Накопительная пенсионная система — ключевая социально-экономическая реформа

07 апреля, 2017, 18:54 Распечатать Выпуск № 13, 8 апреля-14 апреля 2017г.
Отправить
Отправить

Возможно ли сделать жизнь на пенсии зажиточной? Осовременивание пенсий в рамках существующей пенсионной системы - это полноценная реформа или просто ее косметические изменения? Как обеспечить справедливое распределение пенсий в зависимости от возраста и размера зарплаты?

Накопительная  пенсионная система — ключевая социально-экономическая реформа
© pixabay.com

Возможно ли сделать жизнь на пенсии зажиточной? Осовременивание пенсий в рамках существующей пенсионной системы - это полноценная реформа или просто ее косметические изменения? Как обеспечить справедливое распределение пенсий в зависимости от возраста и размера зарплаты? Можно ли Украине уменьшить, а то и полностью отказаться от средств МВФ, и как заменителем этого ресурса может стать накопительная пенсионная система?

Эта система должна стать приоритетной для правительства и парламента, поскольку будет не просто очередным несистемным полушагом, а ключевой социально-экономической реформой Украины.

Сегодня пенсию ниже 2000 грн получают почти 9,5 млн человек - это 80% всех пенсионеров Украины. А если пенсия - единственный источник дохода, речь идет о нищете. При этом действующая сегодня пенсионная система является чрезвычайно деструктивным элементом общественных отношений, поскольку не обеспечивает справедливый размер пенсий в зависимости от стажа и размера заработной платы, в большинстве случаев уравнивая их размер.

Со временем, под давлением демографических тенденций в украинском обществе, ситуация будет ухудшаться. Уже сегодня каждый работающий содержит 1,1 пенсионера, а через 10–20 лет это соотношение достигнет показателя 1,3–1,5. Это означает, что работающая часть населения будет содержать все большее число пенсионеров. Следовательно, размер пенсии по солидарной системе будет составлять все меньшую и меньшую долю от того заработка, который был у человека, а ее размер будет близок к прожиточному минимуму для нетрудоспособных, то есть к минимальной пенсии (см. рис. 1).

Кроме того, сегодняшнее работающее поколение не является владельцем уплачиваемых взносов, а содержит за их счет нынешних пенсионеров. А значит, существует недостаточная мотивация работников и их работодателей к уплате единого социального взноса (ЕСВ) и легализации фонда оплаты труда, что тенизирует экономику и сокращает базу взимания ЕСВ и налогов. С учетом этого в украинском обществе уже давно сформировался мощный общественный запрос на коренные изменения в национальной пенсионной системе, которая в существующем виде не может в полной мере удовлетворить его потребности, а в долгосрочной перспективе вообще не сможет стать для пожилых людей защитой от бедности.

Государство, наряду с сохранением солидарной системы, нуждается в новой пенсионной политике, которая обеспечит комфортную жизнь человеку при выходе на пенсию. Политике, при которой уровень пенсии будет зависеть не только от состоятельности государства, но и от самого человека и от того, сколько он самостоятельно сможет себе отложить и приумножить на будущее.

Сегодня Украине необходима комплексная реформа, ключевым элементом которой является введение обязательной накопительной пенсионной системы. Эта сверхважная социально-экономическая реформа объединяет государственные, частные и общественные интересы и внедряет революционные изменения в отношениях гражданина и государства: от "государство должно меня обеспечить" до "я обеспечиваю себе комфортную старость за счет собственных пенсионных накоплений!".

Критики сразу же попытаются опровергнуть возможность формирования пенсионных накоплений при наличии дефицита в солидарной пенсионной системе. Но это ошибочная позиция, поскольку внедрение системы обязательных пенсионных накоплений не предполагает отвлечения средств из существующей системы текущих пенсионных выплат, финансируемых за счет поступлений от ЕСВ и средств государственного бюджета. Средства на старость каждый работник будет накапливать сам для себя, ежемесячно откладывая в накопительной системе часть своей заработной платы (от 2 до 7%).

Накопительная система будет функционировать параллельно с солидарной как механизм дополнительных возможностей для человека и государства. Более того, успешное инвестирование аккумулированных в ней средств будет способствовать экономическому росту, появлению новых рабочих мест, а следовательно, увеличению доходов Пенсионного фонда. То есть будет способствовать преодолению дефицита солидарной системы.

Внедрение обязательной накопительной пенсионной системы обеспечит формирование работниками обязательных личных пенсионных накоплений, за счет которых они получат дополнительный к их пенсиям по солидарной системе источник пенсионных выплат и смогут улучшить свое обеспечение в старости.

Правильность избранного пути реформирования пенсионной системы подтверждается и мировой практикой. Главным трендом в мире является построение (развитие) смешанных многоуровневых пенсионных систем, в рамках которых сочетаются составляющие, взаимно дополняющие друг друга, компенсируя присущие им недостатки: первый уровень - солидарная пенсионная система, второй и третий уровни - обязательная и добровольная негосударственная накопительные пенсионные системы.

Наиболее распространена в мире децентрализованная модель обязательной накопительной пенсионной системы, то есть обязательные пенсионные накопления (второго уровня) формируются в выбранных гражданами негосударственных пенсионных фондах (третьего уровня) вместе с добровольными пенсионными сбережениями.

Накопительные пенсионные фонды в мире являются лучшим механизмом формирования национальных долгосрочных финансовых сбережений, то есть долгосрочных инвестиционных ресурсов, необходимых для осуществления качественных скачков в социально-экономическом развитии стран.

Но очевидно, что полномасштабное внедрение передовой мировой практики по принципу аналогии в Украине не сработает. Прежде всего, это вызвано общим кризисом недоверия граждан к банковской системе, не говоря уж о негосударственных финансовых учреждениях. Следовательно, сразу внедрять децентрализованную модель системы довольно рискованно, учитывая слабость негосударственных пенсионных фондов, отсутствие на фондовом рынке надежных инструментов для инвестирования пенсионных накоплений (что не позволяет минимизировать инвестиционные риски путем диверсификации пенсионных активов - вложения средств относительно небольшими частями по разным направлениям).

Именно поэтому на переходном этапе мы должны предложить людям такой механизм, который гарантировал бы не только стопроцентное сохранение отчислений, но и эффективное их приумножение. Одним из вариантов может быть поэтапное внедрение обязательной накопительной пенсионной системы. На первом этапе - введение централизованной системы, которая сконцентрирует пенсионные активы в Накопительном пенсионном фонде под государственным контролем и управлением (т.е. в переходной период государство возьмет на себя всю ответственность). На втором этапе произойдет децентрализация системы и предоставление гражданам права выбрать негосударственный пенсионный фонд для дальнейшего формирования в нем обязательных и добровольных пенсионных накоплений.

Безусловно, необходимо надежно защитить пенсионные сбережения граждан от обесценивания и нецелевого использования. Ведь для людей именно это станет определяющим показателем успешности или провала реформы.

Реальное обеспечение такой защиты предусматривает организацию надежного физического сохранения и инвестирования средств, чтобы за счет инвестиционного дохода как минимум компенсировать их инфляционное обесценивание, затраты на сбережение, управление и т.п.

На первом этапе, когда система будет находиться под полным государственным контролем и управлением, в качестве соответствующих механизмов предлагается обеспечить такое распределение функций и контрольных полномочий между правительством, Пенсионным фондом, Минэкономразвития, Минфином, другими государственными органами в обязательной накопительной системе, благодаря которому никто из них не сможет единолично распоряжаться пенсионными накоплениями, иметь прямой доступ к ним или избегать взаимного контроля.

Храниться обязательные пенсионные накопления будут в выбранном правительством государственном банке-хранителе, чьей главной задачей, кроме физического хранения пенсионных активов, является контроль над соответствием операций с пенсионными активами условиям инвестиционной декларации этого фонда. Государством в лице Минфина гарантируется сохранение пенсионных сбережений и их защита от обесценивания - средства Накопительного пенсионного фонда будут инвестироваться исключительно в приобретение предусмотренных его инвестиционной декларацией целевых облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) с гарантированной доходностью не ниже уровня инфляции. Возможно и дальнейшее целевое использование государством этих средств, например, реализация крупных инфраструктурных проектов, проектов в сфере "зеленой" энергетики, высоких технологий и т.п.

Накопительная система создаст новые возможности и для отечественной экономики, ведь пенсионные сбережения являются уникальным источником ценнейших инвестиционных ресурсов - долгосрочных. Именно их привлечение, инвестирование таких длинных денег может обеспечить реальную модернизацию страны и динамичный рост экономики.

Из-за отсутствия накопительной пенсионной системы только за последние десять лет экономика государства недополучила почти 7 млрд долл. США, что превышает все займы МВФ за аналогичный период. Вместе с тем внедрение этой системы позволит в последующие десять лет сэкономить и привлечь в экономику страны свыше 420 млрд грн (более 15,5 млрд долл. по нынешнему курсу) (см. рис. 2).

В рамках этой системы сформируется внутренний долгосрочный инвестиционный ресурс, привлечение которого в национальную экономику даст толчок к экономическому росту и качественной модернизации страны. Будут достигнуты увеличение фонда оплаты труда, доходов солидарной пенсионной системы (соответственно, преодоление ее дефицитности и дальнейшее повышение пенсионных выплат), а также поступлений в государственный бюджет, что станет эффектом от экономического роста и легализации доходов граждан, обусловленным появлением персональной мотивации к накоплению собственных пенсионных сбережений.

Related video

Соответствующая работа по подготовке законопроекта о внедрении обязательной накопительной пенсионной системы с 1 января 2018 г. уже начата. Инициирование этой реформы и реализация всех необходимых шагов для ее успешного проведения происходят в рамках полного цикла публичной политики: формирование и презентация политической повестки дня, проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами и экспертами, формирование зеленой книги проблем, а потом белой книги решений. Только после этого пишется законопроект и подается в парламент. Надеемся, что этот полный цикл обсуждений поможет нам получить то новое качество реформы, которого ждет общество.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК