Госгеокадастр продолжает продвигать проведение земельной реформы в стране. Крупные олигархи через своих лоббистов, местные власти из-за своего желания в полной мере править уделами и просто политики-популисты - все стараются оставить украинский чернозем в вечном теневом обороте, встав на пути открытых торгов. В то же время граждане хотят видеть результат реформ уже сегодня, рассчитывая на высокий сервис при обращении со своими наделами. Глава Госгеокадастра Максим Мартынюк рассказал ZN.UA о том, как идут реформы, и чего стоит ожидать в ближайшее время от сектора земельных отношений.
- После многих заявлений и обещаний чиновников пока не очень заметно, чтобы граждане почувствовали большое облегчение при оформлении своих земельных участков.
- Мы прилагали усилия по улучшению сервиса: проводили конкурсы, пробовали перезагрузить систему, выработать какую-то новую философию отношения к людям. Думаю, что в глубинке мы этого не достигли в большинстве случаев. Но сделаем рано или поздно.
- Почему не хватило года, чтобы окончательно решить проблему сервиса?
- Потому что еще с советской эпохи, даже, наверное, со времен царской России сформировалось какое-то чиновничье восприятие человека. Даже нынешняя молодежь "хватает" откуда-то это высокомерие. Сотрудник, которому 20 с небольшим лет, уже степенно сидит и надувает щеки, изображая из себя очень важного человека. Хотя на самом деле его задача простая - качественно обслужить посетителя. Мы к этому идем, но предстоит еще много сделать, чтобы переломить неправильные психологические установки сотрудников. И мы это делаем. Не только через беседы, увольнение и принятие на работу новых людей, но и через инструментарий дистанционных сервисов.
При этом в ведомстве уверены, что развитие сервиса в госорганах должно и будет успевать за развитием всей сервисной индустрии в мире. Ведь государство не только обязано это сделать, но еще и материально в этом крайне заинтересовано. Поскольку простота и комфортность операций на земельном рынке непосредственно увеличивает капитализацию сектора, стоимость земли. И инвестору легче вкладывать средства в этот актив.
Поэтому я и доказываю на разных уровнях, что, потратившись и сделав лучше процедуры госуслуг в земельной сфере сегодня, мы через два-четыре года получим в десять раз больше налогов в бюджет от инвесторов, которые намного энергичнее начнут работать с земельными наделами.
- Как повлияло на ситуацию то, что кадастр открыли для всеобщего доступа? Открыли информацию о собственниках по всем землям?
- Честно говоря, сделано немало, но впереди еще много работы. Из 16 админуслуг, предоставляемых Госгеокадастром, всего четыре мы перевели в цифровой вид. Но их удельная доля составляет 90% в общем объеме обращений граждан.
В результате вместо оказания услуг по таким-то дням и в такие-то часы мы предоставляем их во все рабочие дни, а то и круглосуточно через Интернет.
С 1 марта с.г. органы местного самоуправления имеют много точек доступа к админуслугам кадастра. Естественно, увеличение количества точек сервиса приводит к снижению давления там, где раньше были очереди. И мы даже предполагаем, что часть своих людей вскоре сможем высвободить для других работ по кадастру.
Кроме того, мы с перспективой смотрим в завтрашний день. Уверен, что реформы необратимы, и через два-три года удастся построить актуальную западную модель отношений на земельном рынке. К тому же собственную архитектуру земельного рынка мы создаем, если можно так выразиться, одними из последних в мире. А значит, можем заимствовать лучший опыт и не повторять чужих ошибок. Уверен, что через два-три года Украина в области земельных отношений, их прозрачности, эффективности, доходности будет впереди большинства других стран.
Считаю, что в ходе реформ каждое госведомство должно не только выйти из вчерашнего дня, но и уверенно войти в день завтрашний. Чтобы через четыре года некая компания, оценивая, где ей удобнее разместить свои предприятия - в США, Франции, Китае или Украине, выбрала нашу страну.
- А насколько в стране продвинулась программа по созданию центров предоставления административных услуг (ЦПАУ)?
- К сожалению, хотя фактически ЦПАУ у нас созданы везде, но 60% из них существуют формально. Еще 20% - это ЦПАУ, которые скорее есть, чем их нет. И только 20% таких центров работают хорошо.
- В каких регионах они уже работают?
- По всей Украине они создаются приблизительно в одинаковой пропорции. Поэтому в любой области есть просто идеальные центры админуслуг. При этом мой критерий идеальности очень простой: ЦПАУ задумывался с четкой идеологией, он должен быть барьером между заказчиком админуслуги и тем, кто ее предоставляет. Если ЦПАУ, какой бы он ни был, выполняет эту функцию, значит, он существует. А если в центре админуслуг людей отправляют за какими-то бумагами к исполнителю, то это неработающая структура.
И 60% центров админуслуг, которые существуют на бумаге, но не являются барьером в борьбе с взяточничеством исполнителей, - это плохой результат.
Это не вопрос бюджета, финансирует государство центры или нет. Это вопрос к конкретным руководителям: почему в одном райцентре все работает, а в другом только табличка висит? Поскольку я могу назвать в каждой области по одному-два хороших ЦПАУ, то, соответственно, это означает, что проблема не в государстве, не в бюджете. Дело в том, кто является руководителем на той или иной территории, и в понимании необходимости и устройстве ЦПАУ. Это проблемы губернаторов, глав районов, мэров городов.
Ведь такие центры становятся лицом власти. В них каждый гражданин получает ответ, может ли государство справиться с такой простой функцией, как переоформление гаража или дачи. Поэтому ЦПАУ - это направление, где необходимо объединить усилия и довести дело до идеала.
- Как обстоят дела с увольнением коррупционеров из системы Госгеокадастра? Или вы в этом деле полностью полагаетесь на МВД и прокуратуру?
- Мы не увольняем людей, если нет четкой уверенности в том, что человек нечистоплотен. И если в чем-то не уверены, то проводим проверку. Причем проверки бывают разные. В последнее время мы позаимствовали из частного сектора лучшие практики, например, технологию "тайного покупателя".
Грубо говоря, специальный человек приезжает в район оформлять землю. Тому, кто понимает в проблеме, долго разбираться не надо. Он походит, поспрашивает людей, кто, что, куда, в какую фирму советуют пойти, выяснит, сидит ли кто-то на приеме взяток или не сидит. Час работы - и мы уже можем понять, плохо там или нет. К сожалению, у нас очень большой объем работы, и до каждого района не дотянешься. Поэтому зачастую реагируем в режиме тушения пожара.
- Насколько необратимыми стали реформы в системе земельных отношений?
- То, что достигнуто, отыграть уже не получится. С трудом себе представляю, как кто-то другой после меня будет назначать начальников не по конкурсу. Он может, конечно, их назначать через перевод по новому закону о госслужбе. Но как это воспримет общественность?
Теоретически я сейчас могу переводить с начальника одного района на начальника другого района, но все равно провожу конкурсы. Причем после первой волны конкурсов, когда все поняли, что для подобных соревнований приходится нужные книги читать, у нас была вторая волна, и на нее пришло совсем мало людей. В результате у нас был жесткий недобор.
Сейчас у нас проходит третья серия с конкурсами. Много людей поменялось. Радует качественный состав претендентов - практически все они не из системы, то есть раньше у нас не работали. И это хорошо - нам нужны новые люди.
- Недавно на сайте ведомства появилась информация о том, что Госгеокадастр реализует какой-то большой проект с Японией.
- Цель проекта благородная. Есть европейская директива INSPIRE, регламентирующая создание, наполнение, эксплуатацию геопространственных систем. Суть этих систем состоит в том, что они дают геопространственную информацию, причем по многим позициям в онлайн-режиме или с небольшой задержкой. Дают информацию о техногенных катастрофах, загрязнениях, экологических катастрофах, паводках и пр. А также информацию о застройках или посевах, еще о чем-то.
Иными словами, информацию обо всем, что над землей, под землей, на земле, что создал человек. Честно говоря, этим занимается весь мир, но поскольку мы ассоциированы с ЕС, то занимаемся имплементацией именно директивы INSPIRE.
Ежегодно участвуем в трех-четырех всемирных симпозиумах на эту тему. Наибольшее развитие подобные системы получили в США и Канаде. У европейцев, по их собственному признанию, результаты намного скромнее, чем хотелось бы. А японцы нам оказывают техническую помощь, чтобы мы не отстали. Они видели наш кадастр, и им понравилось, как он выглядит. При этом японские специалисты считают, что на базе нашей Национальной кадастровой системы можно выстраивать дальнейшую национальную инфраструктуру геопространственных данных.
- Кто финансирует работы?
- Японское агентство по международному сотрудничеству JICA финансирует эту техпомощь, основным реципиентом является японская компания, выигравшая в своей стране тендер. Мы как бенефициары только участвуем в формировании техзадания. Суть японского проекта состоит в том, что на базе пилотного региона мы отрабатываем инфраструктуру геопространственных данных. И таким пилотным регионом была избрана Винница.
- Как влияет заявленная сейчас политика децентрализации на отношения в земельной сфере?
- Децентрализация вступает в некоторый конфликт с рынком земли в той модели, которую мы предлагаем. Ведь в основе этой модели лежит продажа как минимум части земли через аукционы. Сегодня отсутствуют стимуляторы для местных рад выставлять землю на продажу. Зато есть стимуляторы натурализации земельных отношений (мы вам отдадим бесплатно на пятерых ваших подставных человек 10 га земли, а вы нам три окна в школе замените). То есть в лучшем случае это выльется в 3% годовых по аренде и замену окон, стекол в школах и детских садиках. В худшем это будут все те же 3%, но школы и садики ничего не получат.
Глубоко убежден в том, что отдавать на уровень сельрад земельные вопросы можно только после того, как мы запустим рынок земли. Возможно, нужно разработать гибридную модель, то есть повысить роль сельрад в принятии решений. Сейчас ведь какие основные претензии к кадастру как к распорядителю? Кроме взяток, как бы формальная претензия - это занижение нами стоимости аренды. Именно бюджет страдает от того, что он получает 3%, а не 12. Экономическим методом эта проблема коррупционного риска снимается только при проведении аукционов.
- Когда стоит ожидать конкурсов по продаже земли?
- Рассматриваемый в ВР законопроект №2279 позволяет формировать рынок земли. С точки зрения транспарентности земельных отношений, документ, безусловно, хорош, потому что все равны - все на аукцион. Собрались, поторговались, определили справедливую цену - и начали работать. То есть он наконец-то создает экономические условия, при которых взятки на земельном рынке будет некому и не за что платить.
- Как начнется коммерческий оборот земли после приятия необходимых норм?
- Мы рынок запускаем в два этапа. Сначала продажа государственных полей сформирует рыночные цены на землю. После этого уже никто не захочет продавать наделы дешево лишь потому, что нашелся покупатель.
Покупать землю смогут только граждане Украины. Ибо внутренний покупатель неконкурентоспособен по сравнению с иностранным только потому, что 1 тыс. долл. у нас - это
25 тыс. грн. Это шесть зарплат нашего начальника районного правления. А что такое тысяча долларов в Европе? Это треть месячной зарплаты среднего класса. Второе ограничение - в одни руки до 200 га.
- Последний вопрос - один из самых обсуждаемых сейчас: расскажите, пожалуйста, что это за проект продажи 1 млн га? Что это за государственные земли, которые будут выставлены на продажу?
- Согласно данным кадастрового реестра, у нас есть немногим более 10 млн га государственных земель. Как правило, они либо сданы в аренду, либо находятся в хозяйственном ведении госпредприятий. Например, более 1 млн га владеют предприятия и институты, к примеру садоводства и растениеводства Академии наук. В то же время мы в кадастре видим около 2 млн га незанятой и никому не переданной в пользование земли.
Не хотелось бы долго и подробно останавливаться на всех инсинуациях, которые за последний месяц пришлось прочесть в связи с этим миллионом гектаров. Никакой продажи в одни руки не готовится. Никакого отдельного массива земли ни в миллион гектаров, ни даже в несколько тысяч попросту нет. Это будут сотни наделов по 20–50–100, может быть, 200 га во всех
25 областях. Процесс продажи этих наделов, по нашим прогнозам, займет около двух лет. Повторюсь, эти участки будут продаваться на сотнях прозрачных аукционов, которые пройдут во всех областях страны. В результате мы получим наконец-то рыночную цену для различных почв и регионов.
И я уверен, что будет большой интерес инвесторов к торгам. Потому что самую высокую цену заплатят те, кто реально намерен заниматься сельским хозяйством на этих землях, получив их в частную собственность. А государству после десятилетий моратория такой пилотный проект наконец-то позволит запустить рыночный механизм, ввести землю в экономический оборот и насытить часть отраслей кредитным ресурсом.
Справка ZN.UA
Госгеокадастр - центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений. Ведомство распоряжается 10 млн га земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности. Координируется Кабинетом министров через Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ.
За последний год ведомство провело несколько реформ, направленных на улучшение сервисной составляющей и общее повышение прозрачности земельных отношений.
Активно развиваются электронные услуги. Почти 30 тыс. граждан воспользовались возможностью заказать выписку о земельном участке через Интернет и более 7 тыс. - выписку о нормативной денежной оценке земли.
Госгеокадастр открыл данные о собственниках и пользователях земельных участков в стране. На сегодняшний день поступило почти 900 тыс. запросов.
Доступ к ГЗК уже получили более 200 нотариусов, на очереди - органы местного самоуправления.
Радикально увеличилось количество проведенных земельных аукционов, которые являются наиболее прозрачным механизмом передачи прав на земельные участки. В 2015 г. на аукционах было передано почти 28 тыс. га земель, что в четыре раза больше, чем в 2014-м.
Изменения коснулись и самого ведомства, и принципов найма его руководителей. Назначение 557 начальников территориальных управлений происходило исключительно путем открытых кадровых конкурсов с онлайн-трансляцией заседаний конкурсных комиссий.