Украина рискует остаться без стратегически важного производства титана

ZN.UA Инфографика
Поделиться
Украина рискует остаться без стратегически важного производства титана © ФДМУ/privatization.gov.ua

Правительством Украины принято решение выставить на продажу через онлайн-аукцион Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК) и включить в объекты большой приватизации Демуринский горно-обогатительный комбинат.

Мы не противники приватизации как такой и разделяем мнение, что частный собственник эффективнее, чем государство.

Но при условии, что этот собственник руководствуется законами экономической целесообразности, а не действует вопреки им с целью уничтожения производства, контроль над которым он получит. Такие инвестиции называются коррозионными. За подобными инвестициями скрытно стоит, как правило, капитал агрессивного государства, проводящего гибридные операции по экономической линии с целью уничтожения экономики страны-жертвы.

То есть коррозионные инвестиции — это инвестиции в экономику другой страны, преследующие не экономические, а политические цели по уничтожению или покорению избранного агрессором государства. Целью коррозионных инвестиций, на первый взгляд, являются отдельные предприятия, но на самом деле с совокупностью пораженных экономических объектов уничтожаются отдельные отрасли экономики и/или достигается поставленная политическая цель. Реальный замысел агрессора становится понятным на завершающей стадии конкретной операции, когда предотвратить разрушительные последствия сложно, а в некоторых случаях и невозможно.

Анализ показывает, что с 1995-го по 2021 год из более чем 1,5 тыс. стратегических предприятий Украины, переданных решением Кабинета министров на приватизацию, около 42% ликвидированы или находятся на стадии банкротства. В наибольшей степени поразили коррозионные инвестиции перерабатывающую промышленность — около 50% потерь, добывающую промышленность и карьеры — почти 47%, научную и техническую деятельность — около 35%.

В этой статье рассмотрена потенциальная опасность очередной коррозионной инвестиции. В объявленном правительством аукционе может принять участие любое физическое или юридическое лицо, характеристики которого не противоречат требованиям пункта 2 статьи 8 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества».

При всей внешней юридической выверенности этого подхода он абсолютно не учитывает реалии военного времени, особенности и опасность последствий продажи неизвестным «формально чистым» структурам залежей такого стратегического сырья, как руды титана, циркония и гафния, в условиях долгосрочной войны.

Выставленные на приватизацию объекты критически необходимы РФ, и на протяжении длительного времени она пытается установить над ними контроль.

Добив полуразрушенную и истощенную перерабатывающую титановую промышленность Украины, россияне лишат нас надежды на послевоенное развитие титановой отрасли на годы вперед. Восстановление титановой промышленности — очень комплексная и многоуровневая задача, от решения которой зависит не только экономика, но и национальная безопасность Украины и, без преувеличения, в значительной степени и стран Запада.

Приватизация сразу всех мощных государственных добывающих предприятий несет две стратегические угрозы:

  • установление страной-агрессором контроля над добывающими предприятиями;
  • лишение сырья мощных стратегических для экономики Украины предприятий перерабатывающей промышленности.

Для начала немного базы, без понимания которой «титановая трагедия» может незаслуженно лишиться внимания и реакции общества.

Основой металлургической титановой промышленности (металлический титан) является производство губчатого титана (титановая губка) — промежуточного продукта в процессе изготовления металлических титановых слитков.

Эта первая стадия переработки сырья в металлический титан является узким горлышком во всем процессе. Дело в том, что титановую губку, без которой невозможно изготовить металлический титан, производят всего семь стран мира: Китай (220 тыс. тонн губчатого титана в год), Россия (более 50 тыс. тонн), Казахстан (около 15 тыс. тонн), Япония (60 тыс. тонн), Саудовская Аравия (принадлежит японской компании, 12 тыс. тонн), Индия (300 тонн) и Украина (проектная производственная мощность 20 тыс. тонн).

Как видим, из всех стран-производителей надежными партнерами Запада являются только Япония и Украина. Собственно, Запорожский титаномагниевый комбинат является единственным в Европе производителем губчатого титана.

Украинский титан на службе в России

При каждом взлете вражеской авиации или ракетной атаке Россия приносит в наши дома разрушения, трагедии, смерти, а также… украинский титан. Именно так, металлический титан, без которого не существует ни один военно-промышленный комплекс (ВПК), в России десятилетиями выплавлялся из украинского сырья.

Так, в ракете Х-101, которой был нанесен удар по «Охматдету», до 70% веса (без учета топлива и боевой части) приходилось на титан.

Есть ли в этом металлическом титане доля украинского сырья? Короткий ответ — очень вероятно.

В СМИ неоднократно появлялись материалы о том, что украинский титан продается в РФ. Чиновники вместо того, чтобы дать обществу исчерпывающие разъяснения на конкретный вопрос, а из чего именно россияне производят ракеты, прибегают к размытым размышлениям о роли ильменитового сырья в выпуске химической продукции.

А с недавних пор коронной фишкой становится ответ на любую критику власти и на любой вопрос: это российская ИПСО.

Уже само такое поведение ответственных лиц опосредованно свидетельствует о том, что обвинения со стороны журналистов небезосновательны.

На это указывают и другие признаки.

Во-первых, именно Украина была основным поставщиком титанового сырья в РФ.

В 2013 году, накануне начала российской агрессии, из Украины поставлялось 98,9% от общего российского импорта титанового сырья. Заметим, что в то время в России вообще не было химического производства, которое бы нуждалось в титановом концентрате. То есть все это сырье шло на изготовление металлического титана, а в дальнейшем на производство самолетов, ракет, кораблей и другой продукции ВПК.

Не остановились, а, наоборот, выросли в абсолютных цифрах поставки и после начала агрессии. Как показывает анализ международных открытых баз данных, в том числе и данных ООН, с 2013-го по 2021 год именно Украина оставалась основным поставщиком титанового сырья в Россию. Среднегодовые поставки из Украины в этот период составляли около 80% от общего количества российского импорта, а в некоторые годы эта доля превышала 90%.

ZN.UA

То есть поставки титанового сырья во время войны, после временной оккупации Крыма и в ходе и после горячих боев на Донбассе, не прекращались.

Не прекратились они и после смены власти, держась в 2019–2020 годах на уровне около 80% от общего российского импорта. Только в предвоенный 2021 год в Россию было поставлено 100 тыс. тонн титанового сырья, что составляло почти 47% от всего объема, полученного Россией.

Исходя из этих цифр, можно уверенно сказать, что ракеты, прилетевшие нам на головы 24 февраля 2022 года, изготовлены из украинского титанового сырья.

Во-вторых, в условиях, когда прямые поставки в РФ стали невозможны, часть титанового сырья поставляется не его потребителям, а посредникам, которые к использованию этого сырья никакого отношения не имеют. Не будем приводить отдельные примеры. Их много и они системные. В этом легко убедиться, исследовав информацию из открытых международных баз данных.

В-третьих, по странным причинам не задействованы существующие механизмы, которые бы эффективно противодействовали непрозрачной торговле стратегическим сырьем, в частности, возможности Государственной службы экспортного контроля Украины (ГСЭКУ).

Почему молчит Госслужба экспортного контроля?

Экспорт Украиной рутиловых концентратов, а также других компонентов для изготовления металлического титана и даже готовой продукции из металлического титана по неизвестным, но странным причинам не контролируется Государственной службой экспортного контроля Украины. Это создает предпосылки для обеспечения российской промышленности (в том числе ВПК) качественным украинским сырьем и для развития международных криминальных посреднических схем по реализации этих поставок.

Непонятным и нелогичным выглядит нераспространение процедуры получения разрешения ГСЭКУ на экспорт перечисленной выше титановой продукции. Такая процедура обязывает украинского экспортера указать конечного получателя экспортируемой продукции. Процедура возлагает обязанность на соответствующие спецслужбы проверить этого конечного получателя, а также обязывает ГСЭКУ проконтролировать и зафиксировать факт поставки продукции именно указанному потребителю.

Странная и нелогичная ситуация: ильменитовые концентраты, 95% которых идет на белила, резину, бумажную продукцию и пластик, должны проходить разрешительную процедуру, а рутиловые концентраты, как и полуфабрикаты для изготовления металлического титана, — почему-то нет.

Какие-либо попытки поставить их под экспортный контроль сопровождаются заявлениями определенных экспортеров, предпринимателей и чиновников о попытках уничтожить таким образом титановую отрасль. Обществу безапелляционно, манипулятивно и абсолютно неправдиво навязывается ошибочное мнение, что именно ильменит и только ильменит должен подпадать под экспортный контроль, а все остальное из перечисленного не имеет никакого отношения к производству Россией оружия.

В Украине есть три мощных поставщика титанового сырья на экспорт: Государственное предприятие «Объединенная горно-химическая компания», горно-обогатительные комбинаты, относящиеся к структурам Дмитрия Фирташа, и ООО ВКФ «Велта» (точнее, группа компаний «Велта») Андрея Бродского.

Сложно ли в этих условиях выяснить, через кого именно происходят поставки стратегического сырья агрессору, и остановить бизнес на крови? Нет, несложно. Необходима только политическая воля.

Первым простым и показательным шагом в этом будет поставить под экспортный контроль весь перечень стратегического титанового сырья, которое может использоваться для производства оружия.

Украина не должна превратиться в сырьевой придаток мировой экономики

На сегодняшний день в титановой отрасли экономики сложилась следующая ситуация.

В государственной собственности находятся:

  • три крупнейших из работающих предприятий добывающей отрасли (титановое сырье);
  • стратегические предприятия перерабатывающей отрасли (производитель губчатого титана Запорожский титаномагниевый комбинат, самый большой в Украине производитель химических удобрений и красителей ПАО «Сумыхимпром», один из крупнейших производителей цирконо-гафниевой продукции, в том числе для атомной энергетики, Государственное научно-производственное предприятие «Цирконий»);
  • ведущие профильные научные заведения.

Созданы все предпосылки для развития вертикально интегрированного промышленного производства конкурентоспособной конечной продукции.

Это длинная цепочка предприятий из разных отраслей экономики, и базируется она на отечественной добыче сырья.

Именно выпуск конечной продукции приносит сверхприбыли. Приватизация всех добывающих предприятий, которые принадлежат государству и с которых начиналась эта статья, может нанести сокрушительный удар по потенциально сверхприбыльной перерабатывающей промышленности Украины.

Заберите у государственной перерабатывающей промышленности ее сырьевую базу, и целая отрасль с невероятным научным и экономическим потенциалом просто исчезнет. Замаскированные под «рыночные отношения» отказы в поставке руды и концентратов с «приватизированных предприятий» на отечественные предприятия могут стать реальным следствием этой приватизации.

Ее инициаторы не могут этого не знать.

Что еще можно сделать?

Для того чтобы максимально предотвратить потенциальные угрозы, по меньшей мере необходимо сделать следующее.

Во-первых, пересмотреть целесообразность проведения приватизации или как минимум не выставлять на продажу все стратегические месторождения титаносодержащих руд и производства концентратов.

Во-вторых, установить и закрепить законом или подзаконным актом соответствующих органов государственной власти допуск претендентов к участию в аукционе по продаже самых крупных в Украине месторождений стратегических материалов только после тщательного мониторинга специальными службами (Службой внешней разведки Украины, Службой безопасности Украины, Главным управлением разведки Министерства обороны Украины) с рассмотрением этот вопроса на заседании СНБО Украины.

В-третьих, открыть информацию о тех, кто претендует на ОГХК и недра Украины. Общество имеет право на прозрачность процесса торгов, на которых продаются его богатства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме