует, что местный министр экономики еле успевает корректировать прогнозы роста ВВП в сторону увеличения (последний, декабрьский улучшен до 5%)!
Конечно, украинская экономика не без странностей и очень не в себе. То есть, конечно же, не в рынке. Но т-с-сс! — нам необязательно об этом сообщать МВФ. О том, что стиснутая в жарких объятиях Нацбанка гривня никак не реагирует ни на экономический рост, ни на политические скандалы. Впору уж подносить зеркальце к ее губам — дышит ли, сердешная? Дышит…
Что сумасшедший, по отечественным меркам, экономический рост ВВП — на 5,3% за десять месяцев — обернулся реальным падением заработной платы за тот же период на 7,9%. Если так и дальше пойдет, то чем сильнее мы будем расти, тем более тощей и синей, как куры по рупь шестьдесят в застойные годы, будет становиться эта зарплатная составляющая ВВП. Пока не превратится в абсолютный ноль, сигнализирующий, что все живое и работающее в Отечестве дружно перешло на прокорм в теневую экономику.
Что год назад объявленная, начатая и благополучно забытая административная реформа на деле привела, как подсчитал любознательный директор департамента одного из экономических министерств, к увеличению документооборота в 7,5 раза против «застойных» пустовойтенковских времен. Цифра, естественно неофициальная, и я от нее непременно откажусь, поскольку не имею ни аудио-, ни видеокассеты на эту тему. Но любознательный руководитель правительственного секретариата мог бы мобилизовать своих подчиненных на получение более точной статистики. Как и на объяснение феномена под кодовым названием «над страной бумажный ветер веет». Впрочем, админреформа — это по ведомству не МВФ, а Всемирного банка. И, к счастью, масштабные переговоры с ним ожидаются лишь где-то в феврале. Естественно, если к тому времени наши кризисы не перешагнут дозволенных в мире приличий и позволят потенциальным кредиторам следовать лозунгу «Отделим экономику от политики!»
Пока следуют. Именно это обстоятельство позволяет быть уверенными, что 250-миллионный транш из Вашингтона мы все же получим. В отличие от России, в которой и политического кризиса нынче нет, но и кредита тоже нет.
Мы — это, конечно, громко сказано. Деньги получит Нацбанк с тем, чтобы направить… на погашение долгов перед международными финансовыми организациями, тем же МВФ. Таким образом будут рассрочены прежние долги, но не только.
Возобновление программы с МВФ открывает возможности для очень не богатой, но верной своим обязательствам страны а) получить — в случае выполнения прочих условий — 215 млн. долл. от ЕБРР на достройку компенсирующих ядерных мощностей; б) возобновить полномасштабное сотрудничество со Всемирным банком; в) получить новые заимствования от Евросоюза и других потенциальных кредиторов; г) вести переговоры с Парижским клубом (государств-кредиторов)…
Обычно здесь еще добавляют пункты об «улучшении инвестиционного климата» и «притоке в страну частных инвестиций», но я бы в нынешней политико-экономической ситуации оставила подобные заклинания за кадром. Приватизация Запорожского алюминиевого комбината вкупе с «кассетным» скандалом — лучшая гремучая смесь, дабы отвадить «инвестора разумного».
А насколько долговечным окажется наше с МВФ сотрудничество, выяснится уже через месяц- другой. Отойдут в прошлое наши «чернобыльско-закрывательские» заслуги, дотошные эксперты из Вашингтона вспомнят что-то из области обещаний по ликвидации свободных экономических зон или «наедут» на правительство по поводу того, что парламент так и не отменил 23-процентную «подсолнечную» пошлину. В общем, работа предстоит долгая и мучительная — операция «Кредитор» легкой никогда не бывает.