Прогноз состояния украинской экономики на ближайшие три года в Международном центре перспективных исследований (МЦПИ). Поэтому рискнули выполнить, не дожидаясь выборов нового премьер-министра и раздачи министерских портфелей. И надо сказать, экономическая перспектива вырисовалась очень даже неплохая. Тем не менее презентация прогнозов перед СМИ была проведена в среду, уже после животрепещущего голосования в Верховной Раде...
Не личность премьера, а политическая нестабильность накануне парламентских выборов признана экспертами МЦПИ главным риском для экономического роста. Во всяком случае никаких поправок на личность Анатолия Кинаха (или любую другую личность-премьера — мол, любой из них обречен выполнять программу Президента) вносить в свои прогноз не собираются. Зато под давлением статистических данных за первый квартал поспешили заметно подправить экономические параметры. Преимущественно в лучшую сторону. Обещают, что жить станет лучше, местами, может, даже — веселее.
Капризный ВВП снова не дает покоя. В конце прошлого года его оценки улучшались чуть ли не каждую неделю. Теперь, казалось бы, прошлогодний всплеск в 5,8% должен смениться откатом, ну хотя бы до скромных 4%. Ан нет, не получается — МЦПИ и в этом году вынужден поднимать планку до 5,5%. На 2002 год наметили 5% (в учет взята предвыборная скидка), а дальше больше — 6% в 2003 году. А что делать, если квартальный ВВП показал 7,7-процентный прирост против аналогичного периода прошлого года?
Как утверждают эксперты, даже реальная зарплата увеличилась, почти на 15% превысив уровень первого квартала 2000 года. До конца 2001-го ее рост оценивается в 3%, в 2002 году — 3,5%, в 2003-м, благодаря росту производительности труда, — до 4,5%.
За зарплатой потянулись налоги — по сравнению с первым кварталом 2000 года налоговые поступления в бюджет увеличились с 18 до 19%. И главным образом за счет подоходного налога с граждан — эффективная ставка налогообложения выросла с 12,6% до 14,6%. Явно сказались выплаты зарплатной задолженности, которая только в январе-феврале сократилась на 136 млн. грн. Да и самим гражданам приходится постоянно искать возможности увеличения своих доходов, в том числе и официальных, что при нынешней убийственной шкале ставок подоходного налога очень пользительно для госбюджета.
В результате, даже несмотря на недобор по статье «приватизация государственного имущества», общий объем поступлений в бюджет перевыполнен — квартальный профицит, по подсчетам Государственного казначейства, достиг 2,2% ВВП. «Это обстоятельство позволило «стерилизовать» увеличение денежной массы и обуздать ускорение роста цен», — уверяет Татьяна Сытник, главный экономист МЦПИ.
Соответственно и инфляция в первом квартале удерживалась на самом низком за последние три года уровне — всего 2,7%. В том числе продовольственные товары подорожали на 3,6%, непродовольственные — на 0,3%, тарифы на услуги — на 1,6%. Снижены и прогнозные цифры: на 2001 год инфляции теперь «отпущено» только 12,9%. В частности, ценам на продовольствие позволено увеличиваться на 8,6%, на промтовары — на 12%. Более всего — на 19% — могут подорожать услуги. Еще меньшее давление на цены ожидается в 2002 году — 12%. Уровня меньшего 10%, годовая инфляция впервые достигнет в 2003 году — ее сориентировали на 9,5%.
Как же объясняют экономисты МЦПИ такой упрямый экономический рост — едва проклюнулся в 2000 году, а к нему уже спешат пририсовывать устойчивую положительную тенденцию? Если в 2000 году экономика Украины прирастала в условиях дружного мирового экономического роста (чуть ли не 5%, а в группе ведущих украинских торговых партнеров — все 6%), то в этом году это уже совсем не так. Процессы торможения коснулись не только экономик США и Японии, но и основных торговых партнеров Украины. Если, к примеру, Россия (доля в отечественном экспорте составляет 24%) в прошлом году увеличила свой ВВП на 7,6%, то в нынешнем году собирается одолеть лишь 4%. Подобная тенденция и в зоне евро (ее доля в нашем экспорте — 14,7%): темпы роста экономики здесь сократятся с 3,4 до 2,7%. Понятно, что это не лучшим образом скажется на конъюнктуре внешних рынков и, соответственно, на позициях отечественных экспортеров. В условиях, когда темпы реального роста мировой экономики в 2001 году сократятся сразу на 2% (остановившись на уровне 2,9%), Украина может удержать практически прошлогодний прирост ВВП только за счет внутреннего рынка. На высокую внутреннюю активность и рассчитывают авторы прогноза. Тем более что все предпосылки налицо.
Не случайно же в первом квартале этого года более быстрого роста достигли отрасли хозяйства, ориентирующиеся на внутренний спрос. По мнению Татьяны Сытник, этому способствовали, во-первых, увеличение потребления домашними хозяйствами и, во-вторых, активизация инвестиционного спроса со стороны предприятий, прежде всего строительных и сельскохозяйственных, которые как раз переживают значительное оживление. Кроме того, благодаря высокому потенциалу потребительского рынка сохранились высокие темпы роста пищевой и легкой промышленности. Приятно, что устойчивая позитивная динамика была свойственна и машиностроению. В частности, в результате обновления производственных мощностей в металлургии рекордными темпами возрастал объем производства в металлургическом машиностроении. Зато производство черных металлов уже утратило майку лидера по темпам роста — в связи со сменой настроений на внешних рынках.
Домашние хозяйства — вот спасательный круг для экономики 2001—2003 годов. По крайней мере, на них очень рассчитывают эксперты в своих прогнозах, уверяя, что аппетиты к потреблению у населения будут расти даже быстрее, чем его доходы, которые только в нынешнем году обещают вырасти на 8%. Вот что значит вовремя выплаченные пенсии и зарплаты, без которых, оказывается, нет внутреннего рынка и не бывает сносной экономики.
Наконец-то ожидается, что тенденция повышения потребительского (со стороны населения) и инвестиционного (со стороны промышленности) спроса стимулирует вхождение на рынки новых субъектов предпринимательства, что обеспечит усиление конкуренции. Тогда и колесики завертятся: конкуренция заставит предприятия постоянно увеличивать производительность, не жалеть средств на инвестиции, искать пути уменьшения расходов и увеличения эффективности производства. Все это плюс более-менее стабильный курс национальной денежной единицы и должно обеспечить приличный прирост экономики в ближайшие три года.
Если, конечно, этому не помешают политические риски, в полной мере учесть которые все равно нет возможности, так как они часто выходят за пределы разумного. Опасность их возрастает накануне предвыборной кампании в парламент и местные советы. Авторы прогноза опасаются пересмотра ранее принятых решений и даже законов, а также неоправданного патернализма по отношению к отдельным отраслям или даже предприятиям. Особое опасение возникает в отношении электроэнергетики, угольной и нефтедобывающей промышленности и газового хозяйства, где доминирует государственная собственность.
В нынешней ситуации главная задача правительства состоит в том, чтобы своими действиями не навредить экономике. Правительству Ющенко это, похоже, удалось. Пускай теперь и его сменщики крутят себе вхолостую штурвал корабля, представляя себя опытными капитанами, но рулить — это дело не для них. Ведь если, не дай Бог, спугнуть птицу экономического роста неуклюжим администрированием, то в этом и в последующие годы нечем будет покрывать бюджетные дыры от недоприватизации, от недополученных иностранных вливаний, потери от ослабления экспортной позиции. Да и радужным прогнозам тогда каюк...