Москва прекратила поддерживать Минск экономически, и уже стало очевидно: либо скоро в белорусской столице впервые за 24 года сменится власть, либо Лукашенко сохранит свой пост, но станет куда более послушным сюзереном Москвы. Оба варианта ощутимо заденут экономику Украины, для которой торговля и совместные с Беларусью проекты очень значимы.
Лукашенко заканчивается?
10 августа стало известно, что Россия резко обрубила длившееся четверть века финансирование "белорусского экономического чуда". До сих пор Москва субсидировала Минск не менее чем на 10 млрд долл. ежегодно в разных формах: в виде прямых дотаций и льготных кредитов, закупок белорусской продукции и беспошлинной нефти, самых низких цен на газ и неофициального разрешения на контрабанду.
И вот теперь агентство Reuters сообщило о планах России ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов и сжиженного газа в Беларусь с четвертого квартала 2018 г., ссылаясь на потери своего бюджета. "Российская сторона инициировала прекращение практики беспрепятственного вывоза из Российской Федерации в Республику Беларусь нефтепродуктов… мотивируя это потерями российского бюджета в условиях увеличивающегося объема их вывоза... в июле 2018 г. приостановлена выплата по так называемому механизму перетаможки", - цитирует Reuters пояснительную записку к протоколу изменений межправительственного соглашения.
Как сказано в документе, по этой причине "временно заблокировано перечисление Беларуси двух траншей кредитной линии ЕФСР (Евразийского фонда стабилизации и развития), а также приостановлена работа по предоставлению в 2019 г. Белоруссии госкредита до 1 млрд долл.". Там же отмечается: "Возобновление дальнейшего сотрудничества... российская сторона увязывает с решением вопроса по установлению запрета на вывоз нефтепродуктов из РФ в Республику Беларусь и компенсации потерь российского бюджета за ранее вывезенные нефтепродукты".
Напомним, что по действовавшим соглашениям Минск получал от Москвы нефть без 30-процентной таможенной пошлины, часть перепродавал, часть перерабатывал на своих НПЗ, продавая потом нефтепродукты в Западную Европу и Украину. Все это в совокупности дало республике, например, в 2017 г. 2,5 млрд долл. чистой прибыли, обеспечив 5% национального ВВП. В этом году все обещало повториться.
"До 2018 г. включительно из получаемых от России 24 млн т нефти 18 млн будет отправляться на переработку на наши НПЗ. Это приемлемо, выгодно для заводов. Ну, а
6 млн т будут перетаможиваться, - такой термин мы применили. Важно, что ввозные пошлины от этой перетаможки будут поступать в бюджет Республики Беларусь", - рассказывал ответственный за энергетику белорусский вице-премьер Владимир Семашко. Словом "перетаможка" чиновники деликатно именовали простую перепродажу Беларусью российской беспошлинной нефти с зачислением пошлин в белорусский бюджет.
В тот же день, 10 августа, Минфин России поспешил заявить, что "информация о приостановке РФ кредитования Беларуси не соответствует действительности, согласование вопросов по их выдаче ведется". Однако в Минске хорошо знают, что такое "согласование" может длиться годами, пока президент России не даст прямое указание перечислить деньги. И, например, два последних транша (по 200 млн долл. каждый) кредита ЕФСР (его контролирует Москва) уже давно "подвешены". Белорусский Минфин рассчитывал получить эти деньги еще в первом квартале с.г., они заложены в бюджет, но пока - по нулям.
Александр Лукашенко российский демарш прокомментировал в тот же день: "У нас сейчас тяжелый период - россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот они и создают неконкурентную ситуацию". После этого белорусские власти призвали граждан готовиться к "режиму жесточайшей экономии". Белорусам стоит готовиться к увеличению акцизов на алкоголь и табак, сокращению бюджетных льгот, расходов и прочему. 12 августа в Беларуси решением государственного концерна "Белнефтехим" выросло в цене автомобильное топливо - уже в десятый раз за нынешний год.
Все это произошло накануне встречи президентов двух стран. 23 июля Владимир Путин позвонил Лукашенко и пригласил его встретиться в Сочи, "обсудить проблемы". Белорусские независимые СМИ сразу прокомментировали: "вызвал на ковер". Но Лукашенко до сих пор не поехал. Вместо этого он увеличил срок безвиза для иностранцев до 30 дней и отказался принимать в Минске нового российского посла Михаила Бабича.
Политический фактор
Многие наблюдатели после всего произошедшего резюмировали: Кремль уже откровенно готовит аншлюс Беларуси. В российском медиа-пространстве появились вбросы о том, что в Москве был замечен старший сын "бацьки" - 42-летний Виктор Лукашенко, которого давно прочат в преемники отца. Формально он один из членов Совета безопасности и помощник президента по национальной безопасности. Неофициально же Виктор Лукашенко курирует все белорусские силовые структуры. Известно и о том, что он поддерживает дружеские связи с ключевыми российскими чиновниками и часто бывает в Москве.
Многие наблюдатели пришли к мнению, что череда событий - от вбросов про инсульт Лукашенко и до демонстративного прекращения российской экономической помощи - это подготовка общественного мнения в России и Беларуси к неким очень важным событиям. Таким, например, как включение Беларуси в состав РФ, которое может быть обставлено как добровольное воссоединение двух стран, населенных "братскими народами".
Предпосылок тому достаточно. В России наступило посткрымское и послевыборное похмелье: социологи фиксируют падение рейтинга "Единой России" и лично Путина и одновременно - сильный рост протестных настроений (в том числе "благодаря" падению рубля и пенсионной реформе). Но в Кремле помнят о фантастическом взлете рейтинга Путина после аннексии Крыма. Возникает желание "повторить", рассчитывая, что присоединение "братской Белоруссии" окажется не менее эффективным допингом, который отвлечет внимание населения от пустеющих холодильников.
Сам Лукашенко при этом, конечно, лишится смысла своей жизни - власти. Но такое развитие событий вполне в интересах его семьи: она получит гарантии безопасности и сможет сохранить капиталы. Да и для Александра Григорьевича это может быть единственно реальный вариант, при котором после отставки можно не пойти под суд, а претензий уголовного характера к нему с 1994 г. накопилось очень много.
"Воссоединение" Беларуси с Россией с созданием нового союзного государства - это еще и привлекательный вариант для Путина. Если аншлюс Беларуси обставить как образование нового государства (с новой Конституцией), то формально ничто не будет мешать Путину избираться еще на два срока.
"Последние несколько лет высокопоставленные российские офицеры, когда пьют, обязательно поднимают тост "За Россию в границах 1914 года!". То есть Россия без территорий, прежде всего, Беларуси и Украины не ощущает себя империей в достаточной степени. Удовлетворение имперских амбиций носит иррациональный характер, они не приносят ничего, кроме патриотической гордости и угара. Но этот фактор не стоит недооценивать, - сказала в комментарии для ZN.UA белорусский политик, лидер гражданской кампании "Наш Дом" Ольга Карач. - Включение Беларуси в состав России будет подано как воссоединение "единого народа", а Владимир Путин подкрепит свой имидж "собирателя земель российских". Тем более что в Беларуси не будет такого сопротивления, как в Украине. Гражданское общество стерилизовано за десятилетия правления Лукашенко, все заметные гражданские инициативы давно вытравлены. СМИ находятся под прессингом, общество русифицировано, белорусская национальная идея загнана в подполье вместе с языком и культурой".
По мнению эксперта, в этой ситуации Россия может просто въехать в Беларусь под флагом освобождения от диктатора и спасения экономики от "совхозного дурачка". Все чиновники без малейшего сопротивления подчинятся новому начальству; МВД, КГБ и армия переприсягнут автоматически. Силовой сценарий не потребуется - массовых протестов не будет. А далее в Минск прибудет команда "антикризисных менеджеров" из Москвы, которые возглавят все ключевые министерства и обеспечат приватизацию белорусских госпредприятий в интересах российского бизнеса.
Вероятнее всего, Россия не станет включать Беларусь в свой состав "шестью областями", как это предложил Владимир Путин в 2002 г. То есть формальный государственный суверенитет Беларуси будет сохранен. К тому же России нужен свой "карманный" голос в ООН.
Более того, может быть и такое: Александр Лукашенко не лишится своего поста. Съездит к Путину, посидит-поговорит, и Россия опять откроет "углеводородный краник", да и проблема с кредитами решится. Однако перемены все равно последуют - в виде "углубления интеграции" и "ускорения строительства Союзного государства". Союзные СМИ, финансируемые из российского бюджета, уже продавливают идею о необходимости "выработать новую логику союза, а не играть в обособление" и "реформировать само понимание Союзного государства". То есть Минску Кремль уже сейчас ставит условие: возобновление финансовой поддержки - только при выполнении ряда условий, которые реально ограничат белорусский суверенитет. Включая свободу Минска в выстраивании отношений с Киевом.
Последствия для Украины
Для белорусской внешней политики переломным стал 2014 г., - тогда, посмотрев на события в Крыму и на Донбассе, глава Беларуси всерьез испугался того, что на следующем этапе "зеленые человечки" могут появиться уже на белорусской земле. Но за него не заступятся ни Европа, ни США. Именно тогда, с 2014-го, официальный Минск начал форсировать развитие отношений с ЕС (прежде всего с Польшей), а также быстро наращивать торговлю и военно-техническое сотрудничество с Украиной.
Тогда же, в 2014–2015 гг., сформировалась современная модель торговых отношений между Минском и Киевом, в рамках которой белорусская сторона поставляет в Украину в основном бензин и дизтопливо (до 45% украинского потребления), технику и материалы двойного назначения, грузовики и машинокомплекты для их сборки, автобусы и многое другое.
Это торговля с большим профицитом в пользу Беларуси, то есть белорусская сторона продает Украине гораздо больше, чем покупает сама. Но без белорусских поставок, в том числе и для Вооруженных сил, Украине было бы куда сложнее выстоять в 2014-м и 2015 г., а затем - развивать материально-техническую базу.
Понятно, что такое сотрудничество не вызывает восторга в Москве. Россиянам, мягко говоря, не нравилось, что украинские танки в зоне АТО заправляют соляркой, произведенной на белорусских НПЗ из нефти, которую Россия продает Беларуси без таможенных пошлин. Или что предприятие "Мотор Січ" купило завод в Орше и наладило там выпуск вертолетов российских марок, но без каких-либо разрешений и лицензионных отчислений.
Впрочем, здесь можно не перечислять конкретные статьи сотрудничества, раздражавшие Москву. В России в целом не смогли принять того, что Беларусь не только не признала аннексию Крыма, но и не стала вслед за Россией вводить экономические санкции и запреты на украинскую продукцию. А наоборот, воспользовалась ситуацией, чтобы нарастить торговлю с Киевом.
Теперь белорусская политика может в корне поменяться. Одним из условий Москвы наверняка станут отказ от нынешних хороших отношений между Минском и Киевом, сворачивание взаимной торговли и совместных военно-технических разработок.
Почти наверняка будут резко ограничены поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ в Украину. Украина в январе-июне 2018 г. импортировала 3 млн 416,382 тыс. т нефтепродуктов (по коду ТНВЭД 2710 - бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и пр.), что на 1,1% больше, чем за тот же период 2017-го. Но если объем поставок вырос ненамного, то в деньгах рост значительный. За январь-июнь нефтепродуктов импортировано на 2,2 млрд долл. - это на 27,4% больше, чем годом ранее.
Структура импорта такова: из Беларуси - 40,31% всего топлива (на 896 млн долл.), из РФ - 37,41% (832 млн), из Литвы - 9,63% (214 млн), других стран - 12,65% (на 281 млн долл.). Получается, Россия при желании может спровоцировать в Украине коллапс, просто отрубив одновременно собственные и белорусские поставки топлива.
Но, по крайней мере, все перечисленные поставки - официальные, и просто так перекрыть их будет затруднительно. К сожалению, столь же значительно Украина зависит и от теневых товарно-сырьевых потоков. И если принятые Россией меры их перекроют, то в ВТО уже не пожалуешься, в Стокгольмский арбитраж не обратишься…
Тут речь идет о двух сегментах теневой торговли, в которых посредником выступает Беларусь. Во-первых, это поставки украинских овощей и фруктов в Россию через белорусскую территорию и под видом собственных белорусских продуктов. Схемы здесь самые простые. Либо белорусские перекупщики приезжают сначала в Украину, а потом в Россию уже с фруктами "из белорусских садов". Либо украинские агропроизводители создают совместные предприятия в Беларуси, и потом эти фирмы продают в Россию уже "собственную" продукцию. В любом случае объем подобного реэкспорта оценить очень сложно. По мнению белорусских экспертов, речь идет о нескольких десятках миллионов долларов ежегодно.
Куда более значимым выглядит реэкспорт в Украину через Беларусь сжиженных углеводородных газов (СУГ) - того самого пропан-бутана, который используется как топливо для газобалонных автомобилей. По оценкам экспертов "Нефтегазовой ассоциации Украины", на теневые продажи сжиженного газа в зависимости от региона приходится 30–50% всего оборота этого вида топлива. Весь "серый" объем поставок СУГ обеспечивает Беларусь. По данным украинской "Консалтинговой группы А-95", за первое полугодие 2018-го поставки СУГ из Беларуси в Украину выросли на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года - до 258 тыс. т.
Собственно, границу сжиженный газ из Беларуси пересекает вполне в рамках закона, здесь речь о контрабанде не идет. Но белорусские производители автомобильного газа - госконцерн "Белоруснефть" и Мозырский НПЗ - лишь незначительно увеличили поставки в Украину. В основном в Украину с белорусской территории реэкспортируется сжиженный газ российского происхождения. В Беларуси он получает сертификаты, "подтверждающие" его местное происхождение. Подобным образом сжиженный газ из России через Беларусь поступает также в Польшу и другие страны Восточной и Центральной Европы.
Подобные схемы действуют потому, что 1 мая 2017 г. Федеральная служба технического и экспортного контроля РФ ввела дополнительную процедуру получения спецразрешений на прямые поставки СУГ за пределы таможенной территории ЕАЭС. Такое спецразрешение получил только один крупный производитель - "Роснефть". С того времени он полностью легально поставляет напрямую в Украину порядка 40 тыс. т СУГ ежемесячно. А прочим российским торговцам сжиженным газом пришлось действовать обходным путем, через белорусские газонаполнительные станции (ГНС).
Россияне быстро стали лучшими клиентами крупных ГНС в Могилевской, Гомельской и Брестской областях, то есть вдоль границы с Украиной. Поскольку все белорусские ГНС принадлежат государству, получается, что белорусское правительство стало участником и бенефициаром схем теневого реэкспорта СУГ из России в Украину и другие страны. По словам экспертов, до недавних пор в Украину шла примерно половина СУГ, поступавшего в Беларусь по реэкспортной схеме.
Если реэкспорт СУГ через Беларусь остановится - а такое требование со стороны России уже прозвучало, - то Украина переживет как минимум кризис, аналогичный кризису начала лета 2017-го, когда цены на сжиженный газ выросли сразу в два раза, что сильно сказалось на стоимости автомобильных перевозок. И хорошо, если сейчас все обойдется только этим.