1995-Й ДОЛЖЕН СТАТЬ ГОДОМ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Поделиться
Завершается 1994 год, очень тяжелый и с экономической точки зрения, и с точки зрения жизненного уровня людей...

Завершается 1994 год, очень тяжелый и с экономической точки зрения, и с точки зрения жизненного уровня людей. В Министерстве экономики мы провели аналитическое сравнение его предварительных результатов с показателями 1991 - 1993 гг. Результаты несопоставимы - настолько глубоким, стремительным был спад в экономике страны в минувшие месяцы. Если обратиться к предварительным пока оценкам, то налицо 20-30-процентное снижение как по важнейшим макроэкономическим показателям, таким, как валовой внутренний продукт, национальный доход, так и по объемным -скажем, добыче угля, производству товаров народного потребления.

Неслучайно еще в середине года по результатам текущего анализа и были избраны принципы реформирования экономики, которые впоследствии легли в основу президентского доклада на Верховном Совете. Сейчас уже началась большая работа по реализации этих принципов, наполнению их конкретикой. При этом 1995 год рассматривается как стратегически важный именно для стабилизации - в первую очередь макроэкономических показателей и финансового состояния страны. В оценках, прогнозах, различных программах, под которые нашей стране даны кредиты международных финансовых организаций, мы исходим из того, что экономику Украины удастся сбалансировать уже в третьем квартале будущего года. То есть к тому времени в стране будут более или менее равновесные цены, сбалансированные товарно-денежные потоки. Но главное - государственный бюджет с дефицитом не выше 5 процентов (не исключено даже, что 3 - 4%): больший дефицит мы обслуживать просто не в состоянии.

Сейчас правительство часто обвиняют в том, что оно сознательно доводит дело до снижения покупательной способности населения. Мы видим эту проблему. Да, внутренний рынок необходимо расширять, так как именно в его резком сужении кроется ключевая причина спада производства. Да, людям надо платить больше, чтобы они и товаров могли больше купить. Проблема в том, как добиться этого в условиях резкого дефицита финансовых ресурсов, постоянного отвлечения средств на закупку нефти и газа фактически по мировым ценам. Есть и другая сторона вопроса. В уходящем году, по нашим оценкам, дефицит торгового баланса Украины составит около 1,6 миллиарда долларов США, а в 1995-м, если подходы к экспортно-импортной политик» не изменятся, он может увеличиться примерно до 3,5 миллиарда долларов. И это также вызывает обеспокоенность: в стране попросту нет ни финансовых, ни товарных, ни валютных ресурсов, чтобы покрыть такой дефицит. Необходимо либо расширять клиринг и государственные поставки, хотя они и доказали свою неэффективность, либо брать западные займы, невзирая на обвинения в выпрашивании подачек.

Многих читателей в преддверии Нового года, безусловно, волнуют наши ценовые проблемы. Не секрет, что процесс либерализации еще не завершен, но пик уже миновал. Сегодня в стране дотируются производство угля, хлеб в розничной торговле, все коммунальное хозяйство (уровень дотаций в нем примерно 70%) и коммунальный транспорт (на 80 - 85%, в зависимости от региона). Очевидно, что дотации необходимо поэтапно отменять, и уже в первом квартале будущего года, но не с 1 января, будут сделаны некоторые шаги, в частности, по отпуску внутренних цен на нефть и газ. Предстоит решить проблемы и в угольной отрасли: там дотации составляют 8% себестоимости продукции, но это огромная сумма - 97 триллионов карбованцев в расчете на год. Кроме того, Минуглепром запрашивает еще 90 триллионов на капитальные вложения, обещая прирост добычи в 5,5 миллиона тонн угля за год. Стоит ли игра свеч? Мы в Минэкономике считаем, что не стоит, и предлагаем другой путь решения проблемы. Необходимо отпускать цену на уголь, сохраняя, но только до третьего квартала, дотации в остальных вышеперечисленных сферах. Только так мы удержим ситуацию в руках, если, конечно, популисты не заставят нас вновь сделать ошибки в виде очередной кредитной эмиссии на закупку сельхозпродукции.

Кстати, Минсельхозпрод недавно представил свои расчеты: для закупок сельхозпродукции на следующий год требуется 836 триллионов. Если учесть, что доходы бюджета составят порядка 1,6 квадриллиона, - это половина всех бюджетных средств. Нонсенс! Да ведь государство сегодня и не в состоянии выкупить столько продукции! Поэтому мы сделали более реальные расчеты: за 92 триллиона карбованцев можно выкупить все необходимое для бюджетной сферы. А всю оставшуюся продукцию производитель пусть сам продает. И за вырученные деньги закупает себе все необходимое.

Здесь мы коснулись коренного вопроса - об изменении товарно-денежных потоков. Добьемся его решения - в декабре будущего года страна выйдет на один, максимум два, процента инфляции в месяц. Потому что инфляция - это в значительной мере проблема производства, проблема цены, а не сугубо монетарная. На примере 1994 года - а мне, кстати, довелось быть одним из руководителей программы реализации неотложных мер по преодолению гиперинфляции - мы уже убедились: если из более чем 60 неотложных мер реализовать только три-четыре, в основном в банковской сфере, реального улучшения не произойдет. Конечно, инфляцию удалось сбить, в августе ее уровень составил 2,3 процента. Но какой ценой! Угроблено производство, резко сократились доходы населения и т.д.

Поэтому монетарные методы очень важны, но они дают эффект лишь тогда, когда подкреплены изменениями в производстве, созданием экономических предпосылок для снижения себестоимости продукции. Однако все это пока лишь в перспективе.

Каким все-таки будет для экономики Украины будущий год? В условиях переходной модели что-либо планировать, делить, как говорится, «до самых до окраин», попросту невозможно. Минфину и Минэкономики удалось отстоять свою позицию: план на будущий год составлять нельзя; теперь она подтверждена в президентском указе, и мы разработали лишь прогноз макроэкономических показателей на 1995 год. Так, ожидается резкое замедление спада реального валового внутреннего продукта. Если в этом году реальный ВВП, по оценкам Минэкономики, сократился примерно на 17,5%, но все же не на 23%, как ожидалось (четвертый квартал несколько поправил ситуацию), то на 1995-й в прогнозных показателях заложен спад всего на 1,9% по отношению к 1994-му. Рост производства, хоть и небольшой, ожидается в промышленности и сельском хозяйстве. Начнется и процесс повышения реальных доходов населения: реальная зарплата в долларовом эквиваленте возрастет с сегодняшних 25 долларов до 30 - 32 к концу будущего года. Заявляю ответственно: на 1 процент роста цены рост доходов составит 0,8%. Эту пропорцию мы будем строго выдерживать, так как заинтересованы в наращивании потенциала внутреннего рынка.

Средний прогнозный курс на 1995 год находится в пределах 170 тысяч карбованцев за один доллар. Но, как уже не раз сообщалось, на определенном этапе ожидается денежная реформа, гривна будет привязана к твердой валюте. К этому шагу нас ведет сама логика экономического развития: карбованец и с точки зрения доверия к нему, и по многим другим причинам не может быть реабилитирован в глазах потребителя.

Предстоит возродить стимулы к труду для производственника. Причем не только за счет введения налога на прибыль, снижения на 8 пунктов налога на добавленную стоимость. Читателю, возможно, эта цифра мало что скажет, так уж мы привыкли: 20% сюда, 30 - туда. А в нормальной экономике процент имеет огромное значение. Вы, может, помните, когда английский парламент изменил размер налога на 1,5%, Маргарет Тетчер ушла в отставку. Но это к слову.

Ожидаются и другие меры по стимулированию производителя. Готовится новый закон, предусматривающий полный пересмотр системы оплаты труда. Кроме того, предстоит полностью завершить либерализацию внешнеэкономической деятельности. Да, государство должно проводить протекционистскую политику, но протекционизм хорош только умеренный. Иначе наш товаропроизводитель никогда не наладит выпуск конкурентоспособной продукции, монополисты по-прежнему будут диктовать всем свои условия.

Сегодня это у них выходит очень и очень неплохо. Приведу несколько любопытных цифр, характеризующих работу строителей. За последние четыре года объем капиталовложений в отрасль, причем не только централизованных, сократился примерно в 3,6 раза, а численность строителей - всего на 10%. Что они строят, сказать трудно. А за счет чего на плаву - очевидно: в договорную цену вкладывается все, что только можно. Потому что нет конкуренции, в строительстве по-прежнему доминируют крупные концерны и тресты. А заказчик платит огромные деньги: во-первых, другого подрядчика он не найдет, а во-вторых, средства-то в значительной мере не свои, а государственные, так как финансы государства и предприятий до сих пор не разделены. Видите, насколько взаимосвязаны проблемы в экономике.

Конечно, нам необходимо осознать: и план, и бюджет - это венец политики. Минэкономики может сделать более или менее точный прогноз, если только она сама прогнозируема. Например, можно рассчитать индекс роста цен в 1995 году, если наверняка известно, сохранятся ли дотации в угольной отрасли, будут ли проведены централизованные закупки зерна и т.д. Если же мы пойдем на новую кредитную эмиссию, на закупки сельхозпродукции в прежних объемах, если вовремя не изменим налоговое законодательство, если вновь затянем с изменениями в ценовой политике, как это было при введении в действие постановления №733 (произойди отпуск цен 1 октября, в ноябре вместо 72% их роста было бы максимум 47%...) - считайте, дело проиграно. Иногда меня спрашивают: действительно ли 1995-й год - это последний шанс стабилизации финансово-кредитной системы и производства в Украине? Вы знаете, в какой-то мере да. Упустим его - тогда действительно оправдаются надежды левых на введение чрезвычайного положения в экономике. Хотя, собственно, чрезвычайное положение у нас есть уже де-факто: люди находятся на грани физического вымирания. Так что даже если собрать все ресурсы в кулак, а потом ходить с ложкой и каждому что-то класть в рот, то окажется, что класть уже нечего. Поэтому задача у государства сегодня иная: создать условия, чтобы у человека появился наконец экономический стимул и возможности больше производить и больше зарабатывать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме