Когда почти вся страна отдыхала в первые новогодние дни, сотрудники Госкомстата в Киеве и регионах напряженно трудились, подытоживая декабрьские и годовые изменения цен. И уже 6 января на сайте ведомства был представлен целый букет из 30 ценовых индексов, а также специальный экспресс-бюллетень по ценам в качестве новогодней акции.
В целом, если сравнивать с 2008-м, прирост ИПЦ в 2009 году оказался почти в два раза ниже — точнее, ниже ровно на 10,0 процентного пункта. И руководство Министерства экономики с гордостью заявило, что показатели инфляции (в смысле, индекса потребительских цен) являются лучшим достижением экономики страны за последние годы, так как рост составил «всего 12,3%». Это, вроде, действительно так. Ибо МВФ обещал нам инфляцию в 16%, а Всемирный банк — в 14%. Правда, на фоне прогнозов этих двух «опозорившихся» организаций как-то был начисто забыт прогноз родного Министерства экономики и правительства, обещавших уложиться с приростом ИПЦ в 9,5%. Но, наверное, расстраиваться не стоит, раз уж вышло «так на так».
Декабрьский ИПЦ дал очень небольшой, нехарактерный для предыдущих лет прирост в 0,9%. Из наиболее значимых следует выделить обычное сезонное повышение цен на молоко на 9,8%, животное масло — на 8,6, овощи — на 6,1, в том числе на картофель — на 7,6%. По этим группам продуктов питания повышение цен будет продолжаться и в следующие зимние и весенние месяцы. А симметричного снижения цен в декабре не наблюдалось. Можно отметить лишь подешевевший на 6,8% бензин и на 2,9% — фрукты, скорее всего, за счет лимонов, цены на которые выросли вдвое пару месяцев назад, как и на чеснок, в борьбе с местным и импортным гриппом.
Более важны годовые изменения цен. В целом за прошлый год ИПЦ вырос на 12,3%, тогда как за 2008-й — на 22,3%. По нескольким довольно значимым продуктам и услугам динамика цен оказалась более существенной. Цены на сахар выросли на 83,9%, животное масло — на 35,4, молоко — на 16,6, безалкогольные напитки (видимо, за счет включаемых в них по международным стандартам кофе, чая и какао) — на 24,7, рыбопродукты — 14,1, растительное масло — 11,7%. На 9,9% подорожал хлеб. По остальным пищевым продуктам цены выросли до 10%. А вот на яйца они снизились на 6,3%, овощи — на 5,5, в том числе на картофель — на 6,5%. Значительно, за счет увеличения акцизных ставок, подорожали алкогольные напитки и табачные изделия — на 38,4%.
Из других непродовольственных товаров и услуг особенно сильно, несмотря на титанические усилия Антимонопольного комитета, выросли цены на лекарства — еще на 36,3%. С января прошлого года ровно наполовину подорожали услуги почты. И еще на 46,0% подскочили за год цены на бензин. А из группы коммунальных услуг на 40,0% возросли тарифы по канализации (видимо, их правильнее называть водоотводом, как обозначено в рассылаемых нам счетах) и на 27,9% — по водоснабжению. По остальным позициям, представленным в годовом индексе, прирост цен был менее значительным. Правда, по нашим масштабам: по одежде и обуви — на 7,6%, транспорту — 19,2, отдыху и культуре — 11,8, образованию — 15,1%.
К данным об ИПЦ в целом по Украине стоило бы еще добавить появившуюся на сайте Госкомстата 11 января информацию о региональных индексах. За год цены больше всего возросли в Крыму — на 14,8 и Одесской области — на 14,4%. А наиболее низким прирост был в Киевской области — 9,5 и Кировоградской — 9,7%. По групповым индексам трудновато понять, почему, например, услуги образования в Черновицкой области за год подросли в цене на 23,3, а в Херсонской — лишь на 2,3%. Или же в Севастополе индекс по алкогольным и табачным изделиям возрос на 52,4, а в Черновицкой области — только на 28,5%. Ну а жителей столицы можно успокоить тем, что за год, при крайне запутанной ситуации с коммунальными тарифами, они подорожали вроде бы терпимо — всего на 25,6%. Хотя этот показатель оказался самым высоким по Украине (в целом по стране — 8,2%, а, кроме Киева, наибольший прирост в Крыму — 12,6%). Поскольку счета на оплату этих услуг рекомендуется хранить три года, киевляне могут сравнить декабрьские платежки 2008-го и 2009 года, добавив для корректности и оплату электроэнергии, тарифы на которую не изменялись, и посмотреть, насколько полученные цифры совпадают с госкомстатовскими.
Дозированная информация
Каждый месяц жители 46-миллионной Украины делают примерно 1,2—1,4 млрд. покупок товаров и услуг. И ценовые изменения на них должны полно и объективно отражаться в ИПЦ. Понятно, что добиться этого не так просто, учитывая, что этот индекс в Украине, как и во всех других странах, рассчитывается на основе выборочной регистрации цен.
Напомним, что в Украине «корзина» ИПЦ включает 296 наиболее значимых товаров (259) и услуг (37). Для получения общего и групповых индексов (например, по продуктам питания, транспорту, образованию) индивидуальные индексы взвешиваются по доле каждого продукта в общей структуре потребительских расходов. То есть для расчетов нужны только две составляющие — набор продуктов и услуг и их веса.
Веса всех продуктов, причем не только в целом по Украине, но и по каждому из восьми крупных территориальных районов, представлены на сайте Госкомстата, а в целом по Украине — и в статистических сборниках «Індекси споживчих цін». А вот по всем 296 продуктам и услугам, включаемым в ИПЦ, они, к сожалению, не публикуются. Выглядит это не слишком логично. Считается, что пользователям вполне достаточно данных, приводимых в целом, по основным группам и только по 18 продуктам (например, сахару, растительному маслу, бензину, почтовой связи). Вероятно, что для большинства граждан это так. Но а если кому-нибудь нужна более полная информация? А она нужна, к примеру, научным сотрудникам, занимающимся проблемами ценообразования. Но получить ее не удается. Хотя в Законе Украины «О государственной статистике» (статья 14) предусмотрен равный доступ к статистической информации юридических и физических лиц.
У многих еще не стерлось из памяти, как несколько лет назад тогдашний первый вице-премьер и министр финансов Н.Азаров, комментируя изменения ИПЦ за месяц, с укоризной подчеркнул, что граждане по достоинству не оценили снижение цен на капусту на 37%. А они и не могли оценить, ибо данными не располагали. И если некоторым изданиям еще не так давно как-то удавалось дополнительно выклянчить в Минэкономики сведения об изменении цен на лук, морковь и свеклу, то в последние месяцы на получение и этой информации «одели намордник». Добавим, что в США даже президент страны не может получить данные об изменении ИПЦ на десять минут раньше, чем они будут опубликованы для всех потенциальных пользователей.
Видимо, нынешняя невозможность получения данных по всем позициям ИПЦ объясняется пониманием того, что не все в наших расчетах гладко, что необходимо совершенствовать методологию и практику определения индекса по некоторым группам продуктов. Особенно это касается довольно весомой в Украине плодоовощной группы со значительными внутригодовыми сезонными колебаниями цен, да и ряда других аспектов.
Руководство Госкомстата неизменно повторяет, что наша статистика разрабатывается не для статистиков, а для всех категорий и групп пользователей. В общем, это действительно так. Но хотелось бы, чтобы этот тезис без ограничений распространялся и на ИПЦ.