Антикризисный опыт

14 февраля, 2021, 17:04 Распечатать
Отправить
Отправить

Политики центральных банков развивающихся стран в условиях коронакризиса

Антикризисный опыт
© Gerd Altmann / Pixabay

В прошлом году экономики стран мира столкнулись с беспрецедентными вызовами, связанными с коронакризисом. Правительствам и центральным банкам пришлось в срочном порядке разрабатывать комплексы нетрадиционных политик для смягчения последствий экономического кризиса.

Для Украины очень важен анализ политик центральных банков развивающихся стран по разным причинам. Во-первых, чтобы проанализировать опыт других и понять, использовали ли мы весь инструментарий для поддержки экономики и банковской системы. Во-вторых, чтобы развеять негативные мифы, связанные с политикой количественного смягчения и целевого рефинансирования центральных банков развивающихся стран и целесообразностью ее использования в Украине.

С целью противодействия негативным явлениям в экономике страны прибегают в основном к трем группам мер: фискальным, монетарным и мерам макропруденциального регулирования.

Фискальная политика приняла на себя самый большой удар коронакризиса: в развитых странах G-20 пакеты прямой фискальной поддержки (субсидии, пособия) составляли в среднем 8% ВВП, а пакеты по поддержке ликвидности (льготные кредиты, гарантии) — 15% ВВП. Зато пакеты фискальной поддержки в странах с формирующимися рынками были значительно скромнее: прямые фискальные стимулы в среднем составили 4% ВВП, а непрямые — всего 2% ВВП. Фискальные стимулы в Украине были ниже средних по странам аналогичной группы: 3,4% ВВП (прямые меры), 0% ВВП (непрямые).

Задачей для центральных банков развивающихся стран стало расширение пространства для фискальной поддержки национальных экономик. Политика центральных банков была контрциклической и положительно влияла и влияет на экономики стран. Преждевременное сворачивание программ поддержки экономики повредит процессу их посткризисного восстановления (вывод МВФ).

Мы подробно проанализировали меры центральных банков развивающихся стран и хотим с помощью этого анализа прежде всего развеять некоторые мифы о том, как должен действовать НБУ в условиях кризиса, приводят ли программы по количественному смягчению к инфляции и девальвации и т.п. Так, практически все центральные банки в период коронакризиса снизили ставки, большинство проводили интервенции на валютных рынках и почти половина из них сократили норму обязательных резервов для банков, что обеспечило финансовую систему ликвидностью и способствовало смягчению условий кредитования и его росту.

Учитывая экстраординарный характер кризиса, центральные банки почти 20 развивающихся стран приняли меры, к которым раньше не прибегали (в том числе по количественному смягчению) (см. рис. 1).

ZN.UA

Хотел бы подчеркнуть, что программы выкупа активов вводили не только центральные банки, процентные ставки которых достигли нижнего эффективного предела, но и те, в которых еще оставалось пространство для снижения ключевой ставки (см. рис. 2).

ZN.UA

Ключевые цели программ по количественному смягчению:

— для стран с ключевыми ставками, приближающимися к нулю (Хорватии, Польши, Чили, Венгрии), — дополнительный монетарный стимул в условиях невозможности дальнейшего снижения ключевой ставки;

— для стран, имеющих запас снижения учетной ставки (Индии, ЮАР, Румынии, Турции), — инструмент улучшения функционирования фондового рынка и стимулирования экономического роста;

— открытое временное финансирование правительства (Филиппины, Индонезия, Гана).

Проанализируем на примерах отдельных стран, какие мер применяли центральные банки для поддержки экономики.

Польша:

  • снижение ключевой ставки с 1,4 до 0,1% (март–май 2020 года);
  • выкуп государственных и гарантированных государством ценных бумаг (ЦБ) на вторичном рынке (4,7% ВВП);
  • введение программы рефинансирования коммерческих банков с целью кредитования предприятий;
  • уменьшение норматива обязательного резервирования с 3,5 до 0,5%;
  • включение в перечень приемлемого залога по операциям по поддержке ликвидности ценных бумаг, гарантированных государством;
  • расформирование буфера системной ликвидности для банков (3%);
  • смягчение требований по формированию резервов по кредитам микро-, малого и среднего бизнеса;
  • снижение весов риска для недвижимости, не используемой для аренды, с целью уменьшения нагрузки на капитал банков;
  • увеличение лимитов по кредитным картам;
  • интервенции по покупке валюты для усиления эффекта смягчения монетарной политики.

Венгрия:

  • выкуп государственных и гарантированных государством ЦБ на вторичном рынке (до 50% от общего объема ЦБ в обращении на сумму не более 4,3% ВВП);
  • введение программы льготного финансирования МСБ (с определением максимальной суммы таких займов и компенсацией части процентной ставки);
  • введение постоянного доступа к долгосрочной (до пяти лет) ликвидности в неограниченных объемах по фиксированной ставке (0,9%) и расширение перечня обеспечения (включая ЦБ и кредиты крупным компаниям);
  • отмена санкций за нарушение нормативов обязательного резервирования;
  • ограничение средней ставки по негарантированным потребительским кредитам на уровне «ключевая ставка ЦБ + 5%»;
  • Эксимбанк: грантовые программы для экспортеров, преференциальные займы на рабочий капитал, новые схемы банковских гарантий и страхования;
  • Банк развития: 1,5 млрд HUF — пакет финансовой поддержки бизнеса (три программы кредитования, два инструмента гарантий, четыре инвестиционные программы).

Турция:

  • выкуп государственных ЦБ на вторичном рынке (для снижения стоимости государственных заимствований и расширения фискальных возможностей правительства);
  • введение новой программы кредитования в национальной валюте субъектов МСБ, ориентированных на экспорт;
  • повышение LTV по ипотечным кредитам с 80 до 90%;
  • введение экономического норматива для банков с целью стимулирования кредитования экономики (отменен в ноябре 2020 года);
  • для справки: правительственная поддержка экономики на уровне 12,8% ВВП, в том числе кредитные гарантии (6,8% ВВП), рассрочка задолженности перед госбанками (1,5% ВВП), рассрочка по уплате налогов (1,5% ВВП), увеличение капитала госбанков (0,5% ВВП).

В России активное применение инструментов инвестиционного рефинансирования было начато с 2015 года. В разное время Центральный банк Российской Федерации предлагал следующие механизмы:

  • рефинансирование кредитов, обеспеченных договорами страхования АО «ЭКСАР»;
  • предоставление кредитов Банком России, обеспеченных залогом прав требования по кредитным договорам, заключенным АО «МСП Банк» с кредитными организациями или микрофинансовыми организациями, а также с лизинговыми компаниями;
  • предоставления кредитов Банком России, обеспеченных поручительствами АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;
  • предоставление кредитов Банком России, обеспеченных залогом прав требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям;
  • предоставление кредитов Банком России, обеспеченных залогом прав требования по кредитам, привлеченным на осуществление инвестиционных проектов, и предоставление кредитов Банком России, обеспеченных залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов;
  • предоставление кредитов Банком России, обеспеченных залоговыми, выданными в рамках программы «Военная ипотека».

С целью расширения возможностей банков по предоставлению долгосрочных кредитных ресурсов на финансирование инвестиционных проектов и повышения их доступности для экономики Банк России принял решение о внедрении нового механизма рефинансирования, позволяющего банкам использовать как обеспечение права требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, отобранных в порядке, установленном постановлением правительства.

Программы целевого рефинансирования, направления использования средств, их объемы в отдельных развивающихся странах приведены в таблице.

ZN.UA

Обобщая изложенное, можно сделать общий вывод, что центральные банки развивающихся стран задействовали спектр инструментов как традиционной, так и нетрадиционной монетарной политики для поддержки финансовой стабильности и экономик своих стран. Это позволило им сохранить финансовую стабильность, уменьшить падение экономики во время кризиса и, например, увеличить объемы кредитования. Так, по сравнению с мартом 2020 года (распространение карантинных ограничений в мире из-за пандемии COVID-19) банковское кредитование в национальной валюте в Грузии увеличилось на 11,8%, в России — на 6,4, в Турции — на 25%.

В Украине НБУ задействовал в основном традиционный монетарный инструментарий, что позволило сохранить финансовую стабильность. Кредитование у нас, к сожалению, на протяжении последних лет не развивается. Новое Правление НБУ под руководством Кирилла Шевченко применяет ряд мер, и я надеюсь, что 2021-й станет годом роста кредитования.

Вместе с тем падение ВВП за 2020 год в нашем государстве достигнет почти 5% (по оценкам НБУ). В развивающихся странах (мир) падение составит 2,4% за 2020 год; в развивающихся странах Европы — 2,8% (оценка МВФ, январь 2021-го). И так будет всегда: мы будем падать больше во время кризисов и расти меньше во время экономических подъемов. О том, как изменить ситуацию, чтобы расти быстрее и падать меньше, поговорим в следующей статье.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК