Значимыми характеристиками платежного баланса в 2023 году стали увеличение финансовой поддержки Украины западными союзниками и расширение дефицита торгового баланса. В 2024-м вырастут риски нестабильности, связанные как с текущими, так и с финансовыми операциями платежного баланса. В такой ситуации удержание внешнеэкономической устойчивости потребует от украинского государства и субъектов экономики чрезвычайных усилий.
Дефицит текущего счета платежного баланса в 2023 году ориентировочно составит 8,1 млрд долл. США, или 4,6% ВВП, при том что в 2022-м наблюдался профицит в сумме 8 млрд долл. Положительное сальдо финансового счета в 2023 году может достичь 19 млрд долл., тогда как в 2022-м это сальдо было отрицательным (см. табл. 1). Отток валюты по текущим операциям при излишке ее поступлений по финансовым дает плюсовое общее сальдо баланса, которое в 2023 году будет равняться почти 12,6 млрд долл.
В 2024–2025 годах отрицательное сальдо текущего счета, с высокой вероятностью, углубится, что связано с дальнейшим наращиванием импорта при уменьшении поступлений текущих трансфертов. Грантовая и гуманитарная помощь из-за границы в процентах к ВВП, вероятно, претерпит двукратное снижение по сравнению с 2022–2023 годами.
В результате дефицит текущего счета может составить 7,1% ВВП в 2024 году и 9% ВВП в 2025-м. Но согласно существующим прогнозам общее сальдо платежного баланса останется слабо положительным или нулевым вследствие активной кредитной поддержки правительства Украины внешними донорами.
В 2023 году мы получим рекордный дефицит торгового баланса — примерно 39,5 млрд долл., что в десятки раз превышает дефицит в 2021-м и в 1,5 раза дефицит в 2022 году (см. табл. 1). Это связано с тем, что в первый год военных действий существенно сократились экспорт и импорт товаров и услуг, а в 2023-м импорт начал восстанавливаться при продолжающемся снижении экспорта. В 2023 году относительно 2021-го стоимостные объемы импорта выросли на 7,5%, а объемы экспорта сократились на 37,4%.
Разрушение производственных мощностей и инфраструктуры, изъятие из оборота сельскохозяйственных угодий и сокращение рабочей силы под влиянием военных действий подрывают экспортную состоятельность Украины и углубляют разрывы платежного баланса. К этому же приводит и блокирование транспортных маршрутов для экспорта агрессором и его приспешниками в Польше, Словакии, Венгрии. Сейчас степень покрытия импорта экспортом составляет всего 56,4%, в то время как в 2021 году она приближалась к 100%.
В составе товарного экспорта во время войны больше всего сократились поставки минеральной продукции, черных и цветных металлов, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности. Что касается импорта, то наибольшие темпы его роста были зафиксированы в части машин, оборудования, транспортных средств и приборов, а также черных и цветных металлов и изделий из них.
Кроме внешнеторговых сделок, отток валюты происходит и из-за приобретения внешних финансовых активов резидентами. Данные рисунка указывают на основные статьи притока и оттока иностранной валюты в Украине в 2023 году.
Прирост наличной валюты вне банков за 2023 год составит около 11 млрд долл. Опираясь на данные международной инвестиционной позиции Украины от НБУ, можно прогнозировать, что в конце года запасы иностранной валюты во внебанковском обращении приблизятся к 120 млрд долл., значительно превышая объемы гривневых и валютных депозитов в банках Украины. Таковы последствия хронически низкого доверия к стабильности национальной валюты и результаты политики «привлекательности гривневых активов» от НБУ. Отток капитала из-за прироста валютных накоплений сужает финансовый потенциал Украины в части поддержки внутренних инвестиций и оборотных средств предприятий, а также усиливает неустойчивость платежного баланса.
Разрывы платежного баланса Украины и дефицит бюджета покрывались в значительной степени внешним официальным финансированием, объемы которого в 2023 году составят 41,2 млрд долл. Внешнее финансирование правительства стало основным компонентом валовых международных резервов Украины, достигших в начале декабря 38,8 млрд долл.
Внешняя помощь играла критически важную роль в поддержке военных усилий украинского государства, удержании макрофинансовой стабильности и обеспечении предоставления публичных услуг (образовательных, медицинских, социальных) населению во время войны.
В части бюджетной поддержки наибольшим донором Украины в 2023 году стали коллективные институты ЕС, от которых на середину декабря получено 16 млрд евро кредитных средств. США выделили 10,9 млрд долл. грантовой помощи. Значительные объемы льготных кредитов и гарантий поступили от правительств Канады (1,8 млрд долл.), Японии (1,5 млрд долл.) и Великобритании (1 млрд долл.).
Что касается суммарной финансовой, военной и гуманитарной помощи Украине с начала войны, то ее объемы на начало ноября достигли 255 млрд евро (данные Кильского института). ЕС и его государства-члены задокументировали 133,5 млрд евро помощи Украине, включая 83,7 млрд евро финансовой помощи и 41,4 млрд евро военной помощи (см. табл. 2). Сейчас на ЕС приходится 55% помощи западных демократий Украине. Вместе с тем США обязались предоставить Украине помощь трех видов на сумму 71,4 млрд евро, включая 42,9 млрд евро военной помощи.
В декабре 2023 года при пересмотре программы EFF МВФ повысил оценку потребностей Украины во внешнем финансировании на период до 2027 года с 114 млрд до 122 млрд долл. в связи с увеличением планового дефицита бюджета. По оценкам МВФ, у Украины неплохие перспективы получить это финансирование, особенно с учетом готовности ЕС утвердить 50-миллиардный пакет помощи нашей стране.
Но, к сожалению, в структуре международной помощи Украине преобладают кредитные средства: их доля по итогам 2023 года составит 65%. Такая ситуация порождает опасность долгового кризиса, поскольку долговые выплаты из бюджетов последующих периодов будут стремительно увеличиваться. Прогноз МВФ предполагает, что размер государственного и гарантированного государством долга в 2025 году достигнет 98,5% ВВП по базовому сценарию и более 130% ВВП по нисходящему сценарию.
В таблице 3 приведены запланированные объемы внешнего финансирования Украины на 2023 и 2024 годы. Помощь от официальных двусторонних доноров останется основным компонентом такого финансирования. В поддержку бюджета в следующем году международные партнеры и МВФ направят 37,3 млрд долл. Это финансирование будет предоставляться в основном на льготных условиях. Прогнозная величина чистого финансирования от размещения внутренних облигаций составит всего 3,8 млрд долл.
Риски, связанные с получением внешнего финансирования в 2024 году, значительны, и для сохранения устойчивости экономики его ритмичное поступление крайне важно. Солидарность международных партнеров с Украиной и своевременное внешнее финансирование в сочетании с размещением облигаций на внутреннем рынке должны создать основу для выполнения плановых показателей бюджета, недопущения кредиторской задолженности правительства и удержания социально-экономической стабильности в стране.
На 2024 год запланировано провести так называемую долговую операцию — реструктуризацию государственного долга перед владельцами еврооблигаций со списанием некоторой его части. Облегчение долговой нагрузки стало бы важным шагом к снижению потребностей правительства в займах и справедливому распределению бремени финансирования между разными группами кредиторов. В Меморандуме МВФ акцентирует внимание на том, что украинская власть должна обеспечить экономию средств благодаря долговой операции в сумме 1–1,7% ВВП в год в течение 2024–2027 годов.
Предполагается, что долговая операция будет согласована с параметрами анализа долговой устойчивости от МВФ и основана на равном отношении к разным группам кредиторов. Можно ожидать, что процесс реструктуризации долга перед владельцами еврооблигаций начнется в январе 2024-го и завершится к середине года.
Как уже отмечалось, обеспечение платежеспособности государства и удержание макрофинансовой стабильности потребуют реструктуризации внешнего долга коммерческим и официальным двусторонним кредиторам с применением как минимум 60% дисконта к номиналу долговых обязательств.
При шоковом сценарии развития событий в 2024 году — возникновении критических потребностей в финансировании, задержке внешних привлечений и т.д. — правительство будет вынуждено прибегать к экстраординарным мерам. Среди них: изъятие государственных депозитов, сокращение бюджетных расходов, дополнительные займы на рынке ОВГЗ, получение эмиссионного финансирования от НБУ.
Таким образом, ключевыми факторами рисков для устойчивости платежного баланса Украины в ближайшей перспективе останутся:
- значительное отрицательное сальдо торговли товарами и услугами в условиях продолжающегося сокращения поступлений от экспорта при сохранении высоких потребностей в импорте;
- отток украинского капитала в наличную валюту и зарубежные ценные бумаги при наличии значительных потребностей во внешнем финансировании;
- существенная зависимость от масштабного внешнего финансирования, являющегося политически обусловленным и потенциально нестабильным.
Для смягчения этих рисков, наряду с эффективными военно-оборонными действиями, очень важно добиваться восстановления экспортных мощностей и разблокирования экспортных маршрутов, перекрытия каналов вывода национального капитала во внешние активы, усиления политической коалиции с западными союзниками и получения от них достаточной военно-экономической поддержки.