Восстановление на паузе. Что не так с бюджетом Украины на 2024 год

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Восстановление на паузе. Что не так с бюджетом Украины на 2024 год © Freepik

Чиновники, которые в этом году в один голос говорили о необходимости быстрого восстановления, планируют в 2024-м существенно сократить эти расходы.

Следовательно, украинцев может ожидать пауза в компенсациях за поврежденное и разрушенное жилье, частичное сворачивание восстановления на государственном и местном уровнях, а также медленные темпы восстановления поврежденной инфраструктуры.

И дело тут не в переводе этих расходов на оборону, если бы. Дело в других «приоритетах» государства.

Не секрет, что весь социальный блок — пенсии-стипендии, зарплаты государственного сектора, образование и медицина, программы поддержки бизнеса и граждан, восстановление — почти полностью финансируется за счет международной помощи. Не станет исключением и следующий год, на который Украине надо привлечь почти 43 млрд долл.

К тому же трата западных денег на «проедание» путем увеличения расходов на оплату труда в отдельных нереформированных центральных органах исполнительной власти (ЦОИВ) — серьезный сигнал для международных партнеров, на плечах которых лежит все будущее восстановление нашей страны.

Ведь для Запада приоритетами помощи остаются два:

  • первый — оружие ради победы;
  • второй — деньги на восстановление и социалку в обмен на реформы.

В пять раз меньше восстановления

Цифры напротив министерств и госведомств в проекте бюджета четко демонстрируют политические расклады в правительстве с уклоном на силовой блок и социалку.

Самый большой рывок в получении средств сделают Минэкономики (+628%) и Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности (+618%). Интересна логика увеличения финансирования Минстрата до 56 млрд грн, поскольку в этом году министерство из выделенных 7,7 млрд грн на программы развития оборонно-промышленного комплекса потратило всего 633 млн. Почти столько же, сколько Минобороны на розенблатовские дроны, которые не взлетают.

Бросается в глаза также трехкратное уменьшение бюджета Минвосстановления и Агентства восстановления по сравнению с нынешним годом. Их финансирование «порезали» с 119 млрд до 39 млрд грн на двоих. Агентство восстановления после резкого старта может сворачивать деятельность по восстановлению: из плановых 26 млрд грн 23 млрд придется отдать как погашение прежних кредитов Укравтодора. Еще меньше — 12,5 млрд грн предполагают направить Минвосстановления.

При этом минимальные потребности на восстановление Украины в 2024 году почти в пять раз выше и достигают более 170 млрд грн.

Из них самые важные:

  • компенсации за уничтоженное жилье в сумме 20 млрд грн, которые планировали выплатить людям на приобретение более 10 тыс. квартир и 6 тыс. домов;
  • строительство объектов защиты критической инфраструктуры;
  • комплексное восстановление населенных пунктов;
  • завершение реализации объектов, чтобы те не стали долгостроями, в целом на сумму еще около 53 млрд грн.

Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии, наиболее прозрачно финансирующий объекты восстановления, в 2024 году, по прогнозам, уменьшится вдвое. Ведь теперь его будет наполнять только один источник — средства, конфискованные у российских физических и юридических лиц на территории Украины (в этом году это 25,8 млрд грн из 62 млрд).

Таким образом, в 2024-м стоит ожидать, что замороженными будут:

  • меры по восстановлению;
  • программа «єВідновлення».

Rollback of reforms

Ukraine Facility механизм, разрабатываемый Еврокомиссией, предусматривает 50 млрд евро на восстановление Украины в течение следующих четырех лет. Но европейские инвестиции нам дадут только в обмен на украинские реформы, а также антикоррупционные механизмы и инструменты прозрачности.

Ключевые достижения, которые удалось наработать в 2023 году, — приоритезация проектов восстановления, публичность работы фондов, старт электронной системы восстановления DREAM — Кабмин может «умножить на ноль» одним лишь резервным фондом. Это удобный механизм для правительства, когда средства направляют через подконтрольные ЦОИВ, а не комиссию Фонда, заседание которой транслируется.

Именно через него в ручном режиме в следующем году планируют восстанавливать всю критическую инфраструктуру — от дорог и мостов до водопроводов и сооружений защиты критических объектов.

Так, Минэкономики оставляет за собой право финансировать некоторые проекты восстановления (в частности, дороги) через механизм резервного фонда, а не на базе уже сформированных государственных институтов. Уже в краткосрочной перспективе это может привести к их разрушению и необходимости создавать новые фактически с нуля.

Международным партнерам вряд ли понравится, что после почти года разработки методологии в Украине отказываются от правил приоритезации проектов восстановления и пренебрегают публичностью. Именно эти два условия остановили выделение миллионов на стадионы и бассейны в войну.

Главным риском всего этого может стать уменьшение доверия к Украине и, как следствие, поддержки.

Что можно сделать

Одна из главных проблем состоит в коротком сроке существования работающих инициатив. Например, Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии в 2023 году был предусмотрен согласно бюджетной программе и регулируется законом о государственном бюджете только на определенный год.

Соответственно, все механизмы прозрачности и снижения коррупционных рисков исчезают, как только исчезает соответствующая программа или графа финансирования на год. Кроме этого, это может привести к сворачиванию DREAM, которая прямо противоположна «ручному режиму», ведь работает по принципу «все видят всё» и ориентирована на прозрачное восстановление.

Для того чтобы все наработанные инструменты, позволяющие общественности и СМИ контролировать расходы, работали, нужно предусмотреть создание фонда на уровне Бюджетного кодекса — по примеру Государственного фонда регионального развития.

Национальный фонд восстановления

Внесение изменений в Бюджетный кодекс может решить ситуацию. Сейчас такая инициатива есть. Как подтверждают документы, имеющиеся в нашем распоряжении, депутаты будут предлагать создать Национальный фонд восстановления.

Поправки к законопроекту №10037 будут внесены во втором чтении и будут предусматривать изменения в статью 24 Бюджетного кодекса (резервный фонд) по созданию постоянно действующего Нацфонда восстановления.

В чем плюсы

Во-первых, аргументом «за» является то, что в Фонде попытаются объединить распыленную сейчас международную помощь на мероприятия по восстановлению и преодолению последствий вооруженной агрессии, а также средства Компенсационного фонда для возмещения убытков (Гаага) и деньги общего фонда госбюджета, предусмотренные на восстановление.

Во-вторых, и это самое важное, ко всем расходам из Фонда планируют применить критерии приоритезации, как это начало работать в Фонде ликвидации. Важно предусмотреть, чтобы такая приоритезация стала обязательной для выбора объектов. Это позволит использовать средства только с учетом первоочередности потребностей населения.

Эти два ключевых условия могут упростить мониторинг расходов на восстановление, а также не допустить финансирования неактуальных проектов.

На что предлагают направлять средства Нацфонда

Можно ожидать, что Фонд станет источником финансирования всех направлений восстановления (от компенсации за жилье до восстановления социальных объектов), в частности следующих:

  • разработка проектно-сметной документации (ПСД), демонтаж и строительство объектов жилого назначения, общественных зданий и сооружений, объектов инфраструктуры, защитных сооружений гражданской защиты и другого недвижимого имущества, которое уничтожено либо повреждено или которое необходимо для преодоления последствий вооруженной агрессии РФ;
  • закупка школьных автобусов, специализированного санитарного транспорта для центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, специального транспорта для коммунальных предприятий по благоустройству территорий;
  • разработка ПСД и строительство объектов критической инфраструктуры и других инженерно-технических средств по их защите;
  • проекты комплексного восстановления населенных пунктов, пострадавших вследствие полномасштабной вооруженной агрессии РФ;
  • компенсации гражданам за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества вследствие боевых действий;
  • софинансирование из государственного бюджета в определенном грантовыми соглашениями объеме для осуществления мер по восстановлению Украины и преодолению последствий, вызванных полномасштабной вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины;
  • другие работы и услуги для осуществления мер по восстановлению Украины и ликвидации последствий полномасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, по решению Кабинета министров Украины.

Чего нет

Важно по примеру Фонда ликвидации предусмотреть деятельность комиссий по рассмотрению заявок на финансирование перед принятием решения Кабмина, возможность подавать проекты органами местного самоуправления (это особенно актуально с учетом того, что они остались без военного НДФЛ), публикацию всех обращений на финансирование до заседания комиссий, а также отчетов использования средств, отчетов приоритезации и применения DREAM в этом процессе.

***

В течение прошлых дней и недель Украина получила ряд звоночков, которые лучше каких-либо выводов говорят о ситуации с реформами и будущей поддержке социального блока и восстановления.

Во-первых, Белый дом недвусмысленно намекнул на необходимость ускорить реализацию реформ и борьбу с коррупцией, прислав шорт-лист с дедлайнами от трех месяцев до полутора лет. Среди ключевых — назначение генеральных инспекторов по восстановлению в правительстве.

Во-вторых, США назначили генерального инспектора Минобороны Роберта Сторча наблюдателем за помощью в Украине, чтобы иметь информацию, что «американская помощь достигает целевых бенефициаров, поставленных целей и защищена от мошенничества и коррупции». Он начнет работу с 18 октября и будет сотрудничать с Госдепом и USAID. Сейчас готовятся 79 отчетов об использовании помощи США.

В-третьих, Евросоюз работает над разработкой инструмента оказания помощи в рамках 50-миллиардного Ukraine Facility, выплаты по которому возможны после ежеквартальной проверки выполнения условий.

Как видим, информации для размышлений более чем достаточно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме