Бюджет-2025: основные показатели и векторы изменений

ZN.UA Инфографика Опрос читателей
Поделиться
Бюджет-2025: основные показатели и векторы изменений © depositphoto/Olivia

Проектом бюджета на 2025 год закладывается уменьшение относительной величины доходов Сводного бюджета до 33,3% ВВП по сравнению с 41,9 и 47,5% ВВП в 2022–2023 годах. Аналогичная траектория присуща и динамике доходов бюджета без учета иностранных грантов (см. рис. 1). Это указывает на определенные резервы увеличения как доходной, так и расходной частей бюджета, которые будут задействованы при доработке проекта бюджета.

Расходы Сводного бюджета в 2025 году прогнозируются на уровне 52,7% ВВП, что ниже плана 2024-го (56,9% ВВП), но выше довоенного уровня (33,9% ВВП). Ровно половина бюджета 2025 года будет покрывать функции обороны, безопасности и охраны правопорядка. Расходы после вычитания этих функций — 26,4% ВВП — будут почти соответствовать уровню 2023 года, но отставать от показателей 2021–2022 годов.

На рис. 2 показана траектория расходов Сводного бюджета по функциям государства. В процентах к ВВП наиболее заметно выросли расходы на оборону — с 2,3% ВВП в 2021 году до 32,1% ВВП в 2023-м. Проектом бюджета на 2025 год закладывается их снижение до 18,8% ВВП, но в случае продолжения боевых действий до конца 2025-го надо ожидать внесения поправок в бюджет с увеличением оборонных расходов. Расходы на общественный порядок и безопасность должны вырасти с 3,2% ВВП в 2021 году до 7,5% ВВП в 2025-м, оставаясь на неизменном уровне с 2024 года.

Направление существенной части бюджетных ресурсов на финансирование военно-оборонных действий в условиях внешней агрессии сопровождается сокращением реального финансирования сфер социальной защиты и развития человеческого капитала. Так, расходы Сводного бюджета на образование в 2025 году должны составить 4,4% ВВП, тогда как в 2021-м они достигали 5,7% ВВП. Основное бремя сокращения бюджетного финансирования придется на общее среднее образование (падение на 0,7 процентного пункта ВВП относительно 2021 года) и высшее образование (падение на 0,4 п.п.).

Расходы на здравоохранение предполагается уменьшить с 3,7% ВВП в 2021 году до 2,9% ВВП в 2025-м. Притом что в 2022–2024 годах они финансировались на более высоком уровне. Уменьшение перечня или качества медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения при массовых ранениях людей на фронте и в тылу — крайне опасное явление. Во время войны расходы бюджета на медицинские услуги, очевидно, должны носить приоритетный характер и финансироваться на надлежащем уровне.

Расходы на социальную защиту достигнут в 2025 году минимальной отметки — 5,7% ВВП, в то время как в 2022–2023 годах они финансировались на уровне 8,7 и 7,9% ВВП. Номинально расходы этого вида будут уменьшены на 54,5 млрд грн относительно плана на 2024 год, что объясняется сокращением дотаций Пенсионному фонду, выплат жилищных субсидий и пособий гражданам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. С 1 января 2025 года запланировано внедрение базовой социальной помощи, которая заменит помощь малообеспеченным семьям; лицам с инвалидностью; помощь на детей одиноким матерям и на детей в многодетных семьях и т.д.

Все более растущие объемы бюджетных средств будут поглощаться процентными выплатами по долгу, которые в 2025 году достигнут 5,7% ВВП. В 2025-м по этой статье будет израсходовано на 72 млрд грн больше, чем в 2024 году. Движущими силами роста таких выплат являются удержание на высоком уровне учетной ставки НБУ и предложение банкам высокодоходных депозитных сертификатов. Это сужает бюджетное пространство для финансирования как оборонных, так и социально-гуманитарных расходов государства.

Анализ расходов по экономической структуре указывает на тревожную тенденцию сокращения доли капитальных расходов бюджета: с 9% их общего объема в 2021 году до 7,3% в 2024-м и до 5,4% в 2025 году (см. табл.). Относительно ВВП капитальные расходы должны уменьшиться с 3,2–3,7% в 2023–2024 годах до 2,6% ВВП в 2025-м.

Источник: рассчитано автором по данным веб-портала бюджета и законопроекта №12000 от 14.09.2024.
Источник: рассчитано автором по данным веб-портала бюджета и законопроекта №12000 от 14.09.2024.

В условиях действия военного положения капитальные расходы имеют критическое значение для национальной безопасности, обороноспособности и жизнеспособности экономики. Ведь значительная их часть имеет форму приобретения оружия и военной техники, возведения инженерно-фортификационных сооружений, восстановления энергетических объектов, устранения повреждений транспортной и социальной инфраструктуры.

В составе оборонных расходов в 2025 году на финансирование развития, закупки, ремонта вооружения, оборудования и военной техники должно быть использовано 488 млрд грн, или 5,8% ВВП. Для сравнения: в 2023 году по этой программе было израсходовано 833 млрд грн, или 12,7% ВВП, а по плану на 2024-й — 6,4% ВВП (см. рис. 3).

Вместе с тем текущие расходы Минобороны на обеспечение деятельности ВСУ (на выплату денежного обеспечения, подготовку войск, поддержку ветеранов и членов их семей) в 1,5–2 раза превышают расходы на приобретение и модернизацию оружия.

Плановое бюджетное финансирование 2024–2025 годов обеспечивает оплату приблизительно 1/3 продукции, которую могут производить отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Такое положение дел приводит к трагическим последствиям: увеличиваются человеческие потери в рядах ВСУ, снижается результативность военно-оборонительных действий Украины.

Увеличение оборонного заказа на приобретение оружия и военной техники, на мой взгляд, должно было бы реализовываться путем привлечения дополнительных доходов бюджета на финансирование обороны, а также путем перераспределения средств между текущими и инвестиционными расходами Министерства обороны и других силовых ведомств.

Стоит отметить, что уже начаты прогрессивные институциональные изменения при управлении государственными инвестициями. Разработанная при поддержке Всемирного банка модель управления инвестициями предусматривает, что доступ к бюджетному и донорскому финансированию получат только те публичные инвестиционные проекты, которые внесены в единый проектный портфель и прошли предварительную оценку.

Одним из факторов сокращения капитальных расходов бюджета является необоснованное наращивание расходов на органы государственной власти. По нашим подсчетам, в бюджете-2025 на 15 и больше процентов ассигнования будут увеличены на аппараты 23 министерств и ведомств Украины. В частности, аппарат Фонда государственного имущества будет обходиться бюджету почти втрое дороже, чем в 2024 году, а Министерства аграрной политики — в 2,4 раза. Расходы на администрацию Государственной пограничной службы вырастут на 58%, аппарат Министерства развития громад, территорий и инфраструктуры — на 47%, Бюро экономической безопасности — на 44%, Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку — на 40%, Уполномоченного по защите государственного языка — на 35%.

То есть в то время, когда государство критически нуждается в ресурсах на материально-техническое обеспечение Сил обороны, на защиту и восстановление энергетической инфраструктуры, бюджетные ресурсы поглощаются управленческими структурами гражданской сферы. Интересны и такие сравнения: в 2023 году на финансирование государственного управления из Сводного бюджета израсходовано 99,8 млрд грн, в 2024-м ожидаются 139,1 млрд, а 2025 году — 209,7 млрд грн.

Поражают и разрывы между средней зарплатой в экономике Украины (20,6 тыс. грн в 2024 году) и в органах государственного управления. В августе 2024-го в топ-20 управленческих органов месячная зарплата варьировалась от 59 тыс. грн в Минэкономики и Госслужбе по делам детей до 69 тыс. в Государственной налоговой службе, 72 тыс. в секретариате Кабинета министров, 74 тыс. в Министерстве цифровой трансформации, 80 тыс. в Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания, 97 тыс. в Антимонопольном комитете и 112 тыс. грн в Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

При уже существующих разрывах в оплате труда смущают и темпы роста фонда оплаты труда для избранных структур, запланированные на 2025 год. Так, относительно 2024 года расходы на оплату труда в Бюро экономической безопасности должны повыситься на 75%, в Нацкомиссии по ценным бумагам — на 50, у Уполномоченного по защите государственного языка — на 43, в Государственной налоговой службе — на 39, в Счетной палате — на 38, в Национальном антикоррупционном бюро — на 28%.

Очевидно, что ведение продолжительной войны с экзистенциальным врагом требует максимально возможной мобилизации ресурсов на приоритетные цели и достижения высокой степени национального единства. Но очерченные выше процессы, вероятно, будут порождать противоречия между разными общественными слоями и отрицательно влиять на социально-экономическую устойчивость страны. Адекватная реакция государства на существующие вызовы требует взвешенного планирования бюджетных расходов и устранения указанных противоречий при доработке проекта бюджета Кабинетом министров и Верховной Радой.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 2
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Volodymyr Deyneha
7 Мая 2019, 15:30
Все это оторванные от реальной жизни иссинуации. Сначала каждого ФОПа нужно перевести на полный безнал и строгий учет доходов (кассовый аппарат, банк и не меньше). Автор не замечает или не хочет замечать что ФОПы не показываюит реальных доходов, которые во много раз больше и которые уж никак не облагаются. В реальной жизни так называемые журнали учета дохода теряются, платиться небольшой штрай и все ОК. Так что это все полная туфта. А айтишники если выедут в другие страны будут платить далеко не 5% а гораздо-гораздо больше. Ну и по другим доходам от ФОП типа Ндс. При таком охвате ФОП как в Украине повседневные товары покупаються также у ФОП и НДС от такого оборота нет. Путь автор посмотрит на реальный уровень жизни большинства ФОП, который гораздо больше чем представляется автору. Эта статься выглядит как социальный заказ на сохранение ФОП как одного из основных источников теневых денег в Украине. НИКТО ИЗ ФОП НЕ ПОКАЗЫВАЕТ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ И ОБОРОТОВ,
Ответить Цитировать Пожаловаться
Баранцев Михаил
9 Мая 2019, 21:57
Увы, вместо обсуждения - безапелляционные и ничем не подкрепленное заявление. Может потрудитесь привести ссылки, официальную статистику, подтверждающие, что "никто из ФОПов не показывает реальных оборотов" ? Я - предприниматель с 21-летним стажем. Работаю через банк в пределах лимита, журнал учета доходов присутствует в первозданном виде и, как ни странно, ни разу не терялся. Очень рекомендую Вам перед тем, как писать подобные комментарии выучить материальную часть - Налоговый Кодекс, зарегистрироваться в качестве ФОПа, и в этом статусе построить своими руками хотя-бы собачью будку - чтобы понимать на практике предмет обсуждения. Что касается НДС, то все очень просто. Любой ФОП по определению перекупает товары у производителя - плательщика НДС. НДС со стоимости товара удерживается производителем. НДС с добавленной стоимости ФОП оплачивает покупая товары повседневного спроса для себя - посмотрите на чек любого супермаркета или бензозаправки. О чем, собственно, и есть статья.
Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме