20 октября 2020 года во время ежегодного послания к Верховной Раде президент Владимир Зеленский заявил, что в следующем году ожидает поступления в госбюджет 5 млрд грн от легализации игорного бизнеса.
«По всей стране закрыты тысячи подпольных казино. Принят закон о легализации игорного бизнеса. То, что годами было в «тени», уже в следующем году, с первыми лицензиями, должно принести в бюджет 5 млрд грн», — цитирует президента «НВ Бизнес».
Ожидания Кабмина в конце ноября 2020 года были еще более оптимистическими. Правда, без ведомственной заинтересованности тут не обошлось, — правительству тогда кровь из носу нужно было увеличить доходную часть госбюджета-2021.
Тогда только за счет платы за лицензии на деятельность в сфере организации и проведения азартных игр и за лицензии на лотереи правительство рассчитывало получить в спецфонд госбюджета 7,443 млрд грн. (Удивительная точность — аж три конкретные цифры после запятой, и это, по сути, при гадании на кофейной гуще.)
Наконец, глава Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) Иван Рудый в марте 2021-го оценивал потенциал игорного рынка в 6–7 млрд грн поступлений в бюджет, но уже с оговоркой на ситуацию на игорном рынке.
Реальность не дружит с ожиданиями
Теперь уже понятно: реалии оказались далекими от ожиданий и обещаний, даже если учесть, что до конца года остается еще почти квартал. Что же на самом деле получилось?
По информации, полученной ZN.UA из КРАИЛ, на начало октября Комиссия выдала 33 лицензий: 6 — на наземные казино, 12 — на обустройство онлайн-казино, 11 — для залов игровых автоматов, 3 получили платформы онлайн-покера и 1 лицензию выкупили букмекеры для ведения своей деятельности «на земле» и в Интернете.
Кроме того, 2610 лицензий выданы на игровое оборудование — игровые автоматы, столы и столы с рулеткой.
В итоге от продажи лицензий в госбюджет-2021 перечислено почти 1,2 млрд грн.
А вот об уплаченных налогах легальными операторами даже неудобно говорить — всего чуть более 3 млн грн (НДФЛ плюс военный сбор) за первое полугодие 2021-го. То есть налоги пока обеспечили только самую последнюю тройку в ожиданиях правительства на 2021 год — 7,443 млрд грн. С учетом 1,2 млрд грн, полученных от лицензий в 2021-м, еще осталось насобирать от легализованного азартного рынка 6,24 млрд грн бюджетных поступлений. А это нереально.
Зато бюджетные планы на 2022 год уже не столь грандиозные, это мягко говоря. Вы, читатель, будете удивлены, но вместо обещанных 7,5 млрд грн ежегодных доходов в главную бюджетную роспись государства заложено доходов от игорного бизнеса на следующий год всего… 763 млн грн, то есть в 10 раз меньше. И это при том, что, по сообщениям одного из авторов реформы украинской игорной индустрии, а ныне первого заместителя главы консультационно-экспертного комитета КРАИЛ Бориса Баума, на отечественном рынке в ближайшее время могут появиться иностранные компании, ведь «в Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей поступили запросы 10 зарубежных операторов о возможности получить украинскую лицензию на организацию игорных заведений».
Конечно, хотелось бы порадоваться за украинскую азартную индустрию, но, извините, пока радоваться нечему. И приведенные выше цифры тому объективное подтверждение.
Нет борьбы с «тенью»— нет поступлений в госбюджет
И дело не в реальности показателя 7,5 млрд грн. Данная оценка возможных поступлений в бюджет от азартного рынка вполне нормальная. А вот сама организация рынка хромает, причем сразу на обе ноги. Да так, что даже те, кто приобрел лицензии, наверняка чувствуют себя крайне неуютно в окружении большого количества «серых» и даже «черных» операторов игорного рынка.
Ведь не секрет, что сейчас рынок выглядит приблизительно так: полная «чернуха», «серая» зона и жиденькая, почти невидимая, прослойка «белого» (легального) бизнеса. Откуда же тогда взяться обильным поступлениям в госказну?
Дело в том, что, легализовав азарт на бумаге, забыли/не смогли/не захотели организовать его контроль, а главное — борьбу с нелегалами. Помните, как перед принятием закона об игорном бизнесе силовики в одночасье прикрыли все игровые заведения?
Тогда получилось. Вот только результат был недолговечным. Так как дальнейшая работа по искоренению «тени» не велась. И те, кто привык работать в «тени», в «тени» и остались, поснимав только яркие вывески с фасадов своих заведений.
И если государство и дальше будет вести себя так же пассивно, то такой симбиоз легального и нелегального рынков будет бесконечным. Только денег от такой пассивной легализации государству ожидать не стоит, — с каждым годом их будет все меньше.
Зачем платить налоги и покупать лицензии, если «серых» и «черных» операторов и так все устраивает? В результате, например, по оценкам наших источников, уже сегодня в Киеве действуют 130–140 подпольных залов игровых автоматов. Да, на входе нет красивых вывесок, зато часто — только одно слово «аренда», но если вам удастся туда войти, то вы наверняка попадете в стильный игровой зал игровых автоматов с персоналом в униформе.
Недовольные утверждают, что «разрешение» на работу такого «черного» зала обходится в 25–50 тыс. долл. кэша ежемесячно. При этом, как будто в подтверждение сказанного, НАБУ задерживает ответственных чиновников на взятках по 90 тыс. долл.
Добавьте сюда неуловимые игровые интернет-платформы с возможностью использовать зеркальные азартные сайты и вы поймете, насколько сложно с этим бороться. Но и без этого никак.
Посещают подпольные офлайн-залы азарта, как правило, постоянные клиенты. Альтернативный вариант: находясь у входа в такое заведение, позвонить менеджеру зала, вас увидят и, может быть, откроют дверь. Если же вас кто-то сопроводит из признанных клиентов, то он за вас несет личную ответственность. И эти условия лучше не нарушать…
Увы, с этой «тенью» никто не борется по-настоящему. Бывают, конечно, показательные случаи, когда в такое заведение заходит полиция и выносит технику, но, как правило, почти одновременно туда же заносят новое оборудование. А на вопрос «почему так?» силовики обычно отвечают: «У нас обыск у ФЛП Василия Пупкина, а те, кто заносит оборудование, это не Василий Пупкин, на них у нас решения суда нет».
Вот и получается: те, кто легализовался, купил лицензию, осуществил ремонт зала, завез легальное оборудование и установил его, готовы платить налоги, но у них… нет или крайне недостаточно клиентов.
Запретный плод слаще
Ничего удивительного в этом нет. Ведь клиенты, идущие в «черный» зал, просто звонят по телефону. Им не нужно предъявлять паспорт, идентификационный код, их никто не фотографирует, никто не фиксирует, сколько они проиграли (либо выиграли), как это происходит в легальном зале.
Кроме того, у нелегалов клиентская база уже наработана ранее. С ее помощью клиенту всегда можно напомнить о своем существовании и даже мотивировать его к игре. Легальным же операторам-новичкам, чтобы оставаться конкурентоспособными, приходится искать место для своего заведения на расстоянии хотя бы нескольких километров от подпольного зала. Но, увы, рано или поздно такой зал все равно открывается рядом.
Закон о легализации азартных игр приняли, публике пообещали налоги, но какие «идиоты» будут эти налоги платить, если с «тенью» никто не борется?
Чтобы ежегодно собирать с легализованного азартного рынка прогнозированные миллиарды в бюджет, государству (а не операторам) придется еще много попотеть, иначе даже полученный в 2021-м миллиард уже через несколько лет может стать нереализуемой мечтой. И, судя по цифрам в бюджете-2022, процесс уже запущен. Часики тикают…
Больше статей Сергея Следзя читайте по ссылке.