Закон, принятый Конгрессом США в пакете с военной помощью Украине, создает механизмы для конфискации активов Российского центрального банка президентом Джо Байденом в пользу Украины. Сумма, замороженная в Штатах, небольшая, до 8 млрд долл., но этот шаг открыл второе дыхание в трансатлантических дебатах о будущем таких активов. Как и в случае других больших санкционных решений, основной площадкой для обсуждений стала Группа семи, где США, Великобритания и Канада этот шаг поддерживают, а европейская часть «семерки» выступает против. Крайним сроком для принятия политического решения по российским активам называют саммит лидеров 13–15 июня с расчетом, что осенью механизм может начать генерировать средства из почти 300 млрд долл. для Украины.
Сейчас у партнеров на столе лежат разные варианты решений, среди которых можно выделить такие основные:
- передача Украине прибылей на замороженные российские активы по мере их генерации;
- выдача кредита Украине или выпуск облигаций, которые будут погашаться прибылями на замороженные активы;
- конфискация всей суммы замороженных активов.
Германия и Франция, а также Европейский центральный банк склоняются к первому варианту, который для них является наиболее безопасным, а для нас, соответственно, наименее привлекательным и не амбициозным. Решение, которое сейчас финализируется на уровне ЕС и принятия которого можно ожидать до конца июня, будет предусматривать передачу большей части прибылей на российские активы, замороженные в Европе, для поддержки Украины, в том числе на покрытие военных потребностей. Эта сумма может составлять около 3 млрд евро в год. Впрочем, это будет касаться только прибылей, заработанных с 2024 года. Прибыли за 2022–2023 годы, составляющие 3,85 млрд евро после налогообложения, останутся в бельгийском депозитарии Euroclear для страховки от непредвиденных расходов, связанных с санкциями в отношении России. Это при том, что Euroclear задекларировал прямые потери и утраченную прибыль за этот период только на 113 млн евро.
Вторая опция была недавно предложена Соединенными Штатами как компромисс и направлена на усиление первого варианта, приемлемого для европейцев. «Мы на таком этапе, когда должны рассмотреть все возможные пути для максимизации ценности замороженных резервов для Украины, — сказал 10 апреля в Киеве заместитель советника президента США по национальной безопасности Далип Сингx, специализирующийся на вопросах международной экономики. — Мы не можем ждать вечно».
Предложение США касается создания механизма выпуска облигаций или кредита, обеспеченных будущими прибылями на замороженные российские активы. «Вместо того чтобы просто передавать ежегодные прибыли от резервов... концептуально возможно передавать прибыли и за 10 или 30 лет. Нынешняя стоимость этих прибылей составляет очень большую сумму», — объяснил Сингx. По разным оценкам, это может быть от нескольких десятков до 50 млрд долл. Похожее предложение, обсуждавшееся раньше, предусматривало передачу замороженных активов в специализированное учреждение, которое будет осуществлять управление этими активами, а прибыль гарантировала бы выпуск так называемых облигаций свободы. Впрочем, ни одна из этих обсуждаемых моделей сейчас не является детальной или окончательной.
По данным издания FT, даже к такому предложению США у должностных лиц «одной большой страны ЕС» есть вопросы, например, что будет с облигациями, гарантированными 10-летними прибылями на замороженные российские активы, если война завершится через несколько лет и активы будут возвращены России в рамках мирного соглашения. Следует напомнить, что страны Группы семи ранее обязались держать российские активы замороженными, пока Россия не просто завершит войну, но и заплатит Украине за причиненный ущерб, который, по последним данным Всемирного банка, за два года полномасштабного вторжения уже превысил 486 млрд долл. Кроме того, 14 ноября 2022 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой определено, что Россия должна нести правовые последствия за свои противоправные действия, включая репарации за весь ущерб, вызванный такими действиями. То есть в случае, если война завершится на условиях, когда Россия не только не будет платить репараций, но еще и будет награждена возвратом замороженных активов, новые вызовы в сфере безопасности, возникшие перед нашими европейскими партнерами, будут несоразмерными с непогашенными облигациями для Украины.
С юридической или финансовой точки зрения, такая модель не отрицает полной конфискации, ведь в случае ее осуществления облигации или кредит могут быть погашены частью конфискованных активов. С политической точки зрения, это может стать ловушкой, ведь добиться полной конфискации будет значительно сложнее, почти невозможно, поскольку эта полумера собьет импульс адвокатства, а партнеры, поставив птичку напротив задачи, не захотят больше возвращаться к ней. Именно поэтому, по нашему мнению, нужно продолжать требовать полной конфискации российских активов и с максимальной пользой использовать время до июньского саммита лидеров «семерки». Два года традиционного инструментария санкций и поддержки Украины не заставили Россию остановить войну, что выдвигает перед демократическим миром требование мыслить и действовать абсолютно по-новому. Не только украинцы, но и уважаемые иностранные профессора уже неоднократно объясняли, почему конфискация как контрмера не будет противоречить международному праву, а также не будет нести существенных финансовых рисков для доллара, евро, фунта или йены в случае совместных действий странами «Большой семерки» и ЕС. Что касается угроз Кремля конфисковать западные активы в России в ответ на конфискацию их резервов, то это и так происходит уже более года, а среди экспроприированных компаний такие, как «Карлсберг», «Данон» и многие другие.
Наши западные партнеры должны осознать, что на кону в этой войне, и это не только выживание украинской нации. Бывший министр вооруженных сил Великобритании Джеймс Хиппи, в частности, предупредил, что патовая ситуация на фронте или поражение Украины приведут к новой холодной войне на десятилетия и будут стоить Западу триллионов долларов. Американский пакет помощи, принятый в середине апреля, задержался в Конгрессе на более чем полгода, что оказало ощутимое негативное влияние на динамику нашей обороны и защиту инфраструктуры. В случае затяжной войны важно обеспечить Украине бесперебойное финансирование, которое не будет становиться периодически заложником внутриполитических споров в странах — наших ключевых партнерах. Конфискация замороженных активов может стать одним из таких источников. Кроме этого, западные налогоплательщики могут справедливо спрашивать у своих правительств, почему их средства тратятся на поддержку Украины, в то время как активы российских налогоплательщиков так тщательно оберегаются?
Риски для Европы и мирового порядка, которые несет потенциальное поражение Украины в случае несвоевременной и неполной помощи, невозможно сопоставить с рисками конфискации. Европейским партнерам надо наконец перестать повторять о своих красных линиях, которые Кремль и другие мировые тирании берут на заметку с большим энтузиазмом, а сосредоточиться на том, как решительно помочь Украине победить. Именно от их действий сегодня в большой степени зависит, на каких условиях закончится эта война.