Вашингтон и Брюссель вступили в новую эру трансатлантических и торговых договоренностей. О чем свидетельствуют последние двусторонние торговые уступки и как это повлияет на Украину?
Облегчения протекционизма в двусторонних отношениях
В торговых отношениях США и ЕС произошел переломный этап, которого ожидали в Брюсселе после смены администрации в Белом доме. Вашингтон пошел на уступки и применил тарифные квоты вместо дополнительных пошлин, введенных в 2018 году на уровне 25% на сталь и 10% на алюминий. Теперь, согласно новым торговым условиям, товар, полностью произведенный в ЕС, может беспошлинно ввозиться в США, но в рамках определенных квот. Экспорт продукции с минимальной обработкой в Китае или в странах, не входящих в ЕС, по-прежнему облагается пошлиной.
По условиям договоренности, вышеупомянутые пошлины хоть и остаются в силе, но не будут применяться к историческим объемам импорта стали и алюминия из ЕС. Согласно сведениям агентств Boolmberg и Reuters, чтобы не облагаться пошлиной, годовые объемы импорта европейской стали не должны превышать 3,3 млн тонн.
Логика избрания такой методики отвечает общему правилу практики расчета тарифной квоты, но ограничение «исторических» объемов импорта до 3,3 млн тонн довольно спорно. Ведь, к примеру, согласно данным Европейской ассоциации стали Eurofer, в 2017 году европейский экспорт стали в США составлял около 5 млн тонн. Более того, изменение дополнительной пошлины на тарифную квоту также не соответствует нормам ВТО.
Несмотря на это, ЕС пошел на встречные уступки: согласился приостановить ранее инициированные разбирательства в ВТО и отменить свои пошлины на американский импорт, которые были введены как адекватные меры на американские ограничения.
Также стороны договорились о сотрудничестве по вопросам средств торговой защиты, таможенной политики, избыточных мощностей в мире и сокращению выбросов СО2 в промышленности.
Стоить отметить, что 29 сентября 2021 года был создан Европейско-Американский совет по торговле и технологиям, целью которого, кроме увеличения объемов трансатлантической торговли и инвестиций, является защита окружающей среды и борьба с климатическим кризисом, в том числе и в металлургическом секторе. ЕС и США договорились о создании технической рабочей группы, которая будет изучать проблемы как глобальных избыточных сталелитейных мощностей, так и повышения углеродоемкости отрасли. По мнению обеих сторон, рабочая группа должна стать форумом для сотрудничества между всеми странами, стремящимися к решению этих проблем.
По словам министра торговли США Джины Раймондо, договоренности США и ЕС по импортным пошлинам могут снизить расходы для американских сталелитейщиков. Цены на сталь за последний год выросли более чем в три раза и превысили 1,9 тыс. долл./т.
Президент Американского института чугуна и стали Кевин Демпси считает, что беспошлинный импорт из ЕС позволит предотвратить новый всплеск импорта стали.
Означают ли новые торговые договоренности раскол торгового мира на два лагеря: США—ЕС и Китай—Россия?
Исходя из целей и результатов вышеупомянутых договоренностей между ЕС и США, можно сделать вывод, что обе стороны настроены в дальнейшем решить проблему роста китайских производственных мощностей и неэкологичности производства стали и алюминия в Китае. Там до сих пор используется процесс доменной плавки для получения стали (в отличие от США, где используются электродуговые сталеплавильные печи).
По мнению США, отсутствие экологических стандартов в таких странах, как Китай, снижает расходы на производство и является одним из основных факторов, ведущих к изменению климата. Поэтому новые договоренности между ЕС и США поспособствуют эффективному противостоянию проблеме избыточного производства стали и алюминия в Китае. Ведь в связи с государственным субсидированием металлургического сектора производственные мощности Китая увеличиваются, а недорогая и некачественная китайская продукция продолжает наводнять мировой рынок стали.
Вполне возможно, что эти договоренности и дальнейшее заключение Глобальных договоренностей в области устойчивости торговли сталью и алюминием могут существенно накалить отношения США—ЕС и Россия—Китай. Ведь торговые отношения между этими сторонами и так напряжены. По-прежнему американские и европейские пошлины на металлургические товары продолжают негативно влиять на торговые отношения с Китаем и Россией.
При наличии вышеупомянутых обстоятельств объединение сил между Китаем и Россией в рамках торговли сталью и алюминием, чтобы противостоять действующим и предстоящим совместным ограничительным мерам ЕС и США, выглядит вполне реалистично.
Влияние договоренности между ЕС и США на торговлю украинскими сталью и алюминием
Вряд ли Украина может ожидать, что новые условия торговли изменили позицию Вашингтона и Брюсселя по условиям торговли с Украиной. Тем более, что сама Украина ничего ровным счетом не сделала, для этого.
Американская пошлина в размере 25% на импорт стали, 10% на импорт алюминия распространяется и на украинскую продукцию. Ведь согласно договоренностям между ЕС и США, экспорт продукции с минимальной обработкой в странах, не входящих в ЕС (такой является Украина), не подпадают под условия беспошлинной торговли.
Более того, в этом году США применили антидемпинговую пошлину на уровне 23,75% к украинским трубам и 19,30% на витую проволоку, а на украинскую катанку, прокат и арматуру меры действуют уже много лет. Еврокомиссия также не предоставила улучшенный доступ к своему рынку украинским производителям при пересмотре защитных мер по продукции металлургического сектора.
Несмотря на многочисленные просьбы украинских металлургических предприятий, Украине так и не удалось добиться исключения украинской продукции из-под действия пошлины (в отличие от Австралии, Аргентины, Бразилии, Южной Кореи, Канады и Мексики, которые смогли договориться с США об отмене пошлин).
Учитывая особенности металлургического сектора Украины, мы тоже, вероятно, пострадаем от этой борьбы. И как бы Украина ни хотела обратного, но, скорее всего, будут проблемы. Наверняка будут обсуждаться механизмы, похожие на европейский СВАМ (Carbon Border Adjustment Мechanism), но уже на американском рынке. Поэтому от сегодняшнего умения украинских властей договариваться с США и ЕС будет зависеть, останется ли через 10–20 лет в Украине собственная металлургическая отрасль.
Больше статей Алены Омельченко читайте по ссылке.