Четвертая пятилетка: стартовый капитал

Поделиться
Сегодня — время давать экономические советы новому Президенту Украины. Дают их все, кому не лень: ...

Сегодня — время давать экономические советы новому Президенту Украины. Дают их все, кому не лень: МВФ, ООН, Евросоюз, да и местные именитые кандидаты в доктора… Иногда к этим советам стоит прислушиваться — когда советуют с умом. Иногда нет — когда советуют корысти ради. Но что бы кто ни советовал, существуют некие стартовые условия — те показатели и тенденции, с которыми экономика пришла к началу президентского срока Виктора Ющенко. Объективно, они и будут определять первоочередные цели и задачи его экономической политики.

На первый взгляд, стартовые условия неплохие. Экономика на подъеме: рекордные 12% роста ВВП в 2004 году при прогнозе от 5 до 8% на год 2005-й. Конъюнктура мировых рынков, на которых Украина присутствует со своим экспортом (металлом, химической продукцией, изделиями тяжелого машиностроения), также остается весьма положительной. Золотовалютные резервы Нацбанка хоть и сократились после гашения двух волн валютной паники, но все равно выросли за 2004 год на 37%, а на первое февраля вообще превысили 10 млрд. долл.

Национальная валюта также демонстрирует стабильность — как благодаря усилиям Нацбанка, так и за счет рекордных поступлений от внешней торговли. Последним подарком новому президенту стало повышение агентством Fitch суверенного рейтинга Украины с В+ до ВВ-, что неминуемо приведет к большей привлекательности украинских ценных бумаг и притоку прямых инвестиций. Так, ЕБРР после встречи с Президентом Ющенко уже предложил Украине кредитную линию в миллиард долларов в дополнение к полутора миллиардам уже предоставленных кредитов.

Собственно, объективные условия для роста имеют место уже два-три года. И прошлое правительство Украины, возглавляемое Виктором Януковичем, по максимуму использовало их для увеличения основных экономических показателей государства. Делало оно это, естественно, и в своих целях — как для укрепления имиджа провластного кандидата в президенты, так и для создания базы для собственной работы на перспективу. По иронии судьбы, этой базой теперь может воспользоваться Виктор Ющенко. Но эффективность правительства, им сформированного (в деятельности которого он, очевидно, будет принимать значительное участие), будет поневоле сравниваться с достижениями предыдущего.

Однако, кроме экономического роста, ушедшее правительство оставило новой власти и ряд проблем. Это — те мины замедленного действия, которые могут привести к отставке нового правительства уже через несколько месяцев работы.

Дефицит государственного бюджета в 2004 году, по предварительным данным, составил 4,5% от ВВП, или около 20 млрд. грн. (вместо ожидавшихся 1,5%). Значительный перерасход государственных средств был связан с выполнением прежним правительством мощных предвыборных социальных программ. Теперь для удержания дефицита даже в рамках 2,1%, запланированных госбюджетом-05, понадобятся значительные усилия министров и депутатов по укреплению его доходной части. Поскольку уменьшение социальных обязательств правительства народ не поприветствует, правительство Ющенко—Тимошенко должно будет очень активно изыскивать ресурсы стране на жизнь.

Немалую обеспокоенность вызывают финансовые результаты января. Да, в посленовогодний период денежные потоки всегда мелеют, однако же за две декады первого месяца этого года доходы госбюджета составили всего 1,43 млрд. грн., или меньше трети месячного плана, и при расходах тоже гораздо меньше плановых — 2,44 млрд. грн., возник дефицит в 1,01 млрд. грн. Его пришлось финансировать за счет внутренних заимствований на сумму 1,06 млрд. грн. Доходы от приватизации составили всего 100 млн. грн., что втрое ниже намеченного на этот период уровня. Не спасло ситуацию даже то, что налоговые поступления за январь на 13,6% превысили плановое задание и составили 2,83 млрд. грн.

Это снижение поступлений — прямое следствие застойных явлений в экономике из-за затянувшегося политического кризиса. Остаток средств на едином казначейском счету к концу января составил 5,89 млрд. грн. — что на 30% меньше, чем в январе 2004-го — 8,39 млрд. Хотя весь прошлый год казначейский счет ломился от средств, остатки на нем достигали 15 млрд. грн., но финансовая система страны переживала это без особых проблем с ликвидностью.

Выпуск Минфином пятилетних ОВГЗ на сумму 1,09 млрд. грн. под 9,82% годовых (размещение состоялось 1 февраля) еще больше увеличил и без того немалые параметры государственного долга, составляющего другую важную часть негативного экономического наследства ушедшей власти. Совокупный госдолг Украины только за 2004 год вырос на 10,7% и составил 16,095 млрд. долл. (12,146 млрд. долл. внешний и 3,949 млрд. долл. внутренний). Увеличение внешнего долга связано в основном с выпуском еврооблигаций на сумму 1,1 млрд. долл., а внутреннего — с выпуском НДС-облигаций на 1,926 млрд. грн. Гарантированный долг Украины увеличился на 1,2 млрд. долл. в основном в связи с привлечением кредитов под государственные гарантии для строительства автобана Киев—Одесса, а также проектирования и строительства «минтрансовского» моста через Днепр в Киеве. В 2005 году продолжатся пиковые выплаты по погашению и обслуживанию госдолга, для чего в госбюджете-05 предусмотрено почти
19 млрд. грн. — считай, почти каждая пятая бюджетная гривня.

Сам госбюджет-05 также таит в себе немало подводных камней. Все мы помним, насколько серьезными были сомнения в сбалансированности доходов и расходов, записанных в главной смете страны на 2005 год. Но 23 декабря, в процессе принятия бюджета во втором чтении, г-н Азаров от имени правительства согласился учесть с голоса еще целый ряд депутатских поправок, которые эту несбалансированность только увеличивали. Впрочем, как оказалось, то были только цветочки. В середине января несоответствие между проголосованными в законе доходами и «повешенными» на бюджет расходами составляло уже 15 млрд. грн. За два голосовательных дня — 1 и 3 февраля — оно подобралось к 17 млрд. И это еще не конец…

По большому счету, первое правительство при Президенте Ющенко попадает в капкан, расставленный Виктором Януковичем. О нем знали, но избежать ловушки даже не пытались. Еще в январе 2004-го Александр Турчинов, давний соратник нынешнего премьера, вносит предложение повысить размер минимальной пенсии до прожиточного минимума. Главное научно-экспертное управление ВР, естественно, против: такие изменения полагается одобрять только при наличии положительного вывода Минфина. Однако после сентябрьских инициатив прежнего правительства, когда минимальные пенсионные выплаты и прожиточный минимум сравнялись де-факто, ситуация меняется. Ставится задача — не дать проправительственным силам манипулировать доплатами к пенсиям, как им вздумается.

Осенью нашеукраинец Николай Кульчинский требует закрепить де-юре соответствие минимальной пенсии прожиточному минимуму. С похожим предложением выступает и коммунист, председатель профильного комитета ВР Петр Цыбенко. В итоге из трех законопроектов рождается один, № 4600, и депутаты поддерживают его конституционным большинством голосов 23 декабря, аккурат за несколько часов до принятия бюджета. В январе закон № 4600 подписывает президент Кучма. А почему бы и не подписать, раз это вполне согласуется с многократно декларируемыми социальными ориентирами победившего в «третьем туре» Ющенко?

В итоге с 1 января законодательно установленная минимальная пенсия по возрасту (предоставляемая женщинам при наличии 20 лет стажа, а мужчинам — 25) не может быть меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Плюс за каждый дополнительный год стажа пенсионеру обязаны добавить 1% этой суммы.

А какой же у нас сейчас прожиточный минимум? Показатель, установленный госбюджетом на 2005 год (в среднем — 382 грн., для нетрудоспособных — 300), продержался менее двух недель. Уже 13 января с.г. парламент преодолевает вето Л.Кучмы на закон о новом прожиточном минимуме, с которым еще осенью выступили В.Ющенко, В.Пинзеник и В.Кириленко. Так что теперь всем социальным ведомствам и прежде всего Пенсионному фонду следует руководствоваться новыми цифрами: 423 грн. — усредненный показатель, 332 грн. — для нетрудоспособных лиц, 376 — для детей в возрасте до шести лет...

В расчете на год это январское увеличение пенсий с 284 до 332 гривен, по оценкам руководства Минтруда и соцполитики, оценивается в 15 млрд. гривен. Которые можно смело прибавлять к дыре, уже образовавшейся из-за падения бюджетных доходов, о которых речь шла в начале статьи.

В первый день седьмой сессии ВР депутаты отменили ст. 39 Закона о госбюджете на 2005 год. Теперь при начислении пенсий военным пенсионерам надбавка за выслугу лет учитывается не в половинном, а в полном размере. Цена вопроса — более 1,5 млрд.

В третий день сессии на 423 грн. увеличены пособия по рождению ребенка (было — два прожиточных минимума, с 1 января полагаются три). Цена вопроса — еще около 200 млн.

Можно не сомневаться — Президент Ющенко и эти документы подпишет. Хотелось бы, однако, быть уверенными, что он знает, где, а главное — каким образом взять недостающие деньги. Причем взять, не повышая начисления на фонд оплаты труда, не вводя новые налоговые сборы и не запуская печатный станок.

А на подходе еще одна инициатива. Депутаты из СДПУ(о) не обошли вниманием тот факт, что кандидат в президенты Виктор Ющенко обещал увеличить уровень пособий по рождению ребенка до 20 минимумов. И 1 февраля с.г. подали соответствующий законопроект. Хотя, помнится, Виктор Андреевич нигде не обещал увеличения социальных благ всем и сразу — и в первый же месяц своего правления.

Понятно, какие цели преследуют оппозиционные фракции. Понятно, почему сторонникам Ющенко не удается противостоять популярным в народе популистским решениям или хотя бы разумно их распределять во времени. Но, возможно, перед принятием следующих социальных шагов членам президентской команды стоило бы вслух почитать стенограмму выступления их лидера в дебатах с экс-премьером? Обильная цифирь относительно того, сколько мяса, сала, постного масла, яиц и колбас можно было купить в начале премьерства Януковича и на исходе, похоже, может снова стать ну суперактуальной.

Возможно, правительство Ющенко—Тимошенко надеется на перевыполнение, как и в прошлом году, плана поступлений от приватизации? По мнению все еще председателя бюджетного комитета ВР Петра Порошенко, необходимо опротестовать в суде сделки по продаже 10—12 крупных объектов — «Криворожстали» и ряда предприятий в горно-металлургической и ферросплавной отраслях. Если объявить и по ним повторные реприватизационные конкурсы, можно дополнительно привлечь в бюджет «10—12 млрд. грн.» в дополнение к предусмотренным госбюджетом 4,9 млрд. грн.

Однако чтобы компенсировать вышеупомянутый скрытый дефицит в 17 млрд. грн., нужно будет продать что-нибудь еще. Или «Укртелеком» с Одесским припортовым заводом — но подороже. А ведь еще можно пересмотреть списки предприятий, не предназначенных к приватизации, — например, акционировать железные дороги… Как в Европе, в конце концов!

Впрочем, начав анализировать стартовые условия, мы как-то незаметно скатились к горизонту в один год. А ведь Виктору Андреевичу президентствовать как минимум пять лет. Например, в контексте поступлений от приватизации для сохранения прошлогодних темпов в течение пяти лет крупных объектов в Украине просто не хватит. Поэтому вечно надеяться затыкать ею дыры не получится. Именно на ближайшую пятилетку прогнозируется и мировой спад на рынке металла, а значит, и сокращение поступлений от украинского экспорта. Развитие внутреннего рынка пущено на самотек даже в относительно благополучный настоящий момент, в случае же спада правительству будет просто нечем его поддержать, и он рухнет первым. Выходит, думать об этом надо сейчас, когда деньги, хоть их и вечно не хватает, есть.

А перед страной стоят и другие системные проблемы, решение которых вообще не входило в круг внимания ее предыдущего руководства. Это, например, проблема крайне низкого энергетического КПД экономики страны в целом. В какой-то момент, в условиях спада, слишком большие потери энергии, а значит, и избыточные затраты, могут превратиться в камень на шее...

Можно сколько угодно говорить о необходимости усиления высокотехнологичных секторов экономики, с высокой долей добавленной стоимости в производстве. Хотя бы о переносе зоны экономического роста из добывающей и металлургической промышленности в машиностроение. Однако пока не будут предприняты конкретные шаги для того, чтобы в высокотехнологичных отраслях закрутились значительные денежные средства, пока они не станут более, чем ГОКи с меткомбинатами, интересны большому бизнесу, Украина будет оставаться сырьевым государством. То, что это возможно, показывает необыкновенно динамичное развитие отрасли связи в прошлом году.

Чтобы оправдались все эти надежды, руководители государства должны мыслить, как говорится, по-крупному. А не категориями мелкого дерибана существующих финансовых потоков. Чего им и пожелаем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме