Первые 100 дней на посту министра транспорта и связи Украины Константин Ефименко провел, оживляя крупные инфраструктурные проекты, которые стартовали задолго до его назначения, а затем были фактически заброшены. Тем не менее глава одного из крупнейших министерств довольно смело говорит о намерении не только завершить их уже в ближайшее время, но и начать новые, рассчитанные на десять и более лет.
— Что вы успели сделать за почти 100 дней работы на посту главы Минтранссвязи?
— Начал я с того, что завершил формирование команды из руководителей отраслей, а их у министерства шесть: железная дорога, авиация, автомобильный транспорт, речной и морской, автомобильные дороги и связь. Это очень важный этап, от которого в дальнейшем будет зависеть эффективность всей работы. В итоге в руководящем составе получился мощный сплав молодости и опыта с четким видением направлений развития. Кстати, коллектив принял меня хорошо, за что я очень благодарен. Это люди, искренне любящие свою работу.
Решив кадровые вопросы, мы при подготовке Укртелекома» есть два подхода. Первый — продать его в этом году за те деньги, которые он будет стоить на нынешнем этапе развития. И есть второй подход, о котором я услышал во время встречи с министром связи РФ Игорем Щеголевым. У них такая же проблема со «Связьинвестом» и «Ростелекомом». И в принципе, если не множить на масштаб, проблемы «Укртелекома» и «Ростелекома» фундаментально схожи. Это — отсутствие роста, недостаточно прибыльная деятельность, наличие убыточных услуг, которые носят социально значимый характер, таких как отправка телеграмм и телефонная связь в сельской местности.
Как развивать «Укртелеком» — понятно. В первую очередь, это развитие широкополосного доступа в Интернет и мобильной связи. Мы уже три года идем этим путем. Кроме того, начали работу над созданием Фонда универсальных услуг, который в России уже создан, а у нас о нем пока только говорят. Фонд универсальных услуг — это фонд, который будет наполняться из отчислений частных операторов связи для поддержания социальной услуги в сельской местности. Понятно, что до таких реформ и после них цена «Укртелекома» будет разной. Но какая концепция победит, можно будет сказать только после решения правительства Украины.
— А какую концепцию развития самого Минтранссвязи вы видите на ближайшие годы: это будет министерство, сконцентрированное на управлении госпредприятиями, или же оно станет регулятором, который лишь задает стандарты работы и контролирует их выполнение?
— Если мы посмотрим на Евросоюз, то на сегодняшний день европейские министерства транспорта занимаются только безопасностью, нормативным регулированием и контролем. Практически ни одного предприятия в их управлении не осталось.
Проанализировав административную реформу, которую провела Российская Федерация за последние пять лет, увидим, что там четко разделена функция бизнеса и госрегулирования. На сегодняшний день Минтранс РФ выполняет в основном нормотворческую функцию. Я глубоко убежден, что Украина пойдет по такому же пути.
Министерство должно заниматься государственными задачами, а бизнесмены — бизнесом. Рано или поздно у Минтранссвязи не останется в управлении никаких предприятий. Они будут переданы или в частные руки посредством приватизации, или в управление. Но этот процесс не должен быть быстротечным и огульным. Он должен быть абсолютно взвешенным и продуманным, чтобы эти предприятия продолжали развиваться и создавать рабочие места.