Одним из главных событий завершившейся недели в отечественном медиа-пространстве стала публикация письма главы НБУ Сергея Арбузова премьер-министру Николаю Азарову. Произошедший информационный всплеск затмил более важные обстоятельства - Украина начала активно продвигаться к возобновлению сотрудничества с МВФ.
Достоверность письма не вызывает сомнений (хотя пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко первоначально усомнился в его подлинности) -ее официально подтвердил председатель Нацбанка, резонно указав, что «такая переписка является нормальной мировой практикой взаимодействия центральных банков и правительства».
Намеренно откажемся от спекуляций по поводу возможного источника «слива», поскольку в нынешней ситуации это далеко не главное обстоятельство. Намного важнее -содержание документа, а также последствия, которые он может вызвать.
В своем письме Национальный банк высказывает обеспокоенность ускорившейся динамикой инфляции, годовые темпы которой уже к середине лета могут достичь 12-13%. В связи с этим констатируется слабая реалистичность правительственного инфляционного прогноза (8,9%) , «что ставит под сомнение всю совокупность макроэкономических показателей как на текущий, так и на следующий год».
Напоминая, что «невыполнение правительством условий Меморандума с МВФ привело к приостановке действия программы Stand-By, в частности, неполучению Украиной очередного транша», Нацбанк обращает внимание, что «доныне ожидание мировой общественности и инвесторов в отношении Украины формировались на основании убеждения о возобновлении сотрудничества с МВФ и продолжения выполнения правительством взятых обязательств». Однако начиная с апреля нынешнего года доверие инвесторов постепенно снижается, о чем свидетельствуют котировки различных рыночных инструментов и индексов, имеющих отношение к украинскому долгу.
«К сожалению, эти негативные тенденции, кроме прочего, обусловлены публичными заявлениями руководства правительства, противоречащими целям программы, которая поддерживается МВФ (в частности, относительно цен и тарифов и т.п.)», -указывается в письме главы НБУ.
В Нацбанке, в частности, подсчитали, что невыполнение условий Меморандума с МВФ приведет к недопоступлению средств только в 2011 году в объеме почти 7,7 млрд. долл. США от международных финансовых организаций (от МВФ -6,2 млрд., Всемирного банка -0,85 млрд., Еврокомиссии -0,6 млрд.).
«Также с высокой вероятностью: ухудшится суверенный рейтинг Украины; вырастет стоимость внешних займов; сократятся поступления прямых иностранных инвестиций и долговых ресурсов в банки и реальный сектор; повысится спрос на наличную валюту».
Вряд ли все вышесказанное стало откровением для заинтересованных наблюдателей, а уж тем более для премьер-министра, которому это письмо было адресовано (судя по копии, оно было направлено в Кабмин из Нацбанка еще 19-го и зарегистрировано в секретариате правительства 21 мая).
Тем более что тон аналитических записок международных инвестбанков, клиенты которых интересуются украинскими активами, действительно в последнее время стал более тревожным -в них начали всерьез анализироваться последствия полного прекращения нынешней программы МВФ в отношении Украины. Увы, выводы оказывались в основном не слишком утешительными.
По подсчетам аналитиков Goldman Sachs, даже с учетом нынешней положительной динамики бюджетных поступлений украинскому правительству все же придется занять на внешнем и внутреннем рынках в эквиваленте еще около 5,5 млрд. долл. Главным образом для покрытия текущих долговых выплат (и это при условии пролонгации двухмиллиардного кредита российского ВТБ). И хотя премьер-министр Николай Азаров в субботу, 4 июня, заявил, что Украина способна расплачиваться по своим внешним долгам и без кредита со стороны Международного валютного фонда, в Goldman Sachs считают реализацию этой задачи без возобновления программы фонда весьма затруднительной.
Но и это вряд ли стало новостью для премьера -выводы подобных отчетов обязаны доводиться до его сведения.
Главная новость и ключевой мессидж Нацбанка содержится в последнем абзаце письма. А именно -предупреждение о намерении предотвращать «раскручивание инфляционных процессов, которые будут усиливаться в случае отсутствия возобновления сотрудничества с МВФ» ужесточением его денежно-кредитной политики.
«Мы будем вынуждены проводить более жесткую монетарную политику с целью поддержания низкоинфляционной среды и недопущения ухудшения ожиданий инвесторов, бизнеса и населения. В частности, будем изымать избыточную гривневую массу, в том числе за счет повышения ставок по пассивным операциям и укрепления валютного курса. Хотя мы обеспокоены тем, что названные шаги могут привести к торможению темпов экономического роста в этом году».
Конечно, премьер-министр Николай Азаров, которому адресовано обращение, был в курсе его содержания и даже вполне адекватно на него отреагировал. Как сообщил «Коммерсант-Украина» со ссылкой на источники в Кабмине, глава правительства поручилминистру финансов Федору Ярошенко, первому заместителю министра экономического развития и торговли Вадиму Копылову и первому заместителю главы Минсоцполитики Василию Надраге «совместно с Нацбанком проработать поставленные вопросы и внести совместные предложения по их решению» (копией поручения располагает издание).
Видимо, это поручение уже выполняется, поскольку на нынешней неделе начали поступать достаточно активные сигналы о выполнении украинской стороной условий Меморандума с МВФ.
Во-первых, 2 июня Верховная Рада утвердила правительственный законопроект об отмене обязательного выкупа Нацбанком рекапитализационных облигаций по их номинальной стоимости.
Во-вторых, в тот же день парламент рассмотрел и принял в первом чтении законопроект, регулирующий правовые отношения между кредиторами и потребителями финансовых услуг (его утверждения тоже требует соглашение с фондом).
В-третьих, еще несколькими днями ранее (31 мая) в ВР был направлен доработанный законопроект о пенсионной реформе (№7455 «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы»).
Отвечая на вопросы депутатов в Верховной Раде в пятницу, 3 июня, министр финансов Федор Ярошенко завил, что пенсионная реформа нужна не для МВФ, а для экономики Украины и дальнейшего улучшения благосостояния граждан.
«В Украине пенсионная система претерпела минимальные изменения. Трансформации, к которым мы сегодня только приступили, развитые страны прошли уже давно... Для потребностей, которые нам нужно урегулировать по пенсионному обеспечению, в Украине необходимо делать расходы более 18% ВВП. Этот показатель -самый высокий в мире. Поэтому действительно нужны реформы, которые бы сбалансировали всю систему... И реформы, которые нужны нам сегодня, они нужны не для МВФ, а нужны ради того, чтоб экономика нашей страны развивалась, и на основе экономического роста у нас улучшалось благосостояние людей», -отметил Ф.Ярошенко. Хочется надеяться, что министр финансов сказал эти слова искренне.
Впрочем, в пятничном выступлении министра была и ложка дегтя. Он сообщил депутатам, что полный переход на автоматическое возмещение налога на добавленную стоимость (еще одно из «настойчивых пожеланий» МВФ) произойдет только к концу 2011 года.
Пока же, по данным налоговиков, автоматическое возмещение НДС в мае должны были получить всего 82 налогоплательщика на общую сумму 1,2 млрд. грн. (только около трети суммы, подлежащей возмещению).
Еще один шаг навстречу МВФ -постановление об отмене квот на экспорт пшеницы и ячменя, принятое на заседании Кабмина 25 мая.
Все эти подвижки означают -лед тронулся, и правительство таки намерено выполнять условия МВФ-ской программы. Впрочем, в повестке дня, помимо принятия пенсионного законопроекта, еще и повышение тарифов, на которое пока так никто и не решился, а также принятие бюджетных поправок (на 4 млрд. грн.), призванных компенсировать отсрочки с повышением этих самых тарифов. Впрочем, пока у Кабмина есть хоть и слабый, но все же козырь на этот счет -текущий дефицит бюджета пока примерно вдвое ниже запланированного. Все в ту же пятницу г-н Ярошенко отрапортовал о превышении плана бюджетных доходов за пять месяцев на 5 млрд. грн. (3,3%).
И все-таки повышения тарифов, похоже, не избежать, судя по растущей на мировых рынках стоимости энергоносителей. Не оправдываются и надежды на снижение цен по газовым поставкам из России -Москва настаивает на справедливости формулы их расчета. И вряд ли подвинется с этой позиции без серьезных встречных уступок со стороны Киева (Таможенный союз, слияние газовых монополий и т.п.), к которым последний, похоже, все-таки не готов.
Но повышение тарифов нанесет все же меньший урон популярности нынешней власти, нежели тотальный рост цен по всему их спектру. Ведь, как показывают результаты опросов, больше всего украинцы боятся именно инфляции.