В дальнейшем главной проблемой для Украины будет не выход на высокий темп экономического роста в следующем году, а поддержание высокого темпа устойчивого и инклюзивного роста экономики.
Об этом идет речь в презентованном на днях отчете Всемирного банка "Экономический рост Украины: вчера, сегодня, завтра". В докладе эксперты Всемирного банка попытались найти ответы на ключевые для нашей экономики вопросы: какие факторы будут содействовать положительным изменениям в будущем, а какие, наоборот, мешают необходимым преобразованиям?
Эксперты отмечают, что, несмотря на существующий на сегодняшний день значительный потенциал и хорошие предпосылки для устойчивого экономического развития, Украина до сих пор находится на распутье, ведь робкие успехи в отдельных секторах экономики не оказывают существенного влияния на общую экономическую модель страны. У Украины есть очень важные активы: образованное, энергичное и предприимчивое население, плодородные земли, значительные запасы природных ресурсов, благоприятное географическое положение на перекрестке дорог между Европой и Азией, промышленная база с квалифицированной рабочей силой. Но использовать эти активы себе на пользу она не может, поскольку правила игры в государстве до сих пор диктует "старая" экономика. Поэтому при значительном потенциале темпы экономического роста остаются очень скромными, а развитие новых сфер тормозится.
"Старая", ориентированная на экспорт сырьевых продуктов, экономика не может предложить населению необходимое количество рабочих мест. Поэтому в разгар последнего экономического кризиса многие молодые украинцы сделали выбор в пользу эмиграции. По данным исследователей, по состоянию на 2017 г. только в Польше работали свыше миллиона украинцев, а в других соседних странах - еще несколько сотен тысяч наших сограждан. Этот тренд только углубил зависимость страны от экспорта сырья, поскольку это единственный на сегодняшний день экономический двигатель в государстве.
По мнению экспертов Всемирного банка, развитие более продуктивной экономики частного сектора до сих пор сдерживается низким уровнем внутренних сбережений, чрезмерной задолженностью и ограниченными прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Любые попытки накопить капитал и привлечь иностранные инвестиции наталкиваются на сопротивление влиятельных заинтересованных групп, сформировавшихся в экономике в предыдущие годы. Собственно, именно действия этих "заинтересованных" и подрывают эффективность экономических институтов Украины.
Что нам помогает
Украина уже сделала несколько важных шагов на пути экономических преобразований. Во-первых, по мнению экспертов, в нашем развитии нам поможет подписание Соглашения о свободной торговле с Евросоюзом, которое может стать "институциональным зонтиком", способствующим модернизации экономики нашей страны. Благодаря этому Соглашению значительно легче по сравнению с предыдущим периодом будет принимать законы и нормативные документы, а также реформировать непрозрачную практику.
Во-вторых, Украина уже достигла определенных успехов в реформировании своих экономических институтов и реализации структурных реформ. В частности, на протяжении последних лет была оптимизирована деловая среда в стране, внедрены ключевые инструменты противодействия коррупции и приняты решительные меры по очищению банковской системы.
В-третьих, по убеждению экспертов, уже реализованные структурные реформы побуждают экономику к перераспределению ресурсов на основе рыночных цен.
Конечно, речь идет только о начальных этапах реформирования, старт преобразованиям уже дан, и это, безусловно, положительный сигнал, но темп следует ускорить, а реформы углубить, чтобы достичь успеха.
По данным исследователей, при нынешних темпах экономического роста, едва превышающих 3% в год (см. рис. 1), для выхода на текущий уровень доходов Германии Украине понадобится почти сотня лет. Реалистичное осознание этой динамики должно стать для нас важным стимулом к продолжению реформ и переходу к рыночной экономике.
Эксперты убеждены, что при отсутствии реформ темпы роста, скорее всего, останутся мизерными.
Если эти тенденции сохранятся, потенциальный прирост производства в Украине будет, по оценкам исследователей, близок к нулю (см. рис. 2), а рост потенциальной производительности будет компенсироваться уменьшением вкладов труда и капитала. По мнению экспертов Всемирного банка, разворот этих тенденций в обратную сторону - необходимое условие для начала экономического роста. Сами по себе эти тенденции на противоположные не изменятся.
Кроме того, Украине срочно необходимо навести порядок в государственных финансах, чтобы наш экономический рост был более постоянным. Снизить риск беспорядочного регулирования внешних дисбалансов можно двумя путями. Во-первых, учитывая, что внешний долг остается высоким, в среднесрочной перспективе стране понадобятся финансовые ресурсы для погашения государственного долга и покрытия дефицита государственного бюджета в 2019–2020 гг. И их надо привлекать. Во-вторых, восстановление экономики Украины, вероятнее всего, будет сопровождаться дефицитом счета текущих операций, тоже нуждающегося в финансировании. На сегодняшний день уменьшение сальдо счета текущих операций вызвано снижением внутренних сбережений, а не ростом продуктивных инвестиций. Поэтому в будущем критическое значение для обеспечения устойчивости роста экономики будет иметь именно стабильность программ внешнего финансирования Украины.
В завершение эксперты советуют Украине обратить внимание на проблему справедливого распределения дивидендов от экономического роста в обществе. Речь идет о так называемой инклюзивности экономики, которую текущая модель развития не обеспечивает. Глубокое падение экономики, пережитое нашей страной сразу после Революции достоинства, обесценение валюты и уменьшение текущих расходов государства привели к существенному падению имеющихся доходов у определенных категорий населения. Из-за этого доля трудовых доходов в совокупном доходе в Украине резко сократилась (см. рис. 3).
"Для того чтобы экономический рост был устойчивым в долгосрочном периоде, он должен быть инклюзивным, то есть таким, в который была бы вовлечена большая часть рабочей силы. Поэтому важно открыть экономические возможности для каждого по получению работы или началу собственного дела за счет уменьшения регулятивного бремени и улучшения качества и доступности государственных услуг, - считает эксперт Всемирного банка Карлис Смитс. - В этом контексте повышения минимальной заработной платы абсолютно недостаточно для достижения справедливого распределения дивидендов. Кроме того, оно не всегда оправданно и справедливо. Например, ситуация, когда минимальная заработная плата растет быстрее, чем производительность труда, типична для Украины".
Что нам мешает
Эксперты Всемирного банка признают, что переход Украины к полноценной рыночной экономике до сих пор не завершен. Да, формальные институты рынка - права частной собственности, частный сектор и частные рынки - были созданы, но государство как собственник немалой доли производственных активов сохранило за собой важную роль в экономике. Неполнота преобразований, по мнению исследователей, создала условия для "гонки за рентой" благодаря возможности спекулятивных арбитражных операций на грани между реформированными и нереформированными отраслями экономики. Этот "арбитраж" до сих пор обеспечивает концентрированное получение ренты мощными влиятельными консервативными кругами и подрывает действенность экономических институтов страны. Именно это обусловливает нежелание отечественного бизнеса накапливать капитал, а иностранного - инвестировать средства в Украину. А без этих финансовых ресурсов переориентировать нашу экономику с продажи сырья на продажу товаров добавленной стоимости будет практически невозможно.
"Через пять лет после Майдана принятые меры так и не обеспечили ослабление влияния глубоко укоренившихся влиятельных заинтересованных групп на экономику на постоянной основе, - говорится в отчете Всемирного банка. - Олигархи продолжают доминировать в важных отраслях экономики. Благодаря влиянию заинтересованных групп сохраняются политические расхождения между группами, ориентированными на реформы, и группами, стремящимися сохранить статус-кво. Вследствие этого экономика Украины растет вяло".
Итак, эксперты выделяют несколько факторов, которые до сих пор мешают экономическому росту и должны быть как можно скорее устранены: низкая производительность, чрезмерная зависимость от экспорта сырьевых товаров и ограниченная экономическая интеграция в глобальный рынок, а также слабость институтов.
Производительность труда: низкие сбережения, недостаточность капитала в балансах и нехватка ПИИ.
Несмотря на успех ряда реформ, эффективность использования труда, капитала и земли в большинстве отраслей производства в Украине остается очень низкой. Для понимания, сейчас на нашу страну приходится около 5% населения Европы и Средней Азии, но производит она всего 3% ВВП региона, поскольку Польша с приблизительно такой же долей населения производит 13% ВВП региона (см. рис. 4). И хотя размер капитала в Украине действительно ниже, чем в Польше, наибольшая разница между уровнями доходов в этих двух странах обусловлена разными путями использования этих факторов производства (см. рис. 5).
"В среднем работник в Германии, например, за 17 дней производит столько же, сколько украинский работник может произвести за целый год. Такой разрыв в производительности объясняется недостаточностью внутренних сбережений, прямых иностранных инвестиций и капитала в расчете на работника (фактически неизменный с конца 90-х), - рассказал ZN.UA руководитель исследования Всемирного банка Карлис Смитс. - На протяжении последних лет наблюдался некоторый рост производительности украинских компаний, но в среднем это повышение было результатом того, что они научились производить больше, имея меньше капитала и трудовых ресурсов. Опыт других стран показывает, что потенциал такого роста ограничен".
И самым существенным препятствием на пути роста производительности остаются низкие темпы осуществления капиталовложений. Привлечение ПИИ - хроническая головная боль украинской власти. Даже наши данные о поступлении ПИИ не дают четкого понимания ситуации. До сих пор в Украине распространена практика использования украинскими инвесторами юридических лиц в офшорных юрисдикциях для возврата средств отечественного происхождения в отечественную экономику под видом ПИИ. В результате даже наши довольно невысокие показатели прямых иностранных инвестиций в официальной статистике искажаются и в действительности являются еще более низкими. Кроме того, по данным отчета, около половины наших ПИИ идет в сектора, не связанные с внешней торговлей: в финансовое посредничество, строительство, недвижимость и розничную торговлю.
"Одним из важнейших факторов в привлечении ПИИ являются наличие верховенства права и защита прав собственности. Очевидно, что для создания в Украине равных условий для ПИИ придется сделать еще много. Для этого понадобится не только укрепить архитектуру антикоррупционных органов и судебную систему, но и осуществить дальнейшую оптимизацию регуляторной среды, усилить политику содействия конкуренции, реформировать государственные предприятия и обеспечить успехи в сфере приватизации", - убежден эксперт Всемирного банка Карлис Смитс.
Кроме дефицита ПИИ, росту производительности также мешает и нехватка капитала в экономике. Последнее, без преувеличений драматическое, обесценение гривни оказало опустошающее влияние на балансы предприятий, уязвимых к валютному риску. В результате долги предприятий существенно выросли, чистые активы сократились, а доступ к дополнительным финансовым ресурсам был ограничен из-за проблем в банковском секторе. Финансовая несостоятельность частных и государственных предприятий оказывает негативное влияние на их деятельность, мешает формированию капитала и созданию новых рабочих мест и является главным препятствием на пути к консолидации экономики в частном секторе.
Усложняют ситуацию большие дисбалансы в государственном секторе, остающиеся главными факторами образования в Украине разрыва между сбережениями и капиталовложениями (см. рис. 6). По убеждению экспертов, рост потока кредитных ресурсов в пользу правительства "оттесняет" частный кредит, что дополнительно угнетает активность реального сектора экономики. Тот факт, что большая доля государственных расходов тратится на текущее потребление, а не на осуществление капиталовложений, делает последствия этого "вытеснения" еще более острыми.
К сожалению, в дефиците и человеческий капитал, если говорить о навыках, в которых нуждаются растущие сектора экономики. "Миграция работников в соседние страны указывает на наличие чрезмерного предложения работников, которое не может быть поглощено текущим спросом на рабочую силу, - говорится в отчете. - Украина имеет высокие показатели грамотности, значительное количество студентов и значительную долю выпускников вузов, вносящих свой вклад в прогресс в сфере промышленности и науки. Но данные разных стран показывают, что постоянно высокие и все более высокие показатели образования ("количество образования") не сопровождаются высоким качеством результатов получения образования".
Торговля: зависимость от сырьевых товаров и ограниченная интеграция в глобальную экономику.
Проблема зависимости украинской экономики от экспорта сырья и конъюнктуры на сырьевых рынках уже стала хрестоматийной. Украине надо развивать отрасли по производству товаров с добавленной стоимостью. Но как это сделать, если бизнес стремится работать там, где при минимуме инвестиций можно получить большую прибыль, и к тому же достаточно быстро?
По убеждению специалистов Всемирного банка, структура экспортной продукции Украины с низкой долей трудоемкой продукции помогает объяснить, почему, несмотря на существенные изменения в курсах обмена и падение удельных затрат на рабочую силу, нашей стране не удалось поднять свою конкурентоспособность на внешнем рынке. Фактически изменения в платежном балансе, произошедшие вследствие двух из последних корректировок, были вызваны прежде всего уменьшением импорта, а не ростом экспорта.
Участие Украины в глобальных цепочках добавленной стоимости (ГЦДС) до сих пор остается низким. Доля ГЦДС-продукции в экспорте в 2014 г. составила всего 5,7%, а это намного меньше, чем 27% Польши, 38% Румынии, 38% Турции и 59% Вьетнама. Таким образом, наращивание доли ГЦДС-продукции создало бы для Украины хорошую возможность для увеличения объемов экспорта. Что в итоге могло бы изменить курс украинской внешнеторговой политики.
Институты: погоня за рентой и слабая приверженность к верховенству права.
Неполные реформы привели к многочисленным искажениям рынка и создали широкие возможности для арбитражных операций, обеспечивающих очень сконцентрированное получение ренты мощными влиятельными заинтересованными группами. Свою роль в этих процессах также сыграло появление "промежуточных победителей", извлекавших для себя пользу от экономической системы, которая не была ни полностью реформированной, ни полностью прозрачной. Что, в свою очередь, мешало осуществлению дальнейших изменений. "Эти группы особенно активно противодействовали реформам, способным подорвать их монополию или ликвидировать источники ренты. Указанные проблемы в сфере управления привели к формированию экономики, построенной вокруг перераспределения ренты, - отмечают исследователи. - В 2017 г. совокупная чистая стоимость активов трех самых богатых физических лиц Украины превышала 6% ВВП Украины". Это почти вдвое больше, чем в России, и втрое больше, чем в Польше (см. рис. 7). При этом отношение доли дохода, накопленной самыми богатыми гражданами Украины, к ВВП осталось почти неизменным с 2007 г. Это ограничило доступ к экономическим возможностям, способным полностью раскрыть потенциал человеческого капитала Украины.
Понятно, что эти влиятельные группы до сих пор сопротивляются реформам и созданию системы новых правил и нормативных документов, которые регулировали бы экономику. Именно поэтому формальные институты экономики, в том числе суды, до сих пор остаются слабыми, а уровень коррупции в Украине - высоким.
Рецепты успеха
Впрочем, ситуация далека от безысходности. Да, мировой опыт показывает, что лишь немногим странам удалось за короткое время уменьшить отставание по уровню доходов от развитых экономик при отсутствии больших сбережений или обеспечении продолжительного притока крупных объемов капитала. Но это удалось, в частности, странам, готовившимся к вступлению в ЕС, странам с большими запасами ресурсов, а также странам - экспортерам нефти и газа. То есть поддерживать высокие темпы роста на протяжении длительного времени очень сложно, но возможно. Эксперты Всемирного банка выделили ряд характерных особенностей экономик с высокими темпами роста, анализ которых может оказаться ценным для Украины. Во-первых, стремительный и продолжительный рост не происходит случайно. Для него нужна воля политических лидеров, которая должна реализовываться с терпением, настойчивостью и прагматизмом. Во-вторых, темп роста определяется прежде всего темпами осуществления инвестиций (как государственных, так и частных), причем сами эти инвестиции зависят от наличия внутренних сбережений либо притока средств извне. В-третьих, критически важно способствовать интеграции в глобальную экономику: она обеспечивает глубину и эластичность рынков для экспорта и открывает возможности для импорта идей, технологий и ноу-хау.
Возобновить рост производительности можно, снизив присутствие государства в экономике, что создаст благоприятные условия для развития частного сектора. Также государство должно приложить усилия для решения проблемы излишней корпоративной задолженности. В частности, путем усовершенствования правовой базы, укрепления финансовой системы и упрочения финансового состояния правительства.
Для использования возможностей в сфере внешней торговли нужны активные меры по привлечению прямых иностранных инвестиций, поощрению бизнеса к торговле не только товарами, но и услугами, а также более эффективное использование логистического потенциала Украины.
Также эксперты напоминают Украине: для того чтобы предприятия были в состоянии превращать факторы производства в товары и услуги, нужны сильные институты. Бизнесу необходимы четко определенные правила игры, защита прав собственности, рыночная конкуренция, макростабильность и стимулы для развития. Украина нуждается в поддержании стабильной макроэкономической политики для обеспечения устойчивого характера государственных финансов, обеспечения равенства экономических возможностей для всех в использовании человеческого капитала страны, укрепления защиты прав собственности, верховенства права и поддержания активной антимонопольной политики.